Учебно-методическая разработка на тему "Здоровьесберегающие технологии в формировании личности ученика начальной школы"
Автор: Гонтарь Тамара Дмитриевна, учитель начальных классов общеобразовательной школы I-III ступеней №3, г.Дебальцево
Аннотация: Эта статья поднимает одну из главных проблем современной школы по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения. Раскрывает особенности методов и приемов здоровьесберегающих технологий, используемых в начальной школе на уроках, внеклассных мероприятиях и в работе с родителями.
Тема: Здоровьесберегающие технологии в формировании личности ученика начальной школы.
Актуальность статьи:Здоровье - самое необходимое условие успешного развития каждого человека. Здоровье - это радость жизни, желание творить, работать, делать добро, возможность любоваться красотой природы, узнавать что-то новое о мире, который нас окружает. От отношения человека к своему здоровью во многом зависит его сохранение и укрепление. Научить детей беречь и укреплять свое здоровье - одна из важнейших задач современной школы. Учитель и родители несут правовую и моральную ответственность за здоровье школьников, должны создавать положительную ауру, культ здоровья в школе и семье. Формирование культуры здоровья школьника требует немалых творческих усилий самого ученика, личного примера в отношении к собственному здоровью учителя, понимания и помощи со стороны родителей.
Цель статьи: Оказать педагогам практическую и методическую помощь по формированию у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью, овладению жизненными навыками здорового образа жизни и безопасного для здоровья поведения.
Задачи:
- Формировать у школьников представление о здоровье;
- Мотивировать положительное отношение к сохранению жизни и укреплению здоровья;
- Формировать основные жизненные навыки по здоровому образу жизни и безопасному поведению;
- Воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности.
Ход учебно-методической разработки
Человек - совершенное создание природы. И для того, чтобы он мог наслаждаться жизнью и её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье - не все, но без здоровья нет ничего», - сказал мудрый Сократ. Здоровье и развитие детей - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей в последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Речь идет не только о физическом, но и о психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние среды, достаточно низкий социально-экономический уровень жизни большинства населения страны привели к снижению защитных и приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще больше обостряет проблему. Увеличилось количество учеников с хроническими простудными заболеваниями, ухудшением зрения, сколиозом, детскими неврозами.
Многочисленные исследования последних лет доказывают, что около 25% -30% детей, которые приходят в первые классы, имеют различные отклонения в состоянии здоровья. После года обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, количество близоруких детей увеличилась с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, нарушением осанки - с 1,9% до 16,8%.
Как педагогически целесообразно организовать у младших школьников стремление к здоровому образу жизни? Обычный здоровый ребенок подвижный, быстрый, ловкий и сильный. Суточное расписание его жизни соответствует индивидуальным биоритмическим и возрастным особенностям. Неблагоприятные погодные условия, их резкое изменение на здоровом ребенке и не сказываются, потому что он закален, его система терморегуляции натренированная. Поэтому, как правило, такой ребенок не требует каких-либо лекарств. Благодаря рациональному питанию и постоянному вниманию к занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь приведен «портрет» идеально здорового ребенка, которого в жизни сегодня можно встретить нечасто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача выполнимая.
Решению этой задачи способствуют учебные программы по всем предметам начальной школы. Здоровье рассматривается как целостный и одновременно многомерный феномен через физическую, социальную, психологическую и духовную составляющие. Предусматривается включение в содержание отдельных уроков ситуаций, которые предполагают обсуждение поступков, явлений, влияющих на состояние здоровья. Например, усвоению социальной составляющей здоровья способствуют уроки, на которых дети овладевают правилами поведения, умением дружить, общаться, дружить с мальчиками и девочками и др. В частности, на уроках языка, чтения, математики, играя в сюжетно-ролевые игры «Мы - покупатели», «Мы в больнице», «Мы в библиотеке» и др., дети закрепляют важные умения и навыки, формируют этическое поведение, которое является составляющей здорового образа жизни. Необходимо подбирать учебный материал здоровьесберегающей направленности и для уроков русского языка. Например, диктанты по темам «Береги здоровье», «Никотин - яд», «Глаза», «Как появился спорт», «Где и когда изобрели коньки». На минутах каллиграфии можно записывать пословицы и поговорки, например, «Если заболел, лечи болезнь с самого начала», «Здоровье за деньги не купишь». При проведении языковых разминок на уроках литературного чтения использую скороговорки и чистоговорки с соответствующим содержанием. На уроках математики реализовать поставленную цель помогают текстовые задачи с соответствующей тематикой. В начальных классах рекомендуется использовать различные методики: сказкотерапию (совместное создание взрослыми и детьми светлой, захватывающей сказки), коллективное рассмотрение произведений искусства и моделирование работ из различных материалов (клочков бумаги, ткани, семена, пуговиц, растений, песка, глины), рисование различными техниками, музыкотерапию. На уроках должны преобладать такие практические методы: игровые ситуации, практические упражнения, сочетание индивидуальной работы с групповой, коллективной. Это и различные двигательные упражнения, такие как: физкультминутки, подвижные и танцевальные перерывы, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корректирующая, дыхательная, по профилактике простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинги.
Элементы самомассажа:
1. «Массаж живота» (скульптор вымешивает глину). Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони, кулаком.
2. «Лебединая шея». Гладим шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
3. «Чебурашка». Лепим уши для Чебурашки, гладим ушные раковины, растираем за ушами.
4. «Массаж головы». Сильно нажимаем на активные точки головы пальчиками рук. Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальцами волосы.
5. «Лепим красивое лицо». Гладим лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, хлопаем по щечке, массируем нос.
6. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, нажимаем каждый пальчик.
Учитывая рекомендации ученых-гигиенистов по проведению уроков в начальных классах, физкульт-минутки в первом классе необходимо проводить дважды за урок, а в следующих классах - один раз. То же касается организации учебных занятий с младшими школьниками в группах продленного дня и в домашних условиях. Кроме того, частота проведения и содержание физкульт-минуток зависят от порядкового места урока в расписании, его содержания и сложности, физического и эмоционального состояния детей. Важно, чтобы упражнения были просты по форме, интересные по содержанию, известные детям и удобные для исполнения на ограниченной площади. Продолжительность комплекса упражнений 2-3 мин; темп медленный и средний, исходные положения - сидя за партой или стоя у парты. В комплексы физкульт-минуток для третьеклассников методисты рекомендуют включать общие физические упражнения, целевые упражнения с речитативом, имитационные движения, музыкальные паузы, игровые минуты, сюжетные упражнения и соответствующие им движения, которые имеют конкретные названия (например, «Паучок», «Конек», «Маятник» и т. д.).
Здоровый образ жизни детей зависит не только от них самих, но и семьи, общества, поэтому идеи охраны жизни и здоровья целесообразно распространить и на родительскую общественность. Для реализации программных требований особое значение имеет сотрудничество с семьей, мотивация детей на самоконтроль в ежедневном выполнении правил сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения. Родителям следует приучать своих сыновей и дочерей к занятиям физкультурой, закаливанию, выполнению режима дня. Родители должны быть активными участниками всех спортивных праздников, развлечений, экскурсий, прогулок на природу, походов, помощниками во всех начинаниях педагогов. Только в семье есть достаточно возможностей для того, чтобы знания, которые дети получают в школе, переросли в умения и навыки по здоровому образу жизни. В нашей школе с родителями учащихся систематически проводятся беседы, консультации, организуются встречи с педиатром, психологом. В «Родительском уголке» есть интересная и полезная психолого-педагогическая и медицинская информация об особенностях развития детей именно этого возраста, о составляющих здорового образа жизни, о воспитании школьника в семье. Для родителей в школе оформлен стенд «Берегите здоровье детей», «Психолог рекомендует», действует «Ящик доверия». Традиционными стали совместные семейные мероприятия: «Папа, мама и я - спортивная семья», «День Здоровья», «Масленица».
Особое внимание следует обращать родителям на осанку детей. Кстати, правильная осанка - это не только красиво, но и функционально, так как благодаря ей положение тела является наиболее устойчивым, вертикальное положение сохраняется при малейшем напряжении мышц. Итак, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник наилучшим образом амортизирует нагрузки. Плохая осанка нарушает дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются процессы окисления в организме, а это автоматически приводит к тому, что человек быстро устает как от физической, так и от умственной деятельности. Плохая осанка ребенка может привести к близорукости или остеохондрозу. Так что же делать? Выполнять простые правила: Наращивать ребенку «корсет из мышц». Хорошая осанка невозможна без равномерно развитой мускулатуры. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять, напоминать, как это правильно необходимо делать. Предложите ребенку стать к стене, прикоснуться к ней пятками, голенями, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямить, плечи развернуть, лопатки сблизить, живот втянуть, ягодицы напрячь. Это и есть правильная поза! Тело должно ее запомнить.
Физические игры - упражнения для формирования правильной осанки:
1.
«Великан».
Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя взгляд с кончиков пальцев. Идти вперед.
2.
«Военный на параде».
Вытянуть руки по швам, прижать их к туловищу и идти, как военный на параде:
носок вытянуть вперед, ногу ставить всей ступней.
3.
«Сядьте по-турецки».
4.
«Любопытный».
Лечь на пол, живот и ноги крепко прижать к полу, руки соединить в замок, позади. Следить, чтобы двигалась только голова. Выгнуть грудь, посмотреть впереди, по бокам, сзади.
5.
Игра-соревнование «С мешочком на спине».
Наклониться вперед, положить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед к обозначенной линии и обратно. Побеждает тот, кто не потеряет мешочек.
Особое внимание обращать на позу при письме, чтении, любой другой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, руки, спина имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не касаются пола, необходимо подставить стульчик, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поперечный изгиб. Чтобы расстояние до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда не придется склонять голову.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен распорядок дня. Суть распорядка дня, если говорить коротко, заключается в чередовании работы и отдыха. Следовательно, важно наладить правильное чередование умственной деятельности и отдыха детей. Но, к сожалению, и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отнимают у детей так много времени, что его совсем не остается для того, чтобы погулять, почитать, заняться любимым делом и тому подобное. Более того, некоторые наиболее старательные дети для занятий «отрывают» время от сна. Нужно ли удивляться тому, что у ребенка возникает сильное переутомление - а отсюда и существенное снижение работоспособности? Школьник попадает в заколдованный круг: он пытается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже. Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья - головной боли, ухудшению аппетита. Чтобы предупредить все эти вредные последствия, необходимо правильно спланировать распорядок дня школьника.
Учебная работа младших школьников связана с повышенной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости влияет много причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, недостаточно калорийным питанием, перенесенными заболеваниями. У детей врожденная близорукость встречается редко.
Рекомендации по предупреждению развития близорукости:
1. Правильно оборудовать рабочее место. Чаще давать отдых глазам. Через 45 минут устраивать перерыв 5-10 минут.
2. Нельзя читать на ходу и в транспорте. Во время такого чтения расстояние глаз до книги все время постоянно меняется. Глазам приходится приспосабливаться к новому расстоянию.
3. Необходимо заниматься спортом, закалять свой организм.
4. Если врач назначил очки, их надо обязательно приобрести и носить.
5. Сделайте метку на окне. (Приклеить небольшой кусок бумаги.) Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем зафиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняйте в течение 3-5 минут каждый час.
6. При сильной усталости глаз надо посидеть 15-20 минут в темном помещении.
На своих уроках я часто использую психо-гимнастику, релаксационные паузы, упражнения: «Волшебный сон», «Я сегодня вот такой ...», «Ты мне нравишься», «Улыбка», «Пожелания», «Лучик любви», под влиянием которых наблюдается общее расслабление мышц, ощущение отдыха. Это способствует восстановлению сил и работоспособности.
Выводы
Проблема воспитания у детей здорового образа жизни многоаспектная. Она требует сочетания общих и индивидуальных средств воздействия: распространение инновационных технологий, защита детей от негативных воздействий в семейном и социальном пространстве, сотрудничество с медиками и родителями по профилактике простудных и вирусных заболеваний, проведение в школе системных спортивно-оздоровительных мероприятий, обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития и интересов.
Забота о здоровье человека, особенно о здоровье ребенка - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не сборник требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонии всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности, 2 класс "Подвижные игры"
Эссе учителя физической культуры
Игровая деятельность в ГПД. Доклад