Урок чтения в 8 классе по теме: «С.А. Есенин. Слово о поэте»
Конспект урока чтения в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) по теме: «С.А. Есенин. Слово о поэте»
Данный материал будет полезен учителям чтения школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и литературы общеобразовательных школ. Это подробный конспект урока, направленного на расширение знаний учащихся о личности Есенина и его творчестве. Интеграция образовательных областей: художественной литературы, музыки, русского языка. Цель:
Вызвать интерес к личности Есенина и его поэзии.
Расширить знания учащихся о личности С.Есенина и его творчестве. Задачи: Образовательные:
1. Выяснить, что воспитывало Есенина как поэта.
2. Показать основные темы и мотивы лирики поэта.
3. Учить детей анализу литературного произведения. Развивающие:
1. Развивать у учащихся внимание к слову поэта.
2. Совершенствовать навыки литературного чтения.
3. Способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся. Воспитательные:
Воспитание у учащихся любви к Родине, ко всему живому. Коррекционные:
Коррекция эмоционального восприятия стихов Есенина. Планируемые результаты: 1. Личностные:
* Самоопределение.
* Учебно – познавательный интерес к учебному предмету.
* Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы.
* Ориентироваться в содержании стихотворения.
* Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. 2. Познавательные:
* Учащиеся должны уметь придумывать заголовок к стихотворению.
* Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение. 3. Коммуникативные:
* Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор. 4. Регулятивные:
* Развивать умение давать оценку своей работы.
* Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. Методические приёмы: беседа – диалог, слово учителя, работа с наглядными материалами, подготовленные индивидуальные сообщения учащихся, слушание и анализ песни, лингвистический анализ стихотворения, приём устного словесного рисования, конкурс чтецов. Оборудование: Портрет С.А. Есенина; мультимедийная установка; плакаты с годами жизни поэта и его изречениями; распечатанные тексты стихов поэта; словари С.И. Ожегова и В.И. Даля; выставка книг с произведениями С.А. Есенина; наборы игрушек (котика, коровы и телёнка, собаки); инструкция «Как читать стихотворение»; книга «Круглый год»; «ромашка» с загадками; музыкальная запись песни «Степь да степь кругом» на стихи И.З. Сурикова, музыку П.С. Садовского.
Уголок класса имитирован под крестьянскую избу: на полу половички; в углу – икона; повешены расшитые полотенца; на столе стоит свеча. На классной доске висит портрет С.А. Есенина и плакаты с изречениями.
Ход урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
1. Беседа по вопросам:
- Ребята, любите ли вы стихи?
- А что мы называем стихотворением? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами).
– А за что вы любите стихи? Учитель: Если вас спросят: «За что вы любите стихи», вы, пожалуй, не сразу найдёте, что ответить. Стихи нам нравятся за их музыкальность, за ритм, за содержание. Но самое главное, что стихи очень ярко и точно выражают наши чувства, наше отношение к тому, о чём мы в них узнаём. И ещё в стихах есть рифма: конь - огонь, день - тень. В вашем возрасте приходит первая влюблённость – чувство, которое делает человека лучше. И нам хочется выразить свои чувства в стихах. А ещё хочется почитать стихи поэтов о любви.
2. Девочки любят вести тетради, куда записывают анкеты, стихи, даже сами сочиняют стишки. Одна из учениц 8 класса показывает свою тетрадь со стихами, собранными ею. 3. Учитель читает небольшое стихотворение из юношеского журнала.
– Хорошее ли это стихотворение?
(В нём нет ничего высокого: ни выражения глубоких чувств, ни хорошей рифмы, ни музыкальности).
4. Слово учителя.
Плохой поэт выражает свою мысль банальными, серыми, «стёртыми» словами. Настоящий поэт ищет слова свежие, яркие, незаношенные. У любого настоящего поэта есть дар видеть красоту в вещах самых обычных, в том, в чём мы обычно ничего особенного не замечаем. Вот мы, обычные люди, часто любуемся только тем, что для нас необычно: море, горы, например. А вот умеем ли мы увидеть красоту самой обычной лесной тропинки, узорного листка, блеска зимней речки подо льдом? - Поднимите руки, кто из вас помнит самую красивую тропинку, самое красивое озеро или речку? Молодцы!
Но далеко не всегда мы это замечаем, правда?
Одним из таких настоящих мастеров Слова был русский поэт С.А. Есенин.
5. Посмотрите на этот портрет. Что бы вы могли сказать о человеке, изображённом на нём? «Обыгрывание» учащимися портрета С.Есенина.
II. Основная часть.
1. Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим о том, что воспитало Есенина как поэта;
- войдём в мир поэзии Сергея Есенина;
- будем учиться анализу поэтического текста;
- будете учиться оценивать чтение друг друга.
2. Слово учителя. Работаем с плакатом, где напечатаны даты жизни Есенина.
– Как вы думаете, что это за даты?
Две даты: 3 октября 1895г. -28 декабря 1925г. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта.
– Сколько лет прожил поэт?
30 прожитых поэтом на этой Земле лет.
- Много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в 3 раза меньше, но: его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». – А за что же, как вы думаете?
То, что он написал, - это очень много, это целый мир, он движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России. 3. Учитель обращается к выставке книг С. Есенина, показывает их. Здесь напечатаны и совсем крохотные стихотворения, и поэмы. Есенин часто повторял: «Моя лирика живёт одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». Но любовь к Родине в человеке начинается с любви к «малой» родине, к милым сердцу дорогим местам. Чтобы понять Есенина, необходимо обратиться к первоисточникам его личности и творчества. Поговорим об источниках его поэтической образности.
4. Беседа по автобиографии поэта. Выступления учащихся с подготовленными ими сообщениями. 1-й ученик. С.А. Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта дымка лесов Мещёры. Комментарий учителя. С Константиновских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое - то мгновение ты чувствуешь себя не на Земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания. 2-й ученик. Константиново… И в радости, и в печали, куда бы Есенина ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулось к отчему дому, к родным полям и лесам. Серёжа Есенин хорошо лазил по деревьям, прекрасно плавал. После лет восьми дяде он заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Летние ночи, как и все деревенские мальчишки, проводил в ночном. Может быть, уже в ту пору в чувствах и сознании мальчишки закладывалось представление о нерасторжимой близости человека и природы. 3 - й ученик. Природный мир как бы проник и в крестьянскую избу. Он обрёл новую жизнь в предметах быта – в растительных узорах, что украшали вышитые наволочки, покрывала, расписную посуду. А в красном углу висели иконы, покрытые вышитыми рушниками. Около икон горит свеча, лежит Библия. Всё это видел Серёжа Есенин в доме деда, куда был отдан на воспитание с двух лет. 4–й ученик. В семье заботились о развитии добрых нравственных качеств ребёнка. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. В доме самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на богомолье. Красота церквей, соборов трогали душу Серёжи. Учитель: Дед, Фёдор Андреевич, да и другие мудрецы на селе любили испытывать детей в отгадывании загадок. Загадка заставляла думать, развивать воображение, учила мыслить. Сейчас вы попробуете отгадать загадки, взятые из старых книг. Похожие загадки отгадывал и Серёжа Есенин в детстве. Ребята по очереди отрывают лепестки разноцветной «ромашки» и читают загадки, записанные на них:
а) Шапка набекрень,
спрятался за пень.
Кто проходит близко,
кланяется низко. (Гриб).
б) Стоит копна: впереди вилы,
Сзади метла. (Корова).
в) Кто в лесу без топоров
строит избу без углов? (Муравьи).
г) Золотое решето
Чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков,
столько беленьких жильцов. (Подсолнух) и другие. 5–й ученик. Больше всего Есенин любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение и песней же можно было привести его в какое угодно настроение.
Учитель читает воспоминание о Есенине. «Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как - то по - особенному, по - своему». Прекрасно пела русские песни его мать Татьяна Фёдоровна. Споёт она, а Сергей говорит: «Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня».
– Релаксация. Слушание старинной песни «Степь да степь кругом» на стихи И.З. Сурикова, музыку П.С. Садовского.
– Какая это песня? (Грустная, трогательная).
- О чём она рассказывает?
Возможно, эту песню пели и в семье Есениных.
Сделаем вывод:
- Что же повлияло на формирование Есенина как поэта?
- родные места, село Константиново;
- родной дом, семья;
- близость к природе, любовь к ней;
- церковь, иконы, Библия – религия;
- русский фольклор (загадки, песни, легенды).
И всё это потом «вошло» в стихи Есенина.
III. Работа над стихотворениями С.А. Есенина.
1. Давайте вспомним стихи С.А. Есенина, которые вы изучали раньше. Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта: «Берёза»; «Черёмуха»; «Поёт зима – аукает». Одноклассники оценивают чтение товарищей.
- О чём эти стихи?
- На какие темы? О природе, её красоте, так воздействующей на человека. Мальчишка из деревни, Сергей Есенин описывает красоту необыкновенными словами. 2. Слово учителя. В 1916 году вышел в свет первый сборник стихов С.Есенина. Он назывался «Радуница». – Что обозначает это слово? - Что вы знаете об этом празднике?
Комментарий учителя. По определению В.И. Даля, радуница, или, как её ещё называют, радунец, радовница, - это день поминовения усопших. Он отмечается весной, на 9-й день после светлого праздника – Пасхи. В этот день церковь поминала умерших. В каждом храме служили панихиды по дорогим людям, а после службы ходили на кладбище. Женщины на могилах причитали. На могилы приносили еду и питьё, едой делились с покойниками: блины и яйца крошили на могилы.
В.И.Даль так описывает этот весенний праздник: «Тут поют, едят, угощают и покойников, призывая их на радость пресветлого воскресения» (то есть Пасхи). Такое название сборнику дано не случайно. Думается, в нём отразилось желание поэта не только подчеркнуть связь с народной жизнью, но и вспомнить, как говорят в народе, - помянуть своё детство, деревенскую юность, родительский дом – начало всех начал. В сборник «Радуница» Есенин включил и самые ранние свои произведения. Сюда же входит и стихотворение без названия, которое С.Есенин написал в 15 лет, то есть он был вашим ровесником. В стихотворении всего 4 строчки.
Чтение стихотворения учителем.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Анализ стихотворения.
– Какие чувства выразил в стихотворении автор?
- Что вас здесь удивило? Картина природы, изображённая здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца…Его лучи освещают капустные грядки. Восход солнца «поливает» землю, т.е. природное явление уподобляется здесь одному из видов крестьянского труда – то, что юный Есенин видел у себя в деревне. – Какое название ему вы могли бы предложить? ( «Два дерева», «Утром», «Детство»). Автору удалось обычную пейзажную зарисовку сделать трогательной поэтичной картинкой. – Какое слово в тексте стихотворения сразу бросается в глаза? (Кленёночек). – Что такое кленёночек? (Это побег клёна).
– Почему существительное кленёночек обращает на себя внимание?
Такого слова нет в русском языке, его придумал юный Серёжа Есенин.
– Разберите это слово по составу. В этом слове есть уменьшительно – ласкательные суффиксы - ёноч- и - ек. Ещё примеры: кот – котёнок – котёночек. Для понимания текста важно, что суффикс – ёнок- указывает на маленький предмет, но и на детёныша. А суффикс - ек - передаёт ласковое к нему отношение: медвежонок – медвежоночек, оленёнок – оленёночек.
Вывод. Значит, в поэтическом восприятии С.Есенина, кленёночек – это не просто маленькое дерево, а живое существо, детёныш клёна. Если кленёночек – это детёныш, то у него должна быть мать. Найдите в стихотворении это слово. (Это народное слово матка).
По словарю В.И. Даля, матка, кроме прямого значения мать, используется и как название всякого животного женского пола, которое рожает и кормит своих детёнышей. Есенин вырос в деревне и не раз видел, как корова кормит телёнка, кобыла – жеребёнка. Поэтому, создав поэтический образ клёна – детёныша, он наделил его матерью. А мама нужна всякому маленькому существу. – А что делает кленёночек? ( Сосёт).
- А что сосёт? (Зелёное вымя).
Вот видите, ребята, кленёночек уподоблён детёнышу домашнего животного.
Неживая природа наделена чертами живой. В таком виде природа выглядит ближе, роднее человеку.
В стихотворении есть ещё одно интересное выражение: «Красной водой поливает».
– Что значит «красная вода»? – Это лучи солнца.
– А поливает? – значит, освящает.
IV. Закрепление.
1. Приём устного словесного рисования. Попробуйте нарисовать словами иллюстрацию к этому стихотворению. Обратите внимание на то, как должны расти клёны, высоко ли над горизонтом солнце. 2. Конкурс чтецов. Два ученика читают стихотворение. Одноклассники оценивают их чтение.
V. Подведение итогов урока.
1.Рефлексия. Учитель говорит предложение.
* Мне понравилось на уроке…(Что?).
* На этом уроке мне было трудно … (Что?).
* На этом уроке я похвалил бы себя за…
* Что вам дал этот урок?
2. Выставление и комментирование оценок.
3. Домашнее задание: выбрать из книг на этой выставке одну книгу стихов С.Есенина и выучить наизусть одно стихотворение.
Задание по желанию: нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Там, где капустные грядки»…
Учитель благодарит ребят за урок и вешает на доску «ромашку» со словом «Молодцы!
Использованная литература:
1. В. Кошечкин. «Весенней гулкой ранью»…Этюды – раздумья о Сергее Есенине. Москва, «Детская литература», 1984;
2. Воспоминания о Сергее Есенине. М., «Московский рабочий», 1975;
3. С.Есенин. Избранные произведения. Т.1,2.
4. М.Марченко. «Поэтический мир Есенина». М., «Советский писатель», 1989.
Анализ, подведение итогов.
Урок проведён в кабинете, имитированном под крестьянскую избу. Это вводило учеников в атмосферу русской жизни 19 века, помогало ощутить атмосферу, в которой жил юный Есенин.
Восьмой класс, в котором я проводила открытый урок, довольно сильный для коррекционной школы. Особенно девочки, которые любят поэзию и даже сами пишут стихи, ведут «поэтические» тетради. Поэтому я учла эту особенность и использовала возможность сравнить на уроке стихи ровесников моих учениц из журнала и высокую поэзию С.Есенина (даже в начале его творческого пути, когда ему было 15 лет).
С самого начала урока ребята включились в активную работу. Заинтересованность к теме сохранялась в течение урока. Восьмиклассникам были даны индивидуальные задания – небольшие сообщения о детстве С.Есенина. Очень важно было выяснить, что повлияло на формирование Есенина как поэта. Рассказывая о жизни поэта, ребята развивали свою речь. С интересом они срывали лепестки с разноцветной « ромашки» и отгадывали загадки. Этот коррекционный приём развивал мышление и память учеников. С удовольствием они слушали народную песню, которую мог петь и Есенин. Урок имел тесную связь с жизнью учеников: они поделились своими знаниями о празднике Радунице; о том, как он отмечается в нашей местности и в их семьях. Проведённый конкурс на лучшего чтеца стихов поэта показал, что восьмиклассники неплохо читают. Грамотно проведён лингвистический анализ стихотворения. Воспитывалась любовь к Родине и природе. В ходе урока реализована индивидуализация и дифференциация в обучении. Организована самостоятельная работа учащихся.
Выбранные методы соответствуют возможностям учащихся и их возрасту. Образовательные, развивающие и воспитательные аспекты урока взаимосвязаны. Подведены итоги урока, проведена рефлексия. За урок выставлены только хорошие и отличные оценки. При их выставлении учитывалась также оценка, которую ученики давали при чтении своим товарищам. Выбранная методика дала возможность детям не устать, чувствовать себя комфортно. Домашнее задание дано с учётом пожеланий учеников. Темп проведения урока оптимальный. Урок цели достиг, все задачи его были решены.
Презентация к уроку чтения в 8 классе по теме: «С.А. Есенин. Слово о поэте»
Познакомилась с Вашим материалом с большим удовольствием т.к. люблю творчество Есенина, люблю читать Есенина когда приезжаю на малую родину, особенно когда за окном идет дождь, а ты под пледом читаешь стихи Есенина...здорово! Материал Ваш изложен очень доступно, структура прослеживается...я уверена учащиеся получили удовольствие от урока. спасибо!
Ольга Андреевна, здравствуйте! Благодарна Вам за тёплые лирические слова в адрес моего урока. Они очень меня поддержали. Желаю вам удачи. Татьяна Дмитриевна Смирнова
Татьяна Дмитриевна отличный материал, особенно меня впечатлило то, что вы доносите до детей с ограниченными возможностями ту красоту и выразительность поэтического слога поэта. Удачи вам в работе и новых успехов. Здоровья вам и процветания.