Сценарий классного часа о дружбе в 8-9 классе с презентацией
Сценарий классного часа в 9 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по теме «Настоящий друг».
Данный материал будет полезен классным руководителям, воспитателям, учителям школ, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы. Это подробный сценарий занятия, направленного на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья умения анализировать и правильно оценивать свои поступки, положительные и отрицательные стороны своего поведения; умения найти в своей жизни настоящего верного друга. Интеграция образовательных областей: художественной литературы, музыки, русского языка, этики. Цели: 1. Учить анализировать и правильно оценивать свои поступки, положительные и отрицательные стороны своего поведения.
2. Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, сплочению коллектива. Задачи: 1. Образовательные:
Показать значение ответственного отношения к дружбе. 2. Развивающие:
Развивать творческую активность обучающихся.
Развивать умение давать оценку своего поведения. 3. Воспитательные:
Воспитывать нравственные принципы: верность, честность, порядочность. 4. Коррекционные: Коррегировать негативные моменты в поведении учащихся.
Коррекция мышления на основе упражнения в анализе – синтезе. Методические приёмы: беседа – диалог; слово учителя; обсуждение проблемных вопросов и ситуаций; слушание и анализ песни; составление «ромашки»; работа с пословицами и поговорками; « Конверт откровений»; игры «Продолжи предложение» и «Пять строчек по правилам» (синквейн), творческое задание «Семь вопросов». Оформление: эпиграфы на доске; рисунок с волшебным камнем, у которого остановился всадник; фотографии учащихся, оформленные в форме коллажа; выставка книг о дружбе; Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; грамзаписи песен о дружбе ( В.Шаинского «Настоящий друг» и «Если друг оказался вдруг»…). Подготовка к классному часу: - оформить выставки книг, репродукций, фотографий;
- учащиеся готовят сообщения о дружбе;
- группа чтецов подбирает стихи о дружбе;
- группа музыкальных оформителей подбирает песни о дружбе.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
Дети сидят кругом. Учитель: Ребята, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу.
II. Основная часть.
1. Беседа по вопросам.
Учитель: О чём сегодня пойдёт речь на нашем классном часе? - ответы учащихся. Учитель: Да, ребята, по заданиям, которые готовили к этому мероприятию, вы поняли, что речь пойдёт о дружбе: о том, что такое дружба; зачем она нужна людям. Мы должны будем выработать Правила дружбы. Учитель: А с чего начинается дружба? ( Дружба начинается с улыбки).
2. Помогут нам в этом эпиграфы, написанные на доске. Работа с эпиграфами. Учащиеся раскрывают смысл высказываний.
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба». (Ларошфуко). «Дружба кончается там, где начинается недоверие» (Сенека).
«Недалеко уйдёте в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки». (Лабрюйер). «Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его» (Ларошфуко).
3. Представьте себе, что вы идёте по дороге, а на пути стоит камень, на котором написано: « Налево пойдёшь – дружбу найдёшь. Направо пойдёшь – друга потеряешь». Учащимся показывается рисунок с изображенным камнем с надписью, перед которым стоит всадник. Учитель: В жизни мы всегда выбираем: по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.
- Что и почему выберешь ты? (Рассуждения ребят).
4. Слово учителя. Ребята, вы, конечно, присматриваетесь к тому, как дружат разные ребята (не обязательно из своего класса), как они вместе общаются, учатся, работают; - как помогают друг другу;
- почему ссорятся, как мирятся;
- подумайте о своих товарищах, о дружбе с ними;
- да и о самом себе как о товарище;
- что нравится в дружбе, а что огорчает. 5. Давайте обсудим такие вопросы:
- Нужна ли дружба вообще?
- Почему люди дружат?
- За что люди, дети и взрослые, ценят дружбу и товарищество?
- Что значит хорошо дружить?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение? Итак, без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна. Действительно, очень тяжело чувствовать себя одиноким, человеком, который никому не интересен.
6. Давайте выведем понятие, что такое дружба.
- Что же такое дружба в вашем понимании? (Возможное определение: это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах). Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми.
7. В словаре В.И.Даля дружба определяется так:
«Взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их;
в добром смысле – бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении;
в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах». Учитель читает определение из словаря.
На первое место учёный – лингвист ставил бескорыстие.
– А что такое бескорыстие? Объяснение значения слова.
Именно бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Значит, есть дружба в хорошем понимании этого слова и дружба со знаком минус, то есть плохая.
Мы будем говорить только о хорошей дружбе.
8. Как вы думаете, кто такой друг?
9. Звучит и анализируется песня В.Шаинского «Настоящий друг». Учитель: Как же поступит друг, следуя песне?
- Не бросит в беде;
- Не спросит лишнего, т.е. тактичен;
- Сможет выручить;
- Всегда придёт на помощь.
10. Составляется РОМАШКА из этих ответов.
11. Учитель: Настоящая подруга – это такой же идеал, такая же мечта, как прекрасный принц из сказки. Кому не хочется, чтобы рядом была девчонка, которая всегда тебя выслушает и поймёт, даже если ты позвонишь в три часа ночи только для того, чтобы рассказать, какой сон тебе приснился. Девчонка, которая даст списать математику, вытащит в кино, угостит шоколадкой, одолжит любимую кофточку на ответственное свидание и придёт в гости с банкой мёда и пакетом мандаринов, если ты вдруг заболеешь. Просто класс, правда? Но ангелы у нас на земле встречаются гораздо реже, чем настоящая дружба, которая бывает, но требует усилий обеих сторон.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто - либо другой, поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие - либо жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу. Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Люди ещё в далёкие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение»? Дружба всегда предполагает определённые нравственные принципы.
А какие? – Верность, постоянство, честность и т.д.
Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Известно много ярких примеров высокой дружбы, известной всем культурным людям нашей страны.
12. Заслушиваются подготовленные учащимися сообщения (домашние задания).
а). 19 октября 1811 года в городе Царское Село под Петербургом открылся Лицей.
(Показ иллюстрации с изображением Лицея).
В него поступили учиться 30 мальчиков из разных городов России. Все они прошли очень серьёзные испытания, сдали трудные экзамены. Среди них был и Александр Пушкин. (Показ портрета А.С.Пушкина).
Мальчики учились в закрытом учебном заведении. И учились они здесь 6 лет. Все 30 мальчиков стали известными людьми: государственными деятелями, кто - то музыкантом, а Александр Сергеевич Пушкин - великим поэтом. Все 30 лицеистов сохранили дружбу на всю жизнь, по возможности встречались, писали друг другу, навещали друг друга в ссылке. Особая дружба была у А.С.Пушкина с И. И.Пущиным, В.К. Кюхельбекером, А.Дельвигом.
(Показ портретов И.И.Пущина, В.К.Кюхельбекера, А.А. Дельвига ).
Александр Сергеевич Пушкин каждый год к 19 октября писал стихотворения, посвящённые своим друзьям.
б) Читается стихотворение А.С. Пушкина о дружбе.
в) Второй пример бескорыстной дружбы – дружба декабристов. Именно дружба, близкое плечо друга помогало переносить трудности ссылки, неприятности и заставляла забывать многое. Всё было общее – печали и радости, всё разделялось, все друг другу сочувствовали.
13. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки помогут разобраться, как важен друг в жизни каждого человека, каким должен быть товарищ, всему ли надо учиться у друга.
Объяснение смысла пословиц, которые напечатаны на плакате.
Без друга в жизни туго.
Нет друга - ищи, а найдёшь – береги.
Верному другу цены нет.
Легко друга найти, да трудно сохранить.
Легче друга потерять, чем найти.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Старый друг лучше новых двух.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
III. Закрепление.
1. Учитель: Так каким же должен быть хороший товарищ, друг? Ответы учащихся. - Друзья должны быть по отношению друг к другу вежливыми, заботливыми, чуткими. - Любую работу в одиночку выполнять тяжело и непросто, а когда все стараются её выполнить и делают это дружно, тогда всё получается.
- Очень важно уметь радоваться успеху товарища. Ведь неумение радоваться успехам другого приводит к чувству зависти. Зависть уродует личность и портит взаимоотношения людей. За ней может последовать желание, чтобы кто - то потерпел неудачу или с ним случилась неприятность. Например, одноклассник очень хорошо ответил и получил отличную оценку. А кто – то позавидовал этому. - Дружба может приносить радость только тогда, когда мы будем внимательно относиться друг к другу, разделять радости и огорчения друга. Очень важно учиться уметь сопереживать другу. Ведь сопереживать – это значит мысленно перевоплотиться в другого человека, поставить себя на его место.
2. Учитель. Дружба – такая же непростая штука, как любовь. И у неё есть свои законы. Сейчас мы попробуем выработать Правила дружбы.
1. Дружба должна быть бескорыстной.
2. Друзья познаются в беде. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит, нравственно готовить себя к предательству.
3. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
4. Нельзя обзывать, оскорблять своих товарищей.
5. Сильный не обижает слабого. Старший не обижает младшего. Мальчики не должны обижать девочек.
6. В дружбе должно быть согласие и доверие.
7. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
8. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нём заботу.
9. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
10. Быть требовательным в дружбе – значит, иметь мужество разорвать её, если друг предаст то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. 3. Беседа учителя.
- Почему же людям нужны Правила дружбы?
- Всегда ли они выполняются в нашем классе и в нашей школе?
- Есть ли примеры настоящей дружбы в нашей школе?
- А в нашем классе?
В нашей школьной жизни ещё много недостатков. Есть ученики, которые нарушают дисциплину, невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с мест, бегают, дерутся на переменах. А другие ребята из чувства ложного товарищества поддерживают их и тоже нарушают Правила поведения и Устав школы. Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа по парте.
Вспомните, как это было и постарайтесь также припомнить первое впечатление, которое у вас возникло в момент первой встречи.
(Учащиеся по очереди делятся воспоминаниями).
Учитель тоже делится впечатлениями о первой встрече с классом. Учитель: Да, первая дружба зарождается именно в школе и чаще всего именно в своём классе. И поговорка такая есть: «Школьная дружба не ржавеет». Ведь приятно прийти в класс, где тебя ждут, встретят приветливо, с улыбкой, спросят: «Как твои дела, Полина?», «Как ты провела каникулы, Даша?», «Какое у тебя настроение, Таня?» А с подружкой или другом можно встать у окошка и пошептаться о чём – то своём, личном, тайном, дорогом только для вас обоих. Рассматривание коллажа с фотографиями «Наше детство». Учитель: Академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Всё это проявление порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь.Такие, о которых многие мечтают. Некоторые ребята любят командовать: требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми. У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их. Чтение учителем стихотворения Э.Асадова о дружбе.
Мысль о том, что друзья познаются в беде,
Про сердечный огонь и про тленье
Повторял я, случалось, всегда и везде
Без особого назначенья.
Лишь однажды, упав, я увидел людей
Как со снятою кожурою,
И друзей настоящих, и мнимых друзей,
Кто словами любил, кто душою.
IV. Подведение итогов классного часа.
1. Учитель: КАК научиться дружить? Учащиеся дают советы своим одноклассникам.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдётся и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба.
- Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга.
- Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Прислушайтесь к этим советам, и с тобой можно будет дружить. 2. Чтение учащимися самостоятельно подобранных ими стихотворений о дружбе.
- Надо помогать друзьям,
Вместе с ними вырастая,
И поверьте: сила зла
Не опасна будет вам.
Надо помогать друзьям.
- Другу помоги с душой
И пекись, как бы о брате
Не для выгоды пустой
Или выигрыша ради.
Другу помоги с душой!
(О.Шестинский).
- Другу ты отдать сумей
Всё тепло души своей.
Всё отдал – богаче стал.
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.
(Н. Доризо).
- Какова главная мысль этих стихотворений?
3. Учитель: А сейчас, ребята, давайте с вами пооткровенничаем. Будем учиться критически анализировать своё поведение и поведение своих товарищей. У меня для вас подготовлен конверт - « Конверт откровений». Здесь у меня секрет. Кто из вас самый смелый? - Ученики по очереди вытаскивают вопросы из конверта и отвечают на них. Вопросы в конверте:
1. Твой друг заболел, не ходит в школу. Как ты поступишь?
2. Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас «рыцари» в классе? 3. Выбирали ли тебя в актив класса?
4. Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга, и как ты к этому относишься? 5. Стремишься ли ты иметь авторитет у ребят своего класса?
6. Хочешь ли ты иметь настоящих друзей именно в своём классе?
7. Уютно ли тебе в своём классе? Сделаем вывод.
4. Игра «Продолжи предложение»:
1. Я назову тебя другом, если ты…
2. Я не хочу с тобой дружить, потому что ты…
3. Я бы пожелала своему другу…
4. Моего лучшего друга зовут…
5. Творческое задание. Составь и запиши семь вопросов, которые можно задать другу (подруге), чтобы лучше его (её) узнать:
Например: 1. Что ты любишь читать?
6. Игра «Пять строчек по правилам» (Синквейн).
- Слово «синквейн» произошло от французского «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Синквейн мы с вами уже составляли. (Учащиеся вспоминают пример синквейна – о школе). Второй синквейн о дружбе участники пишут самостоятельно в парах (один на двоих). - Чтение составленных учащимися синквейнов.
7. Заключительное слово учителя.
Мы заканчиваем классный час о дружбе. Это последний открытый классный час в нашей школе. Впереди у вас ещё будут общие школьные мероприятия, будет Последний школьный звонок. А сегодня я хочу, чтобы вы взяли с собой в дорогу некоторые Правила дружбы.
Хочу, чтобы, выйдя из школы в большую жизнь, вы не остались одиноки, а рядом с вами оказалось надёжное плечо друга и добрый совет школьной подруги.
V.Рефлексия.
Учитель:
1. Поделитесь своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.
2. Что показалось интересным?
3. О чём ещё хотелось бы поговорить?
4. Чему я научился (научилась)?
На память я хочу подарить вам « узелочки на память», в которых содержатся мои пожелания вам в дальнейшей жизни. Релаксация. Ребята, возьмитесь за руки, поблагодарите друг друга, улыбнитесь друг другу. И на прощание послушаем песню В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг»… Если вы её знаете, можно петь вместе с исполнителем. Спасибо за работу! Используемая литература:
1.Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и др.« Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме». Пособие для воспитателей и учителей. Издательство «Аркти». Москва. 2005г.
2. В.В. Воронцов. «Симфония разума. В мире мудрых мыслей». Москва. 1977г. 3. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва. «Русский язык». 1981 4. Э. Асадов. Избранные стихотворения.
5. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Москва «Детская литература». 1989 6. В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа». Москва. «Художественная литература». Том 1. 1990
Анализ, подведение итогов.
Классный час проведён в 9 классе коррекционной школы. Класс дружный, в нём больше девочек. И хотя большинство ребят выходит из школы, мне хотелось дать им полезные советы по сохранению и в дальнейшем чувства товарищества. К классному часу мы готовились вместе. Ребята с удовольствием искали стихи и песни о дружбе в Интернете, оформляли класс. Им был интересен предложенный классным руководителем материал. Они с удовольствием отвечали на вопросы, включались в анализ ситуаций, пословиц и поговорок, эпиграфов. Восторг вызвал сюрприз – оформленный мною коллаж «Наше детство». Выпускники рассматривали школьные фотографии, вспоминали, когда они начали учиться вместе. Очень заинтересовал их « Конверт откровений» с сюрпризом. С удовольствием поиграли в игры «Продолжи предложение», « Семь вопросов», «Пять строчек по правилам». Здесь ребятам нужно было поразмышлять, ответить полным ответом. Мои ученики не боялись отвечать, были откровенны, когда рассказывали о себе. Мероприятие позитивное, доброе, с самого начала ребята сидели полукругом, в начале его и в конце держались за руки, улыбнулись друг другу, пели песни. Это способствовало созданию дружеской обстановки в классе. Тронули их всех подаренные классным руководителем «узелочки на память». Каждому ученику в этом «узелочке» я написала свои пожелания и советы, которые могут им пригодиться в жизни. Подведены итоги мероприятия, ребята высказали своё мнение. Ученики говорили, что оно интересно и полезно. А ещё им жалко расставаться друг с другом по окончании школы. В конце мероприятия мои ученики не хотели расходиться. Классный час цели достиг и все задачи его были решены.
Презентация классного час в 8 -9 классах по теме «Настоящий друг»
Татьяна Дмитриевна, ознакомилась с материалом и не просто ознакомилась, а с большим интересом,,,просто ощутила свои школьные годы. Такой добрый получился классный час наполнен теплотой и душевностью.спасибо!