Литературно - музыкальная композиция для школьников о Н. А. Некрасове. Сценарий с презентацией
Монтаж общешкольной литературно - музыкальной композиции к дню рождения Н.А. Некрасова для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(интеллектуальные нарушения) по теме "Я песни Родине слагал"
Автор: Смирнова Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и чтения ГОБОУ « АШИ № 10» г. Чудово Новгородской области Описание материала: Предлагаю Вам монтаж общешкольной литературно - музыкальной композиции по теме «Я песни Родине слагал", посвящённой дню рождения Н.А.Некрасова.
Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям и воспитателям. Это подробный конспект мероприятия, направленного на обогащение знаний детей о Н.А.Некрасове и его творчестве". Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», « Художественное творчество». Цели: 1. Образовательные:
- Обогащение знаний детей о Н. А. Некрасове и его творчестве. 2. Развивающие:
- Учить учащихся выразительному чтению поэтических произведений.
- Вырабатывать умение публичного выступления.
- Развивать познавательную активность детей разного возраста. 3. Воспитательные:
- Воспитывать культуру чтения.
- Прививать интерес к русской литературе, творчеству Н.А.Некрасова.
- Пробуждать интерес к истории своей Родины, культуре своей малой родины. 4. Коррекционные:
- Корректировать эмоциональное состояние учащихся. Оборудование: на сцене висит портрет Н.А.Некрасова: актовый зал украшен рисунками учащихся к произведениям поэта; на столах располагаются поделки детей по стихам Н.А. Некрасова; мультимедийная установка; мультипликационный фильм «Дедушка Мазай и зайцы». Методические приёмы: слово учителя – ведущего, выступления учащихся (чтение стихов, декламация, инсценирование), просмотр мультипликационного фильма «Дедушка Мазай и зайцы», слушание в записи романса "Тройка", выступление школьного ансамбля ложкарей, выступление квартета домбристов.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
1.Слово учителя.
Каждый год 10 декабря мы собираемся всей школой в нашем актовом зале на литературно - музыкальный праздник, посвящённый дню рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова. Он родился 10 декабря 1821 года. Сегодня исполняется 197 лет со дня его рождения. Посмотрите, ребята, на его портрет.
Слайд 1. Портрет Н.А.Некрасова.
Сто с лишним лет мы читаем и учим стихотворения этого поэта. Они нам понятны и дороги. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт. И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой. Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, доброе отношение к детям и животным и вера в великое будущее России. Эти стихи почитаете наизусть вы, а я расскажу вам некоторые факты из жизни Н.А.Некрасова. Мы совершим с вами заочное путешествие по Волге на комфортабельном современном теплоходе в прошлый век, на малую родину великого русского поэта. Вот этот теплоход.
Слайд 2. Изображение теплохода.
II. Основная часть. 1.Учитель: А вот и пристань села Грешнёво Ярославской губернии, где прошло детство поэта, а сейчас располагается дом - музей. В этой усадьбе (господский дом с прилегающим садом, клумбами, хозяйскими постройками) 28 ноября 1821 года (по старому стилю) в семье дворян Некрасовых родился мальчик Николай. Детство его прошло здесь, в Грешнёве.
Слайд 3. Вид реки Волги
Слайд 4. Село Грешнёво
2.Чтение учеником отрывка из стихотворения «На Волге»:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов родной реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
3.Учитель: Пройдёмся по дому. Большие просторные комнаты. Много мебели и вещей сохранилось с того времени. Вот детская.
Слайд 5. Фотография детской.
Здесь частенько сидели дети, спасаясь от гнева отца.
Перед вами портрет отца.
Слайд 6. Портрет отца. Отец, Алексей Сергеевич, был военным, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был грубый и малообразованный человек – таких помещиков тогда было много. В молодости он служил в армии, принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а после выхода в отставку занимался хозяйством. Человек суровый и своенравный, он был жесток с домашними и крепостными. Он думал только о своих доходах, заставлял крепостных крестьян целые дни работать на барщине и только ночью и по праздникам делать что - то для себя. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки. Детские годы оставили глубокий след в сознании маленького Коли Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа. Здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.
4. Чтение учеником отрывка из стихотворения об отце «Отец мой был охотник и игрок»…
5. Учитель:Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, если бы не его мама - Елена Андреевна.
Слайд 7. Портрет матери.
Елена Андреевна была очень образованной, женщиной доброй души и чуткого сердца. Прекрасно музицировала и старалась приобщить к музыке детей. Рано научила сына читать, знакомя его с русскими народными сказками и произведениями писателей. Но она была робкой и беззащитной, была бесправна и забита. Всю свою душу она вложила в детей, но рано умерла, и её нежный, поэтичный облик навсегда вошёл в лирику Некрасова. Маленький Некрасов не любил отца, боялся его. Он видел, как часто плакала мать от обиды на отца, и очень жалел и любил её. Матери написал он в 7 лет свои первые стихи, её вспоминал перед смертью в своих последних песнях. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Завещание».
6.Чтение ученицей стихотворения «Мать».
7.Учитель:Отец Некрасова был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Николая запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно дворянскому ребёнку водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком, в лазейку в заборе, убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Сын господ общался с детьми крестьян как с равными. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Ему весело, вольно было в лесу, в поле, на берегу Волги:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей.
Больше всего любил юный Некрасов встать пораньше и убежать на берег реки. Первые жизненные впечатления Николай Алексеевич Некрасов получил на берегах великой русской реки Волги. Он слушал разговоры бурлаков, рыбаков, пахарей, грузчиков и рано понял, как тяжек подневольный труд и как мечтает народ о свободе. Вот как говорит об этом сам поэт в стихотворении «На Волге»:
8.Чтение учеником отрывка из стихотворения «На Волге».
- Я убегал к родной реке,
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьём по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
9.Учитель: Барский дом стоял у самой дороги, а дорога в ту пору была многолюдная, бойкая. Стоило мальчику выйти за ворота усадьбы – он во всякое время мог встретить разговорчивых и добродушных людей: плотников, маляров, печников, землекопов, переходивших в поисках работы из города в город. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа. Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие привелось Некрасову услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «зелёному шуму» тоже зародилась у него в те ранние детские годы.
Но на берегу великой реки мальчик видел не только светлые картины природы. На берегу Волги Некрасов испытал и первое большое горе. Вот издалека, увязая в песке, медленно бредёт по берегу толпа – это бурлаки. Они тащат вверх по реке тяжело гружённую купеческую баржу и поют заунывную песню, похожую на стон. Иногда обессиленные люди останавливаются, сбрасывают лямки, грузно валятся на песок. Долог мучительный путь, и не видно конца ему. Но вот кончен короткий привал, пошатываясь, поднимаются люди, вскидывают лямки и ещё долго звучат над Волгой тоскливые, воющие звуки.
Слайд 8. Бурлаки на Волге.
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!..
Характер у Некрасова был боевой и настойчивый. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. Ему было 10 лет, и уже тогда он был охотником. Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. «Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило», - писала его сестра в воспоминаниях о нём. Уже в раннем детстве Коля Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь опор. Находчивость и храбрость были его главными чертами характера. И был такой день, когда он упал 18 раз, но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником. С тех пор он уже не боялся никакой лошади и смело садился на бешеного жеребца. Будущему поэту было 7 лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала напугать его чертями. Ему было страшно, но он не вернулся домой, пока не обошёл все кусты и деревья. Вот как Некрасов рассказывает об этом приключении.
10. Чтение учеником отрывка из стихотворения «На Волге» (« Я страха смолоду не знал»).
11. Учитель: Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его. Товарищами Николая были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости. Добиться своего ценой любого подвига, любого труда с детства стало для Некрасова законом. Но настоящее призвание он нашёл не скоро.
Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу, и он стал задумываться над жестокостями жизни.
Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем вышел он на прямую дорогу.
Осенью 1832 года, когда Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 5 лет. В эти годы мальчик полюбил читать книги. Книги заменили ему школу. Он с увлечением читает А.С.Пушкина, В.А.Жуковского.
Когда Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург (этот город был тогда столицей Российской империи). Он хотел получить там настоящее образование и осуществить свою мечту – заняться литературным трудом. Мама, Елена Андреевна, тоже советовала ему готовиться к поступлению в университет. К этому времени у Николая Алексеевича сложился твёрдый, настойчивый характер. Но отец соглашался отпустить сына в столицу только с одним условием, чтобы тот поступил в подготовительное училище для дворян (кадетский корпус), иначе не даст сыну ни копейки.
В 1838 году Некрасов был уже в Петербурге.
Слайд 9. Виды Петербурга.
Громадный город поразил юношу пышностью и великолепием. Ему казалось, что люди должны жить счастливо в этом городе с его прямыми, широкими улицами, богатыми магазинами, чудесными дворцами и красивыми парками. Но это было лишь первое впечатление. Скоро он узнал, что рядом с богатством и роскошью в столице живут нищета и голод. Юный Некрасов затерялся среди тысяч людей, и никому до него не было дела. Приходилось самому пробивать себе дорогу. Своё слово отец сдержал: он не дал сыну ни одной копейки. С первых же дней по приезде в столицу Николаю пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. Он часто голодал, не имел угла, ночевал в ночлежных домах, ходил всю зиму без тёплого пальто. Некрасов начал печатать свои стихи, рассказы. Он очень много работал, чтобы не умереть с голоду. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо»… ,- вспоминал поэт.
12. Чтение учеником стихотворения «Я отроком покинул отчий дом».
«Я отроком покинул отчий дом,
За славой я в столицу торопился,
В 16 лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился».
Праздник жизни – молодости годы -
Я убил под тяжестью труда.
И поэтом - баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда».
13.Учитель: Когда он чувствовал себя утомлённым работой, то уезжал в деревню, в родные ярославские края. Это были лучшие годы в его жизни.
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу свои вирши, живётся легко…
И обязательные встречи с крестьянскими детьми, общие походы в лес, на охоту. Некрасов с большой любовью относился к детям. Писал много и для детей, и о детях. Ни один поэт XIX века не написал столько стихотворений о детях, как Некрасов. Вот они, эти стихотворения.
Слайд 10. Список стихов Н.А.Некрасова о детях:
«Саша»,
"Плач детей",
«Крестьянские дети»,
«Дядюшка Яков»,
«Генерал Топтыгин»,
«Дедушка Мазай и зайцы»,
«Железная дорога»,
«Песня Ерёмушке»,
«Дедушка» и другие. Учитель: Но не всяких детей он любил. Никогда не были ему милы балованные дети богатых родителей, живших в роскошных домах. Ему нравились крестьянские дети - смышлёные, способные, работящие, смелые. У Некрасова есть большое стихотворение «Крестьянские дети», где он с любовью рассказывает об этих ребятах. Стихотворение написано в Грешнёве, занимает особое место в творчестве поэта. Это одно из лучших и задушевных стихотворений. И, вероятно, когда писал он эти стихи, не раз вспоминались ему маленькие друзья его детства.
Мы представим вам один из эпизодов.
14.Инсценирование учащимися 4 класса отрывка из стихотворения "Крестьянские дети", который назван «Дети обсуждают охотника».
Слайд 11. «У сарая»
15. Учитель: Милые, смешные ребятишки! Н.А.Некрасов восхищается и умиляется, глядя на них: «Я детского глаза люблю выраженье»… и ещё говорит:
«…О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей»…
А жилось крестьянским ребятишкам совсем нелегко. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, и без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5 -6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой, ходил в ночное. В 7 -8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. В 14 лет подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.
Слайд 12. Ночное.
Слайд 13. На пашне.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинили осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили.
К 12 -13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 лет – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец. Н.А.Некрасов видел в деревне, как много приходится работать крестьянским детям. И этой теме он посвятил отдельное стихотворение из «Крестьянских детей». Оно имеет своё заглавие «Мужичок с ноготок».
16. Инсценирование учащимися 5 -го класса стихотворения «Мужичок с ноготок». Учитель: Поэт с восхищением и сочувствием описывает 6 – летнего мальчика, который самостоятельно вывозит из лесу дрова на повозке. Мальчик гордится своей ролью, он даже говорит басом, подражая взрослым. Автор понимает, что в будущем этого ребёнка ждёт тяжёлый труд. Он всю жизнь, как и его отец, будет удобрять землю, сеять, косить. Летом его будут беспощадно кусать мошки, а зимой пробирать до костей лютые морозы. Читаешь стихотворение и чувствуешь любовь автора к крестьянским детям и желание помочь им, облегчить им жизнь. Слайд 14. Иллюстрация к стихотворению «Мужичок с ноготок».
Летом 1856 года Некрасов жил на берегу Финского залива в Ораниенбауме, в 40 километрах от Санкт – Петербурга. Эта морская пристань и город вокруг неё связаны с именем великого русского учёного и поэта М.В.Ломоносова. Однажды на пустынной проезжей дороге поэт встретил голодного, оборванного школьника и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки и, в конце концов, стал знаменитейшим русским учёным, сделавшим много замечательных научных открытий. Некрасов видит в мальчике последователя великого учёного М.В.Ломоносова. Поэт указывает в своём стихотворении, что не один Ломоносов, но и многие другие великие люди вышли в России из простого народа.
17. Чтение учеником стихотворения «Школьник».
18. Учитель: Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли учиться только начальной грамоте: чтению, счёту. Одна из таких школ была открыта в Абакумцево в четырёх километрах от Грешнёва. Слайд 15. Школа в селе Абакумцево.
Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Н.А. Некрасов взял на себя расходы школы, работал учителем. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. В свободное время Некрасов всегда уезжал из Петербурга и скитался с ружьём по костромским, ярославским, новгородским лесам и полям – он любил охотиться. Так отдыхал Некрасов от своей тяжёлой работы. Он часто с утра до ночи бродил с ружьём и собакой по лесам и болотам, ночевал в первой попавшейся избе, шалаше, лесной сторожке. Переходя с ружьём из деревни в деревню, он знакомился с крестьянами, живущими там, присматривался к их безрадостной жизни, прислушивался к их разговорам и порою тут же, в крестьянской избе, записывал то, что ему приходилось услышать от них. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Так, в Новгородской губернии недалеко от станции Дубцы он подружился с лесником Карпом Степановичем Суворовым. Одновременно он был активным охотником и другом Некрасова. Некрасов часто приезжал к Карпу Степановичу, несколько дней проживал у него, и они вместе охотились. Много интересных историй рассказал поэту старый крестьянин Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Мазай был одинокий добрый человек. Любил он природу и большую часть времени проводил в лесу. Деревня Малая Вежа была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая зелёная деревенька. Он приезжал сюда каждый год, чтобы поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй, а Некрасов любил их слушать. Вот на основе одной из таких историй Некрасов и написал стихотворение, которое неизменно учит нас сочувствию и доброте.
19.Чтение учащимися 3 класса отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».
III. Релаксация. Просмотр мультипликационного фильма «Дедушка Мазай и зайцы».
IV. Закрепление.
1.Учитель: Н.А.Некрасов писал только о том, что близко сердцу, что волнует и мучает. С детства, как говорил сам Некрасов, его мучили «страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей» и часто думал он о несправедливости помещиков. Очень много стихотворений посвятил Некрасов тяжкой жизни людей в царской России.
2.Декламация учащимися 7 класса стихотворения "Несжатая полоса".
3. Учитель: В стихотворении вы видите сумрачный день поздней осени, одинокую, несжатую полосу и знаете, что где - то в бедной избе лежит больной пахарь. Что станется с ним? Как будет он жить? Слайд 16. Иллюстрация к стихотворению «Несжатая полоса». Учитель: Одно из стихотворений, посвящённых детям, называется «Железная дорога». Оно рассказывает о тяжёлой, невыносимой жизни людей, строивших железную дорогу. Эта самая первая длинная наша железная дорога протянулась от Петербурга до Москвы. Она проходит и через Чудово. Её сквозь леса и болота проложили безвестные трудовые люди, пришедшие на стройку со всех концов России. Жили они в землянках, за свой труд получали мало, голодали, болели и умирали тысячами. Их хоронили тут же, у насыпи торопясь, вели дорогу дальше: вырубали леса, гатили болота, прокладывали чугунные рельсы.
А могилы строителей оседали, сравнивались с землёй и забывались. Забывались, да не совсем. Оставалась у народа ненависть к богатеям – виновникам нищеты и гибели людей труда. Словно бы по воле народа Некрасов написал гневное стихотворение «Железная дорога». Послушайте его. 4. Чтение учителем - ведущим отрывка из стихотворения "Железная дорога".
У Некрасова есть очень грустное стихотворение о судьбе русской женщины. Послушаем романс на стихи Н.А.Некрасова «Тройка».
5. Звучит запись романса «Тройка»
6. Учитель:Некрасов писал просто, понятно, потому что хотел писать не только о народе, но и для народа. Русский народный язык он знал превосходно, постоянно вводил в свои стихи народные выражения, прибаутки, пословицы. И стихи его доходили до самого сердца людей и будили в них ненависть к угнетателям, любовь к родине, к её простым и хорошим людям, к её природе. Природу Некрасов любил глубокой, нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское. И какие замечательные стихи писал он всегда о русской зиме с её глубокими сугробами снега, о весне, когда «идёт – гудёт Зелёный шум», о золотых колосьях в поле, о пчёлах, птицах, о животных.
Давайте послушаем такие солнечные, радостные стихотворения о природе.
7. Чтение учащимися 6 класса подборки стихов о природе:
«Идёт – гудёт Зелёный шум»,
«Как – то особенно тихо вдруг стало»,
«Славная осень»,
«Метели, снега и туманы».
Слайды 17, 18, 19, 20 о временах года.
7. Учитель: И, конечно, хотелось бы сказать о пребывании Н.А.Некрасова на нашей Чудовской земле.
Слайд 21. «Охотничий домик Некрасова в Чудове».
Чудовский домик Некрасова расположен на берегу реки Керести. Здесь прошли лучшие годы жизни русского поэта. Тут он обрёл простое семейное счастье. Здесь он прожил 5 лет, много писал и много охотился со своей любимой собакой Кадо. Николая Алексеевича местные крестьяне любили, потому что он держался с ними просто, на равных. Обожали Некрасова с женой и крестьянские дети, которых поэт с женой приглашали к себе в имение на праздники. Чудовская охота была отражена Некрасовым в произведении «Уныние». Здесь, в Чудове, Некрасов написал целый цикл стихов: «Пожарище», «Утро», «Горе старого Наума», «Страшный год».
V. Подведение итогов..
1.Учитель: О чём бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжёлой доле пахаря – все стихи поэта о России. Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее. Он говорил: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою»…
- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие на теплоходе?
Я хочу поблагодарить всех детей, участвующих в нашем празднике. Очень помогли нам ваши рисунки и поделки, которыми мы украсили наш школьный зал. Они тоже помогли сделать наш праздник ярким и показали, какие вы у нас способные . А главное - вы любите поэзию Н.А. Некрасова. 2. В заключение послушаем в исполнении школьного ансамбля ложкарей песню «Коробейники» на стихи Н.А.Некрасова.
3. А ещё у меня для вас есть сюрприз. К нам пришли гости из школы Искусств – квартет домбристок со своим руководителем. Они исполнят несколько русских народных песен, в том числе на стихи Н.А.Некрасова.
Анализ, подведение итогов.
Ежегодно в нашей школе - интернате проводится Некрасовская Неделя, которая заканчивается общешкольным поэтическим праздником. В этом году мероприятие также проводилось в зале, украшенном рисунками к стихам
Некрасова и поделками. Все дети нарядно одеты, а участвующие в инсценировании - в соответствующие костюмы. Использована презентация.
Ведёт мероприятие учитель, который рассказывает об основных этапах жизни поэта, повлиявших на его творчество (детстве, жизни в Петербурге). В своём выступлении ведущий особо рассказывает о любимом
занятии Некрасова - охоте; о людях,которые встретились ему в его скитаниях по лесам. Уделено внимание и пребыванию поэта на Чудовской земле. Это очень ценно, потому что детям знаком охотничий домик Некрасова.
Материал о поэте объёмный, но для снятия усталости детей рассказ ведущего чередуется подготовленным учениками чтением наизусть стихов Некрасова или их декламацией, инсценированием (маленьким спектаклем). Надо отметить, что наши дети любят выступать перед зрителями. Стихотворения ведущий подбирал соответственно возрасту учеников и их артистичным способностям. Каждый год ведущий продумывает "изюминку" праздника.
В этом году - это выступление школьного ансамбля ложкарей (его помогла подготовить учитель музыки) и
выступление квартета домбристок, приглашённого из школы Искусств г. Чудово. В качестве релаксации и развития интереса показан мультипликационный фильм "Дедушка Мазай и зайцы" и звучал романс "Тройка" в записи. Ученикам было интересно, их эмоции были адекватны. Присутствующие на празднике гости отметили высокую активность детей, их артистизм.
Используемая литература:
1. Сборник «Некрасов в воспоминаниях современников». М., 1971.
2. Н.А.Некрасов. «Полное собрание сочинений в 2 –х томах.
3. «Некрасов для детей». М., «Детская литература».
4. Некрасов Н.А. «Стихотворения и поэмы». М., «Художественная литература».
5. Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
Презентация к литературно- музыкальной композиции о Н.А. Некрасове на тему: « Я песни Родине слагал»
Татьяна Дмитриевна, вы умница. Очень интересный и познавательный материал. Меня он впечатлил, проделана огромная работа с детьми. Спасибо за ваш труд. Мой голос с удовольствием отдаю Вам.
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Большое спасибо за такой добрый комментарий к моей работе. Мне очень приятно читать это от своей коллеги. Такие слова вдохновляют, дают новые силы для творчества. Татьяна Дмитриевна Смирнова
Татьяна Дмитриевна, здравствуйте. На что я обратила внимание: в сценарии на всём протяжении мероприятия делается акцент на детстве, на положении ребёнка в обществе 19 века. Думаю, что биография Н. Некрасова станет для Ваших учеников примером жизненной стойкости. Голос от души +3
Здравствуйте, Елена Васильевна! Спасибо большое за Ваш комментарий и голос. Я действительно заострила внимание своих учеников на детстве, на положении ребёнка в обществе 19 века. Ведь известно, что всё начинается с детства. И всё, что ребёнок взял и усвоил в детстве, останется с ним во взрослой жизни. Я работаю с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (в коррекционной школе). Проводя общешкольные мероприятия, мы должны говорить с детьми доступным языком, даже если они учатся в старших классах. Особенность нашей работы в том, чтобы учащихся ВСЕХ классов принимали участие в сценарии (читали стихи, пели, танцевали). К сожалению, я не смогла опубликовать анализ своего сценария: почему - то компьютер не взял. Напишу редактору сайта, может быть мне разрешат выслать его дополнительно. Сегодня я выслала презентацию к работе, Вы можете её почитать.Ещё раз спасибо. Татьяна Дмитриевна Смирнова