Сценарий КВНа по литературе «Юные литературоведы» для учащихся 9 классов
Автор работы: Евсейчик Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Стахановской СОШ № 32 г. Ирмино.
Описание: предлагается сценарий заседания КВНа «Юные литературоведы», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячника или декады русской филологии). Сценарий содержит конкурсы разных видов, интересные факты из жизни писателей. Данный материал представляет интерес для учителей литературы и классных руководителей.
Цель: проверка знаний школьников по литературе, воспитание интереса к литературе и чтению.
Задачи:
• приобщать школьников к чтению и изучению литературы;
• развивать память, логическое мышление, творческие способности;
• повышать культурный уровень школьников;
• воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Подготовка: определение состава команды (6 человек); команда готовит эмблему и девиз; назначается состав жюри (учитель литературы, педагог-организатор или библиотекарь, представитель каждого класса, старшеклассник).
Оборудование: портреты писателей для рубрики «Это интересно!»; карта с кармашками (в кармашках цифры, а под ними вопросы), мешочек с бочонками (12) для «Литературного лото», конверты с разрезанным текстом для конкурса «Корректор», экран и видеопроектор, ноутбук.
Ход мероприятия
Ведущий. Внимание! Внимание! Внимание! Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех на заседании КВНа. Сегодня оно посвящено литературе. М. Горький считал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». Да, литература – это огромная сила, это искусство. Это то, чем мы гордимся. В КВНе примут участие две команды. Приглашаем их занять свои места.
(Команды поднимаются на сцену) Уважаемые игроки, прошу вас представить свои команды.
(Команды представляют себя – название и девиз)
1 команда –
«Интеллектуалы».
Девиз: Интеллектуальный наш народ
С другом – книгой – круглый год!
Без устали и без забот
Читаем книги круглый год!
2 команда –
«Знатоки литературы»
Девиз: Если хочешь плыть – читай,
Если хочешь жить – читай,
Мир из книги узнавай.
Изучай литературу –
Повышай свою культуру.
Воплощай свои мечты,
И в себя поверишь ты!
(Звучит песня «Мы начинаем КВН»)
Ведущий. Мы начинаем КВН и объявляем первый конкурс – «Разминка », который состоит из двух заданий.
Задание 1. В течение 2 минут команды по очереди называют произведение и его жанр (задание могло быть и предварительным). Повторять произведения нельзя. Победителем станет та команда, которая назовёт больше произведений и не ошибётся в определении жанра. Например, «Дары волхвов» – новелла.
(Между командами проходит перекличка названиями произведений и их жанрами)
Задание 2. Продолжаем «Разминку». Сейчас командам необходимо будет назвать, из какого произведения строки. Каждой команде будет предложено по 3 цитаты поочерёдно. Внимание! Начинаем.
1 – Растекаясь мыслию по древу…
(«Слово о полку Игореве»)
2 – Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты…
(Ода на день восшествия на престол… Елисаветы Петровны 1747 года»)
1 – Повздорили из-за того, чьё ремесло лучше,
Переругались и чуть было не подрались…
(«Мещанин во дворянстве»)
2 – Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(«Евгений Онегин»)
1 – Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
(«Горе от ума»)
2 – Двойник отца в оружье! Быть беде!
Обман какой-то. Только бы стемнело.
(«Гамлет»)
Ведущий. Пока жюри подводит итоги I конкурса, мы познакомим вас с рубрикой «Это интересно!»
(Выходят заранее подготовленные рассказчики)
Рассказчик 1. Один знакомый увидел на столе у А. С. Пушкина «Повести Белкина», только что вышедшие из печати, без имени автора, и спросил:
– Кто этот Белкин?
– Кем бы он ни был, – ответил Александр Сергеевич, – а писать повести нужно именно так: просто, коротко и ясно.
Ведущий. Ребята, а вы знаете, кто является автором «Повестей Белкина»?
(Ответ: А. С. Пушкин)
Рассказчик 2. Однажды Н. В. Гоголь приехал в Киев и пошёл погулять по городу. Случайно он обратил внимание на чучело кабана, выставленное, как это ни странно, в окне библиотеки. В этот момент начался сильный дождь, и ливень. Владелец библиотеки встретил посетителя довольно грубо:
– Что вам нужно?
– Я зашёл переждать дождь, – ответил Николай Васильевич.
– Переждать дождь? – рассердился хозяин. – Вы, наверное, думаете, что здесь кабак! Убирайтесь!
– Теперь я понимаю, почему в вашем окне выставлено чучело этого животного, – сказал Гоголь и ушёл.
Ведущий. Ребята, а как вы думаете, какой смысл заключён в последней фразе Н. В. Гоголя?
(Ответы школьников). Итак, жюри готово объявить итоги 1 конкурса «Разминка».
(Жюри объявляет результаты)
Ведущий. Мы продолжаем наш КВН и объявляем следующий конкурс «Корректор». Задание этого конкурса заключается в восстановлении первоначального вида текста (слова и фразы перемешаны) и указании названия произведения и его автора. Время выполнения задания – 2 минуты.
(Команды получают конверты с текстом, разрезанным на фрагменты и собирают его в первоначальный вид)
Ведущий. Жюри подводит итоги, учитывая правильность и время
выполнения задания .
А мы продолжим знакомство с нашей рубрикой «Это интересно!».
Рассказчик 1. Современники рассказывали, что к Н. А. Некрасову обращалось много разных людей с просьбой одолжить денег. Почти никому из бедняков он не отказывал и не напоминал о возврате долга.
Однажды к поэту, который в это время был редактором журнала «Современник», пришёл сотрудник и попросил взаймы сто рублей. Н. А. Некрасов ответил:
– Вы говорите: жена заболела, ребёнку необходим уход, дров на зиму нет. Разве ста рублей хватит? Возьмите двести. Это будет в самый раз.
Ведущий. Ребята, что можно сказать о Н. А. Некрасове как о человеке, узнав о таких его поступках?
(Ответы школьников) Слово жюри для объявления результатов II конкурса.
(Жюри объявляет результаты)
Ведущий. А сейчас я приглашаю команды сыграть в «Литературное лото» – так называется III конкурс. Это конкурс непростой. Вопросы касаются и биографий писателей, и содержания произведений, и творческой связи литераторов. Но наши ребята молодцы. И я надеюсь, что они ответят на все вопросы.
Задание: представители команд по очереди достают из мешочка бочонок с номером вопроса, на карте открывается сам вопрос. В течение 10-15 секунд команда должна дать ответ на вопрос.
(Тихо звучит музыка)
Вопросы:
1.Ф. И. О. главного героя повести Н. Гоголя «Шинель».
(Акакий Акакиевич Башмачкин)
2. Кто из героев А. П. Чехова повторял одну и ту же фразу: «Как бы чего не вышло»?
(Беликов из рассказа «Человек в футляре»)
3. Кто из литераторов подарил А. С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»?
(В. А. Жуковский)
4. Какое произведение Н. Гоголь посвятил своему месту рождения?
(«Сорочинская ярмарка»)
5. В какой формуле Карамзин выразил основную идею повести «Бедная Лиза»?
(«И крестьянки умеют любить»)
6. Какое учебное заведение, в котором учился и сам, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
(Царскосельский лицей)
7. Что связывает фамилии литературных героев Онегина и Печорина?
(Обе фамилии происходят от названия русских рек – Онега и Печора)
8. После опубликования какой книги к И. Тургеневу пришла писательская известность?
(Сборник «Записки охотника»)
9. Названиями произведений какого русского драматурга являются афоризмы: «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок»? (А. Н. Островского)
10. Сюжеты каких произведений были подсказаны Н. Гоголю А. Пушкиным? (Комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души»)
11. Какова финальная фраза комедии Д. Фонвизина «Недоросль» и кто её произносит? («Вот злонравия достойные плоды» - Стародум)
12. По какой пьесе А. Островского режиссёр Э. Рязанов снял художественный фильм «Жестокий романс»?
(«Бесприданница»)
Ведущий. Жюри оценивает этот конкурс, а мы вызываем на «Дуэль» капитанов команд. Как вы уже догадались – это конкурс капитанов. Вот сейчас проверим, на что способны наши капитаны – знают ли они литературу.
Задание: один из капитанов называет слово или фразу (название произведения, фамилию автора, литературное направление, героя произведения и т. д.) , связанную с литературой, второй быстро должен назвать литературную ассоциацию к этому слову или фразе. (Например, село Михайловское – А. Пушкин; теория «трёх штилей» – М. Ломоносов; И. Крылов – басня; Кабаниха – «Недоросль»; Марк Твен – псевдоним, «мерка два», «Приключения Тома Сойера»)
(Проходит конкурс «Дуэль капитанов»)
Ведущий. Жюри подведёт итоги конкурса капитанов и объявит результаты сразу двух конкурсов. А мы снова возвращаемся к рубрике «Это интересно!»
Рассказчик 2. О творчестве Л. Н. Толстого даже при его жизни было много споров. Одни соглашались с писателем и поддерживали его, другие принимали в штыки. А сам он не просто писал рассказы, повести, романы. Он перестраивал мир. Но прежде всего он должен был перестроить себя.
А что для этого было нужно? Выработать для себя правила поведения. И он их составлял. Ежегодно, почти ежедневно. «Правила для развития воли телесной» (в которых сказано: «Будь верен своему слову»), «Правила для развития воли чувственной», «Для развития памяти», «Для развития деятельности», «Для развития умственных способностей», «Для уничтожения чувства самолюбия».
Лев Толстой был опутан этими правилами, как Гулливер канатиками лилипутов. С той только разницей, что создавал эти правила сам и опутывал себя сам. «1) что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2) что исполняешь, исполняй хорошо; 3) никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4) заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силой» – такие правила писал для себя Лев Николаевич, будучи ещё восемнадцатилетним юношей.
Ведущий. Заставляют ли о чём-нибудь задуматься такие факты из биографии великого русского писателя?
(Ответы детей)
Рассказчик 1. Сын Л. Н. Толстого, Илья Львович, утверждал, что любимая число отца – 28. Родился он в 1928 году, 28 августа. 28 числа из печати вышла книга «Детство». 28 родился первый сын, 28 один из сыновей женился. Наконец, 28 Лев Николаевич ушёл из дома, чтобы больше не вернуться.
Ведущий. Жюри готово объявить результаты двух конкурсов «Литературное лото» и «Дуэль капитанов».
(Жюри объявляет результаты)
Ведущий. Ребята, вы как школьники за годы учёбы в школе прочитали очень много произведений, много, наверное, прочитали и сами, по своему выбору и интересу. И сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете названия произведений. Конкурс называется «Кто больше?»
Условия этого конкурса: в течение одной минуты, команды совещаются и вспоминают произведения, в названиях которых указаны главные герои. Затем команды устраивают перекличку названиями, не повторяя соперника. Побеждает та команда, у которой больше ответов.
(Приблизительные ответы: «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Гамлет», «Евгений Онегин», «Тристан и Изольда», «К Чаадаеву», «Ромео и Джульетта», «Алиса в Стране Чудес», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Фауст», «Лягушонок» (Э. По), «Хамелеон», «Авдотья Рязаночка», «Ася» и другие)
(Проводится конкурс)
Ведущий. Жюри продолжает свою работу, а команды готовятся к последнему конкурсу (это было домашнее задание – подготовить инсценировку отрывка любого произведения) – «Мини-театр». А наши чтецы продолжают вести рубрику «Это интересно!»
Рассказчик 1. Как-то, прогуливаясь по набережной Темзы, Роберт Бернс увидел, как один знатный и богатый человек упал в воду. Какой-то бедняк, рискуя собственной жизнью, спас его. Но в награду получил от него лишь медную монету. Люди, собравшиеся на набережной, были возмущены неблагодарностью богача и хотели опять бросить его в реку. Но тут вмешался Р. Бернс:
– Оставьте его, – сказал поэт. – Ему самому лучше знать, чего стоит его жизнь.
Ведущий. Как вы думаете, можно ли считать Р. Бёрнса мудрым человеком? Почему?
(Ответы школьников)
Рассказчик 2. Надеюсь, вам известно имя писателя детективов Артура Конан-Дойля. Так вот. Однажды Конан-Дойль решил пошутить. Он выбрал из своих знакомых десятерых – людей весьма уважаемых, принадлежавших к высшему обществу, – и послал им телеграммы одинакового содержания: «Всё раскрыто, немедленно исчезайте». В течение двадцати четырёх часов все они выехали за пределы страны.
Ведущий. Вот так пошутил. Но эта шутка помогает кое-что понять об этих людях. Как вы считаете, почему они выехали из страны?
(Ответы школьников) Предоставим слово жюри, которое объявит результаты предпоследнего конкурса.
(Жюри объявляет результаты)
Ведущий. Команды готовы к финальному конкурсу нашего КВНа. Время выступления команд 5-7 минут. Жюри будет оценивать знание текста, артистизм, костюмы, декорации (если они необходимы были в инсценировке), творческий подход к работе. Пожелаем командам удачи в этом конкурсе.
(Команды представляют свои мини-постановки)
Ведущий. Молодцы, ребята! Настоящие артисты. Спасибо за доставленное удовольствие. Мы все словно побывали в театре. И сейчас жюри предстоит самая сложная задача – оценить этот конкурс и подвести итоги всего КВНа. А вам наши юные читатели мы предлагаем посмотреть буктрейлер по книге из нашей библиотечной рубрики «Советуем прочитать!»
(Жюри подводит итоги КВНа. Все присутствующие смотрят буктрейлер, подготовленный на одну из книг в школьной библиотеке библиотекарем или можно воспользоваться Интернет-ресурсами)
Ведущий. Итоги КВНа подведены. Слово предоставляется жюри для объявления результатов и награждения победителя.
(Награждение победителя КВНа)
Ведущий. Закончить сегодняшнее заседание КВНа хочу стихотворением Бориса Слуцкого «Планета читателей»
Сколько книг прочтено – не имеет значения,
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Еженощное – с лампой зажженной – в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете.
Ребята, помните, что книга – это просто чудо! Поэтому читайте с нами, читайте как мы, читайте лучше нас! Читайте везде, читайте всегда, читайте, что хотите и когда хотите. Успехов вам!
Наше заседание КВНа «Юные литературоведы» закрыто.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами для 9 класса по книге Лермонтова «Герой нашего времени»
Литературная гостиная для старших классов
Внеклассное мероприятие по литературе 7 - 9 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова
Кукольный спектакль для школьников по мотивам книги Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс
Внеклассное мероприятие для школьников 9-10 класса. В гостях у поэта. Сергей Есенин»
Внеклассное мероприятие по литературе, 10 класс. Пастернак