Статья «Работа с одарёнными учащимися» (литературное направление)
Автор: Евсейчик Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Стахановской СОШ № 32, г. Ирмино.
Описание: данный материал, думаю, будет интересен и полезен учителям русского языка и литературы не только для организации работы с одарёнными учащимися, но и для организации внеклассной работы по предмету.
Цель:раскрыть особенности работы с одарёнными учащимися, склонными к литературному творчеству.
Задачи:
-познакомить с типами одарённости, формами и методами работы с одарёнными учащимися;
-дать информацию об организации школьного литературного клуба;
-представить пример заданий по работе над детским словотворчеством.
Эпиграф: Не позор, а горе тому учителю,
который не видит в своих учениках личностей
и каждым своим шагом не осуществляет
индивидуальный подход.
С. Максименко
Очень актуальной является проблема выявления, развития и педагогической поддержки способных и одаренных учащихся, раскрытие их потенциала. Каждый одаренный ученик – индивидуальность, которая требует особого подхода.
Содействие реализации одаренности требует организации особой среды. Учебное заведение – это, прежде всего, творческая среда, где формируется новый человек, формируется не как субстант к существующему обществу, а как творческая личность.
Одаренные ученики: выявление – обучение – развитие.
Если вы относитесь к ребенку
как к идеальной личности –
вы поднимаете ее на ту высоту,
на которой вы хотели бы ее увидеть.
И. Гете.
Работа с одаренными детьми начинается, конечно же, непосредственно на уроках, где учащиеся проявляют свои способности при выполнении индивидуальных творческих заданий, в умении выражать собственное мнение, в выражении своего отношения к литературным героям и их поступкам, к природе, к людям, в умении тонко чувствовать и переживать подобное.
Показатели творческой одаренности учащихся.
Ученик как личность:
1. Стойкая, повышенная потребность в самоактуализации , в проявлении себя, в самоутверждении.
2. Наличие личного мнения.
3. Интеллектуальная независимость, пренебрежительное отношение к стереотипам, авторитетов. Потребность сопротивляться шаблону, навязанному стилю деятельности.
4. Высокая самооценка, потребность иметь свой собственный «Я – образ».
5. Оригинальность.
6. Импульсивность, порывистость.
7. Широта интересов. Интерес к философским вопросам.
8. Стремление самостоятельно преодолеть трудности, которые возникли.
9. Потребность в серьезной внутренней работе, создании своей индивидуальности, духовному росту.
Система работы с одаренными учащимися учителя литературы:
1.Выявление одаренных детей (с гуманитарным уклоном). Конкурсный отбор, диагностика. Создание банка данных с учетом типов одаренности.
2. Создание надлежащих условий для раскрытия потенциальных возможностей детей (через учебные планы, привлечение семьи, работу психолога, факультативы, индивидуальные консультации, конкурсы, олимпиады, фестивали, интеллектуальные игры и тому подобное).
3. Максимальное раскрытие одаренности и наиболее полная реализация возможностей (предметные декады, традиционные праздники,
связь с общественными организациями – клубами , библиотеками, детской школой искусств).
4. Научно-исследовательская работа учителя. Написание дидактических пособий, создание памятников.
Выделяют следующие
типы одаренности учащихся:
1) интеллектуальный и академический;
2) художественный;
3) творческий (креативный).
Учащихся с
интеллектуальным и академическим типами одаренности привлекаем к участию в школьных и городских предметных олимпиадах, различных предметных конкурсах, они занимаются в предметных кружках, помогают в подготовке предметных декад и недель, месячников.
Учащиеся с
художественным типом одаренности принимают участие в воспитательных мероприятиях, спектаклях, конкурсах на школьном, городском и областном уровнях. В школе организуются его персональные выставки, проводятся выступления.
Направления работы педагога с одаренными детьми:
1. Диагностика социального интеллекта одаренных детей, как одного из показателей адаптации одаренных детей
(сентябрь).
2. Контроль за адаптацией одаренных детей
(в течение года).
3. Изучение характера восприятия одаренных детей сверстниками, их эмоционального состояния и сильных сторон личности
(октябрь, ноябрь).
4. Социальное сопровождение:
а) индивидуальное консультирование
(по необходимости);
б) привлечение к конкурсам, олимпиадам на уровне школы и на уровне города
(в течение года);
в) помощь одаренным детям с низким статусом в ученическом коллективе самоутвердиться
(по необходимости);
г) помощь в кризисных ситуациях и содействие реализации способностей;
д) социальное просвещение родителей
(постоянно);
е) лектории для родителей: «Как воспитывать одаренного ребенка»
(на родительских собраниях в течение года);
ж) реклама детского творчества на уровне школы, города
(в течение года).
Работу по первым трём направлениям следует проводить с классами, с которыми учитель только начинает работать. В классах, с которыми учитель работает не первый год, эта работа уже проведена и преподаватель работает
уже систематически над развитием творческих способностей. Стоит заметить, что некоторые ученики открывают в себе творческий потенциал не сразу, а в процессе обучения, общения с теми, кто уже себя проявил в определенной области. Поэтому для меня очень важно привлекать к творчеству как можно больше учеников.
В работе можно использовать такие
творческие методы, которые способствуют эффективной работе с одаренными детьми:
• уважение желания учащихся работать самостоятельно;
• умение воздерживаться в процессе творческой деятельности;
• поощрение работы над проектами, предложенными учениками;
• исключение любого давления на детей, создание раскрепощения атмосферы;
• подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
• извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;
• поощрение максимальной увлеченности в совместной деятельности;
• убеждение учеников, что учитель является их единомышленникам, а не врагом;
• погружение в философские проблемы для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования гораздо чаще, чем для других детей;
• стремление к совершенству – для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства – они не успокаиваются, к
достигнут желаемого.
Вообще, существует
несколько взглядов на детское творчество.
Во-первых, все дети от природы поэты и художники, поэтому не следует им мешать, пусть развиваются свободно.
Во-вторых, поощрять детское сочинительство – значит растить графоманов.
И известный педагог В. А. Сухомлинский стоял за «поэтическое воспитание детей», призывал приучать учащихся к стихосложению и говорил, что в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся более чувствительны к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. Как и В. Сухомлинский, я считаю, что «радость словотворчества – это самая доступная для детей интеллектуальное вдохновение».
Заботясь «о пробуждении поэзии» в ребенке, я необходимо воспитывать у учащихся поэтический вкус языковой культуры и тем самым воспитывать художественный вкус вообще и эстетически-творческое отношение к жизни и искусству.
Учащихся, имеющих способности к литературному творчеству, может объединить школьный литературный клуб, организованный именно учителем литературы.
Цель работы клуба:
- создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, индивидуальной работы с одаренными детьми, для их творческой самореализации;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование эстетического вкуса;
- привитие любви к литературе и чтению.
Задачи:
- развивать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественных произведений;
- ознакомить с основами стихосложения;
- реализовывать идею межпредметных связей курса русского языка и литературы;
- развивать познавательный интерес к изучению литературы;
- повышать интеллектуальный уровень учащихся;
- способствовать творческой самореализации членов клуба;
- содействовать речевому общению учащихся.
Клуб может объединить все виды внеурочной работы по литературе, став ее центром.
Говоря о клубе применительно к преподаванию литературы в школе, мы рассматриваем это явление в двух аспектах:
1) влияние работы клуба на уроки, возможность с помощью клуба сделать преподавание более эффективным;
2) самостоятельное литературно-образовательное, литературно-развивающее, творческое значение работы клуба как формы реализации креативных возможностей учащихся.
Направления работы с одаренными учениками:
- подготовка к предметным олимпиадам;
- подготовка к литературным конкурсам;
- «Тропинка к Парнасу» (пробы пера);
- «Искусство слова» (выразительные средства языка, ораторское и сценическое мастерство, декламационное чтение).
Формы работы клуба разнообразны:
- литературная игра, викторина;
- экскурсии (в природу, музеи, библиотеки, на выставки и другие);
- диспут;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и обсуждение кинофильмов;
- литературный вечер;
- литературно-музыкальная композиция, литературная гостиная;
- читательская конференция;
- литературные чтения;
- конкурсы чтецов;
- оформление творческих выставок, выпуск поэтических сборников;
- презентации сборников, выпущенных самими учащимися;
- библиотечные уроки;
- праздники книги;
- встречи с членами городского литературного объединения (если есть) ...
Учащиеся – члены клуба(из опыта работы) – всегда активны и любознательны, принимают участие в интеллектуальных марафонах, в театрализованных выступлениях на уроках литературы и классных часах, пишут стихи и прозу, принимают участие в конкурсах выразительного чтения, литературных праздниках, занимаются исследовательской деятельностью.
Но каждое творчество должно иметь поддержку и признание, чтобы к ней не пропадал интерес. Поэтому руководитель клуба должен приложить усилия к тому, чтобы юные литераторы чувствовали свою значимость: привлечение учащихся к участию в различных конкурсах, организация литературных сессий в городской библиотеке (встречи с взрослыми литераторами), издание детских работ в городской прессе, проведение открытых заседаний клуба и литературных вечеров для учащихся школы и учителей. В школе должна быть постоянно действующая выставка детских творческих работ, что способствует вовлечению в ряды клуба новых членов.
Из опыта работы литературного клуба.
Как научить детей видеть, слушать, наблюдать, воспринимать. Начать можно с экскурсии в природу, так как радость от встречи с красотой природы—самая доступная для детей.
I.Например, прогулка по осеннему лесу или парку. Сначала учим детей слушать звуки природы, наблюдать, не шуметь.
Потом можно провести
беседу:
• Какие звуки леса привлекли ваше внимание?
• В какие краски окрашен лес?
• Вспомните стихи известных вам поэтов об осени.
• Совпадает ли описание осени у поэтов с тем, что видите вы?
После экскурсии впечатления ребят можно выявить и закрепить
следующими заданиями:
1.Подберите разнообразные эпитеты к слову осень.
(
Пример: унылая, тихая, багряная, глухая, прозрачная, пламенная, яркая и т. д..)
2.Подберите эпитеты для определения личного осеннего настроения.
(
Пример: безрадостное, унылое, сентиментальное, грустное, меланхоличное, приподнято-торжественное, спокойное и т. д..)
3. Подобрать иллюстрации с осенним пейзажем. Сравнить осень на этих иллюстрациях и ту, которую ребята наблюдали сами.
4. Подобрать сравнения к отдельным явлениям осени, а затем к ОСЕНИ в целом.
(
Пример: - Осень—как перо жар-птицы (от пера всегда льётся свет; - как царевна (нарядная, красивая; - как закат солнца (с деревьев падают красные листья); - как щедрая хозяйка (много припасла, угощает); - как костёр (разноцветье осенних листьев: жёлтые, красные, бурые…).)
5. Подобрать в соответствии с определённой логикой и размером поэтического текста эпитеты, а устно мотивировать свой выбор:
Кроет уж лист _______
__________ землю в лесу…
Смело топчу я ногой
__________ леса красу.
С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь _________ утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван ____________ орех,
Свянул ____________ цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой ____________ груздей;
Около пня не висит
Пурпур ____________ кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность _________небес.
(Авторские эпитеты распределяются следующим образом: золотой, влажную, вешнюю, прежних, последний, последний, кудрявых, брусничных, прозрачных.)
6. Определить вид того или иного выразительного средства языка, представленного в строфах:
А) Недовольный мокрый зонт в углу
Думает о вечно мокрой доле,
Дождик барабанит по стеклу,
Потому что тоже недоволен.
(Олицетворение)
Б) Всё больше и больше жёлтых листьев….
Вся земля словно шкура лисья.
(Сравнение)
В) Люблю в лесу бродить один
Ноябрьским утром, тихим, ранним…
Возникнет гроздь воспоминаний,
Как кисти красные рябин.
(Метафора + сравнение)
Г) Пора свершений, увядания,
Ночных туманов сизый дым,
И грустной прелести прощанья
Полны соседние сады. (Эпитет)
7. По готовой рифме сочинить четверостишие.
…………. отпели,
(Вот и птицы уже отпели,
………….отцвели.
И цветы в степях отцвели.
………..побледнели,
И поля давно побледнели,
……….. ушли.
Ветры тёплые в дали ушли.)
8.
Самое сложное задание: выразить в стихах свои впечатления об осени.
Таким образом можно провести работу над восприятием любого времени года. В процессе работы можно использовать тексты писателей и поэтов, репродукции картин, музыкальные произведения.
Считаю, что очень важно обучать школьников словотворчеству.
Фотоматериалы из опыта работы.
Выставка сборников стихотворений (выпущены учащимися) членов школьного литературного клуба "Мотив"
Юные поэты школы
Литературный вечер "С днём рождения, Книга!"
Фото на память (юные поэты с поэтами городского литературного объединения "Стахановец")
Выставка "Книги-юбиляры"
Презентация книги Е. Ильиной "Четвёртая высота"
Рекомендуем посмотреть:
Работа психолога с одаренными детьми
Консультация для родителей 2 класса
Система работы с одарёнными учащимися в условиях сельской школы
Опыт создания условий развития одаренных учащихся