Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Система работы с одарёнными учащимися в условиях сельской школы

Система работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей в условиях сельской школы
Заказчик проекта: Администрация МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация проекта
Данная работа представляет собой опыт организации работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей на уроках математики и во внеурочной деятельности учителя математики муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» Кузнецовой Натальи Николаевны.
Опыт может быть интересен учителям математики учреждений образования, методистам.

Концептуальные положения проекта
Сегодня в Костромской области, как и других регионах России, реализуется президентская программа «Одарённые дети»; появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие целью разработку теоретической и практической моделей развития одаренных детей. Однако при работе с данной группой детей постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одарёнными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику развития и обучения одаренных детей в сельской местности. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы, в том числе сельской.
В школе всегда есть дети, учебная мотивация которых находится на высоком уровне. (В школе ежегодно проводится мониторинг изучения учебной мотивации учащихся 4–11 классов). Перед учителями встает проблема комплексной работы с одаренными детьми.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый – «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями».
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Одаренный Общий термин, используемый для обозначения человека, наделенного особой способностью. Это могут быть общие интеллектуальные способности или определенная специальная способность, такая как способность к музыке или к игре в шахматы. (Оксфордский словарь по психологии. – 2002)

Актуальность проекта
Благополучие страны, основа ее развития – в интеллектуальном потенциале общества. А он закладывается, формируется в школе. Мы можем создать условия, чтобы выучить, воспитать, подготовить к жизни человека, который будет энциклопедически образованным, гуманным, стойким и мужественным творцом и созидателем.
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учреждениях образования условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению учащихся с признаками одаренности, основываясь на наблюдении педагога, на создание развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Данный проект соотносится с насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Цель: создание системы работы с учащимися, обладающими высокими интеллектуальными способностями на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Задачи:
• Разработать и внедрить новое содержание по математике, основанное на дифференцированном подходе в обучении, опережающем и развивающем обучении на уроках и во внеурочное время (элективные курсы).
• Отобрать методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества.
• Обеспечить широкую общеобразовательную подготовку по математике высокого уровня в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
• Повысить профессиональную компетентность (знакомство с психологическими особенностями и методическими приемами работы с одаренными детьми).
• Продумать и организовать систему внеклассных мероприятий по предмету.

Планируемые результаты проекта:
1. Высокий уровень индивидуальных достижений детей с высокими интеллектуальными способностями, обучающихся в преподаваемых классах.
2. Поливариантная образовательная среда, предоставляющая одаренным детям возможность реализовать собственные образовательные потребности.
3. Реализация индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
4. Внедрение новых технологий обучения и воспитания одарённых школьников.
5. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Механизм осуществления проекта
При традиционном обучении в рамках урока нет возможности полностью использовать индивидуальные особенности учащихся и очень часто одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательная активность и познавательные потребности могут угаснуть.
Поэтому выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе. В нашей школе в течение многих лет проводится мониторинг изучения учебной мотивации учащихся 4–11 классов. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие становятся одним из важнейших видов деятельности школы.
В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Появление таких учащихся в классе – большая удача и большая ответственность учителя. В дальнейшем можно условно среди одаренных детей выделить три категории:
• учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем развития при равных условиях обучения чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте (4класс);
• учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенных областях наук в подростковом возрасте;
• учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старших классах).

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы на начальном этапе.
Учащиеся 4 класса охотно сотрудничают с учителем. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в различных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. Учитывая данные возрастные особенности младших школьников учитель включает в уроки игровые моменты, привлекает сказочных персонажей, разыгрывает сценки, активизируя познавательный интерес учащихся. Интерес поддерживается различными формами соревнований. На этом же этапе учащиеся, принимая участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, проявляют свои способности к изучению предмета.
Помимо возможности развития одаренных учащихся непосредственно на уроках математики, существует, также возможность реализации целей развития способных детей и во внеучебное время, во внеклассной работе. Основной формой внеклассной работы во время учебного года являются элективы.
Одна из основных функций данных занятий – это подготовка способных учащихся к участию в олимпиадах, решению задач повышенного уровня сложности.
Работа по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней проводится в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занятия идут после уроков.
В 5-6 классах особое место занимают комбинаторные и вероятностные задачи. За счет школьного компонента в этих классах ведется элективный курс «Введение в геометрию». В 5-ом и 6-ом классах проходит годовой конкурс решения нестандартных задач.

Работа с учащимися высоких интеллектуальных способностей продолжается весь период обучения в основной школе. Прежде всего важно изучить индивидуальные особенности учащихся. В дальнейшем работа строится в трех направлениях:
Разноуровневый подход – используются разноуровневые задания (обучающего и контролирующего характера):
I уровень – задания на воспроизведение учащимися знаний;
II уровень – задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации;
III уровень – задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Используются разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
Обучение самостоятельной работе – ребята учатся работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой.
Обучение исследовательской работе, методу проектов – используются задачи с элементами исследования, развивающие задачи (такие задания можно предлагать как дополнительные всему классу, но для одаренных учащихся их необходимо вводить);
- используется метод проектов – выбор темы проекта должен быть полезен участникам проекта, тема должна быть им интересна, доступна, должна соответствовать возрастным особенностям;
- анализ информации – дети учатся анализировать, выделять главное, исключать второстепенное;
- защита проекта (в ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения).

Цель работы учителя с учащимися 5-9 классов: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. В течении нескольких лет работа школы по развитию познавательного интереса учащихся проходит в виде научно-практической конференции учащихся «Открытие», которая носит пропедевтический характер. Для учащихся среднего звена необходим постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают интеллектуальные усилия.
В зависимости от уровня математической подготовки в 7-ом классе проводится либо курс «Устный счет» (в слабых классах для улучшения вычислительных навыков), либо курс «Решение задач с помощью уравнений и их систем» в более подготовленных классах. В 8-ом классе традиционно проводится курс «Процентные расчеты на каждый день», в 9-ом – традиционно курс «Модуль» и «Теория чисел и многочленов».

В старшей школе проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
В 10-11-х классах традиционно проводится курс «Параметры». Также в зависимости от дополнительных часов проводятся курсы «Избранные вопросы математики» с разбором тем, не входящих в обязательный уровень обучения, «Практикум по математике» с разбором тем, входящих в программный материал, но на более высоком уровне. Был опыт обучения в физико-математическом лицее «Авангард» (г.Москва).

Формируются новые принципы организации образовательного пространства:
• индивидуализированные формы учебной деятельности: заочная физико-математическая школа «Авангард», г.Москва, работа по индивидуальным программам, заочные курсы;
• выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Работа с одаренными учащимися дает им возможность проявить свои способности на предметных олимпиадах различных уровней и подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде, итоговой аттестации большую роль необходимо отвести индивидуальной работе. Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными учащимися, представляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых информационных ресурсов, позволяет учащимся работать в оптимальном режиме, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие и исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Еще большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставляет Интернет.

Принципы работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей:
Индивидуализация обучения.
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Учитывая специфику нашей школы, у нас не так много учащихся, способные показать наилучшие результаты на олимпиадах, при выполнении заданий ГИА, ЕГЭ. Но они есть и учителя работают над сохранением и развитием способностей учащихся.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития учащегося, и одаренного в частности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с учащимися высокого интеллектуального уровня, начиная с начальной школы и до сдачи ЕГЭ.
План действий по реализации проекта
№ Мероприятие Сроки
1 Годовой цикл решения нестандартных задач (5, 6 классы)
2 уч. года
2 Разработка и ведение программ элективных курсов:
• «Введение в геометрию» (5, 6 классы)
• «Изобретательность в вычислениях. Устный счет» (7 класс)
• «Процентные расчеты на каждый день» (8 класс)
• «Модуль» (9 класс)
• «Уравнения и неравенства с параметрами» (10-11 классы)
1 уч. год
1 уч. год
1 уч. год
1 уч. год
2 уч. года
3 Заочное обучение в физико-математическом лицее «Авангард» (г. Москва) (10-11 классы Курс абитуриента) - дифференцированное обучение
4 Организация научно-исследовательской деятельности учащихся постояно
5 Участие детей в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах, марафонах, школьной, муниципальной, региональной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» постояно
6 Участие в международных интеллектуальных играх: «Кенгуру», Всероссийских молодежных предметных чемпионатах, … постояно
7 Разработка рекомендаций и памяток для родителей по воспитанию одаренного ребенка постояно

Критерии оценки достижения результата проекта
учителем школьниками
Повышение профессиональной компетентности (прохождение курсов повышения квалификации) Мониторинг успеваемости учащихся по итогам учебных четвертей, года, итоговой аттестации.
Овладение технологиями дифференцированного, личностно ориентированного обучения, технологиями обучения на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах, технологией модульного обучения, рейтинговой технологией (самообразование - выступление на методических объединениях школьного, районного уровней) Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсов

Формирование дидактической системы Повышение уровня мотивации (ежегодная диагностика)
Выбор предметов, элективных курсов математической направленности
Выбор выпускниками вузов специальностей, связанных с математикой

Перспективы дальнейшего развития проекта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются (особенно в сельской местности);
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Список использованной литературы и электронных информационных источников
1. Учебно-воспитательный план ОУ
2. Комплексно-целевая программа «Новое поколение» МКОУ «Шуваловская СОШ» Костромского муниципального района Костромской области
3. Интернет материалы.
4. Ломакин А. В.(доклад) Работа с одаренным детьми.
5. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс].
6. Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991.
7. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

Результат реализации проекта
1. Научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее» (школьный этап)
Темы работ школьной конференции (руководитель – Н.Н. Кузнецова)::
• «Анализ потребительских предпочтений магазинов п.Шувалово» (2006г.)
• «Сравнительный анализ цен продуктов питания потребительской корзины магазинов Сущевского сельского поселения с оптовыми ценами г.Кострома» (2007г.)
• «Вневписанная окружность» (2008г.)
• «Решение тригонометрических задач геометрическим методом» (2009г.)
• «История чисел» (2010г.)
• «Влияние курения на здоровье человека» (2011г.)
• «Геометрические способы решения квадратных уравнений» (2013г.)
• «Изучение освещения учебных кабинетов и его влияние на зрение школьников» (2014г.)
• «Я – это раз, ты – это два…» или социологический портрет учащихся Шуваловской средней школы» (2014г.)
• «Школьники и карманные деньги» (2015г.)
• «Вероятность получения положительной отметки при написании тестовой контрольной работы путем угадывания правильного ответа» (2016г.)
Скачать Система работы с одарёнными учащимися в условиях сельской школы

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одарёнными учащимися (литературное направление) Консультация для родителей 2 класса Опыт создания условий развития одаренных учащихся Создание творческой среды на уроках, способствующей выявлению одарённых детей
Опубликовано: 2860 дней назад (6 января 2017)
Просмотров: 4327
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!