Создание творческой среды на уроках, способствующей выявлению одарённых детей
По мнению одного их ведущих исследователей проблем творчества (одарённости) П.Торренса, «Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Каждый ребенок должен сам выбрать «ЧТО копать глубже», «сквозь КАКИЕ стены проходить», «КАКОЙ замок построить»….
Как моя деятельность, как учителя, может способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка?
Репродуктивные методы работы, структура традиционного урока, используемые много лет в педагогике, не подходят для решения задач образования личности ребёнка и для развития его творческих способностей. Учителю необходимо создать такие условия, чтобы они были направлены на полноценное развитие способностей каждого ребёнка с учетом их индивидуальности.
Особое внимание творческой деятельности, конечно, уделяется на уроках литературного чтения. Необходимо организовать такую учебную деятельность на уроке, чтобы она была и развивающей, и воспитывающей. Уроки литературного чтения обязательно должны включать не только известную детям лексику, но и новую, чтобы пополнить их активный словарь новыми терминами, понятиями, определениями. На каждом уроке дети должны задумываться над словом, оттенками его смысла. Необходимо развивать умение каждого ребёнка творчески работать с произведениями, предложенными авторами учебников.
Какие
приёмы, использую на уроках для творческого развития каждого ребёнка?
В первую очередь, начиная с 1 класса, в начале каждого урока провожу «творческие 5-минутки». Предлагаю разного рода задания. Например, сочинить двустишие или четверостишие. Сначала предлагаю ребятам поиграть в «рифмы», стараемся найти рифмы, которые использовал поэт в разных стихотворениях (беру короткие детские стихи). Затем предлагаю рифмы для сочинения собственного стихотворения. Пусть это будет сначала двустишие, главное, чтобы ребёнок научился чувствовать рифмы.
В последнее время у детей наблюдаются проблемы в построении фразовой речи. Это важное умение, которое должно быть сформировано у каждого ребёнка, поэтому предлагаю разные задания, направленные на формирование данного умения. Например, распространить предложение: Петя читал. Предложение должно быть полным, интересным.
Задания:
• отредактировать текст «Поработать редакторами»
• придумать мини рассказ или сказку;
• нарисовать иллюстрации к произведению;
• составить диафильмы по произведению;
• придумывание продолжение рассказа или сказки. В учебниках по системе «Гармония» подобные задания нередки.
Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова. Начинается эта работа с самого простого, с работы по образцу. Сначала на уроках выделяли постоянные элементы сказочного сюжета, анализировали сказки, знакомились с признаками сказки.
Развитие творческих способностей ребёнка – важнейшее средство его личностного развития.
Предлагая подобные задания сразу можно выделить учеников, способных к творчеству. У них хорошо получается придумать интересные сюжеты сказок и рассказов без помощи взрослого. Например,
«Сказка про говорящего поросенка», автор Борзунова Валерия, ученица 2 класса.
«Жил-был на свете поросенок Хрюк. Он был очень недоволен своей жизнью, потому что с ним никто в деревне не хотел играть и дружить. Ножки бегали у него медленно, ведь он был очень толстеньким. Все смеялись над ним и обзывали его. Он казался жителям деревни очень странным. Хрюк постоянно напевал песенки себе под пятачок и постоянно вслух размышлял, какая от него польза. На самом деле польза от него оказалась очень даже большая. У Хрюка был очень хороший нюх. Он всегда чувствовал приближение в их деревню лисы.
Однажды на их деревню опустился сильный туман. Он был очень густой. Вокруг ничего не было видно. И вдруг Хрюк услышал, как мама-курица плачет, потому, что ее цыпленок сбежал в лес и потерялся в густом тумане.
Неожиданно Хрюк почувствовал приближение лисы и бросился на помощь цыпленку. Хрюк сосредоточился, принюхался и побежал спасать малыша. Он оказался возле корявой сосны. Хрюк отвлек лису: запел песенки, и лиса побежала за ним. А когда рыжая плутовка догнала его, то поняла, что такой большой ей не по зубам. И ушла к себе в нору ни с чем. Поросенок помог цыпе добраться до фермы. Радости мамы-курицы не было предела. Хрюк был очень доволен, что сделал доброе дело. Он хотел очень помочь и у него всё получилось. Большой пятачок-это очень хорошо, а большое сердце еще лучше. Все животные деревни принесли Хрюку свои извинения за причиненные обиды и стали с ним дружить и уважать его, не смотря на то, что он был неуклюжим и не умел так быстро бегать как они».
Сочиняя сказки и рассказы, ребёнок учится фантазировать, следовать правильному построению своего сочинения в зависимости от жанра произведения, «чувствовать» слово, сопереживать своим героям, анализировать многие нравственные понятия, например, «справедливость», «дружба» и «вражда», «добро» и «зло».
Не каждый ребёнок может сочинить сказку, но каждый ребёнок умеет и любит рисовать. В начальной школе используется «устное словесное рисование» - это методический приём, используемый на уроках. Рисование, по мнению Л.С. Выготского, является ведущим видом творчества в детстве. Это особый вид речи, это «графическая речь, возникающая на основе словесной речи». Ведь чтобы правильно и хорошо нарисовать, надо внимательно слушать, читать и перечитывать текст. Каждый ученик будет выполнять творческое задание на своём уровне, но важно то, что он будет выполнять его увлечённо и с удовольствием. А моя задача, как педагога, поддержать творческие начинания ребёнка и его интерес к подобным заданиям.
Иногда ребёнку трудно выполнить задание самостоятельно, тогда на помощь приходят одноклассники. Задания, выполненные в совместной деятельности, играют немаловажную роль в формировании детского коллектива, Приёмы включения в коммуникативную деятельность способствуют развитию важных личностных качеств. Они формируют опыт коммуникативного взаимодействия ребёнка с социальным окружением, возникают отношения партнёрства. Процесс познания в творческой деятельности становится ярким, запоминающимся, личностно-значимым.
Творческие задания уместны и возможны не только на уроках литературного чтения, но и на уроках математики. Современные учебники математики содержат большое количество задач занимательного характера, которые очень нравятся ученикам. Интерес к урокам математики у младших школьников можно поддержать предлагая детям задачи на сообразительность, на смекалку, творческие задания.
В этом учебном году во 2 классе мною был объявлен
конкурс «Вкусные задачи». Сначала было составлено положение к конкурсу, критерии оценивания конкурсного задания. Всё это было выставлено на персональном сайте.
Критерии:
• Задача должна быть логической.
• В задаче должны быть обязательно упомянуты разные «вкусняшки»: конфеты, мороженое, тортики, пирожное и т.д.
• В задаче обязательно должен присутствовать сказочный герой.
• Задача должна быть решена автором.
• Приветствуется иллюстрация.
И хотя желающих было немного, но данная творческая деятельность понравилась не только участникам, но и одноклассникам, и родителям.
Во-первых, это положительно сказалось на семейном общении родителей и детей. Родители помогали детям в составлении задачи, в оформлении. Время, проведенное с родителями, для детей – замечательное время.
Во – вторых, каждый ребёнок, составивший задачу, еще раз закрепил пройденный материал, спланировал свою деятельность, т.е. составил план реализации творческого задания, приложил немало усилий, выбирая сказочного героя (а может быть, даже и вспомнил сказку, прочитав её ещё раз), произвёл математические вычисления. В результате, выполнение данного задания направлено на формирование многих универсальных учебных действий;
В – третьих, победители были определены членами жюри (родителями нашего класса), а не учителем, который всегда оценивает выполненные задания на уроке;
В – четвертых, все эти задачи были представлены и решены на уроке математики. Это было приятно и самим авторам задач, и конечно, одноклассникам;
В – пятых, ребята получили дипломы, сертификаты за участие и победу в конкурсе и пополнили свои портфолио.
Ребята моего класса активно с удовольствием участвуют в разных дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, но в данном конкурсе участников было всего 6 человек. Почему? Я думаю, что причиной может быть трудность задания. Гораздо легче решить предложенные задания, чем придумать своё. Анализируя творческие работы обучающихся, я понимаю, что не все работы соответствуют выставленным критериям. У многих ребят задачи не получились логическими, но это мероприятие доставило много положительных эмоций всем участникам образовательного процесса. Положительная эмоциональная насыщенность школьной жизни вызывают у ученика разнообразные чувства: радость, удовлетворение и удовольствие от выполненной работы и личных достижений, а эмоциональное состояние школьников, сопровождающее процесс усвоения учебного материала, положительно сказывается на эффективности обучения.
Используемая литература:
1. В.А. Лазарева «Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы»,Издательский дом Фёдоров, издательство «Учебная литература», 2010г.;
2. Журнал «Начальная школа». №8. я2004г.
Рекомендуем посмотреть:
Работа с одарёнными учащимися (литературное направление)
Консультация для родителей 2 класса
Система работы с одарёнными учащимися в условиях сельской школы
Опыт создания условий развития одаренных учащихся
Похожие статьи:
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе