Мастер-класс по теме «Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников»
Учитель Головина Татьяна Сергеевна
Описание работы: данная статья будет полезна учителям начальных классов и среднего звена, работающим по ФГОС
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.
Уважаемые коллеги, я очень рада видеть Вас на своем мастер классе. Предлагаю Вам сначала определиться с понятием «регулятивные универсальные учебные действия».
У вас на столах лежат рабочие листы, на которых перечислены универсальные учебные действия. Вам необходимо выбрать из них только регулятивные учебные действия.
1. Поиск информации
2. Планирование
3. Целеполагание
4. Моделирование
5. Самооценка
6. Анализ, синтез, сравнение
7. Самоконтроль
Это только часть регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо сформировать у каждого ученика. Обратите внимание на слайд.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, а впоследствии и организацию своей жизни вне учебы.
Предлагаю вспомнить сказку Сутеева «Мешок яблок» и главного героя зайца (можно прочитать сказку или посмотреть мультфильм)
Предлагаю поработать в группах и постараться понять, сформированы ли у него регулятивные универсальные учебные действия?
РУУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая регуляция
Мнение, доказательства:
Целеполагание хорошо проявляется в начале мультфильма: заяц четко знал, что ему нужно сделать и следовал этой цели.
Планирование развито недостаточно. Не всегда может распланировать свою деятельность. Иногда он объективно относится к способам достижения цели: не может переплыть озеро - идет в обход.
Прогнозирование - развито недостаточно. Он не может просчитать до конца, сколько яблок можно раздать, а сколько принести домой.
Контроль развит недостаточно, т.к. в итоге он все раздает и домой ничего не приносит.
Коррекция выражена слабо: в основном действует по шаблону: встретил – отдал. не
Оценка недостаточно развита, поскольку не может соотнести реальное количество яблок с количеством нуждающихся в еде.
Волевая регуляция – способен контролировать свое поведение и эмоции, преодолевая встречающиеся трудности. например, при встрече с волком он проявляет находчивость и смелость. Правда, не всегда сдерживает свои эмоции. Например, когда ворона его злит своими домыслами о том, что с его зайчатами сделает охотник и волк, он не сдерживает себя. Заяц ударил ворону мешком, а затем и веслом.
Подобной ситуации с зайцем больше не произойдет, если он правильно проанализирует и оценит свое поведение, проведет, так скажем, рефлексию.
Неотъемлемые компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.
Отношение, мнение, отзыв, критика, признание. Это те синонимы, которые я увидела в толковом словаре к слову оценка.
Где мы встречаемся с «оцениванием»? Повсеместно. Человек в своей жизни сталкивается с оценкой своей внешности, деятельности, поступков… Любая оценка влияет на наше сознание, оставляет отпечаток.
Сегодня учителя, реализующие ФГОС, говорят о новой системе оценивания предметных и метапредметных умений. Именно поэтому необходимо уделять много внимания формированию у детей самооценки и самоконтроля.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Первый вопрос, которым встречают родители своих детей из школы: «Ну, что ты там получил?». Почему? Да потому что отметка важна и детям, и родителям.
Оценка (отметка) – один из важнейших инструментов мотивации учащихся. Положительная оценка, как известно, окрыляет школьника, отрицательная, естественно, огорчает. Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания и сориентировать школьников на достижение успеха в процессе урока? Как это сделать?
В этом плане на уроках помогают некоторые приемы.
Прием «Защитный лист»
Цель данного приема – это формировать саморегуляцию как способность к преодолению препятствий. Этот прием подойдет больше предметов, когда часто идет устный опрос домашнего задания: литература, история, …
Перед каждым уроком, всегда на одном о том же месте, лежит «Защитный лист», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Это сохраняет душевное спокойствие ученика, и сам учитель держит ситуацию под контролем. В описании приема не было сказано о том, что делать дальше учителю, как поступить в том случае, если ученик злоупотребляет этой возможностью, и его фамилия часто появляется в этом листе. Ведь некоторые могут пользоваться этим листом постоянно. Мы с ребятами из класса (4 класс) договорились, что все темы, которые ученик написал сюда, он должен сдать учителю письменно или устно, но тогда когда выучит материал (устно все-таки определили срок сдачи материала).
Прием «Листочек с отложенной отметкой»
• Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чем заключается смысл этого приема, судя по названию?
Не желая выставлять низкую отметку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Эти два приема очень похожи между собой. А в чем различие? ( Прием «Защитный лист» предупреждает получение отрицательной отметки, а прием «Листочек с отложенной отметкой» позволяет исправить уже полученную отрицательную отметку).
Прием «Поощрение».
Достаточно хорошей оценкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”; благодарственная запись в дневнике; открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
• Как вы думаете, уважаемые коллеги, в каких случаях мы можем использовать и такой прием. Хотя вам может показаться, что он больше всего подходит для начальной школы?
Конечно, каждому ученику приятно получить такую грамоту или знак, но особенно это поощряет слабых учеников, которые в силу своих способностей не могут заработать хорошую отметку.
Мы уже несколько лет работаем по новому стандарту, формируем универсальные учебные действия у наших учеников. И, наверное, у многих возникал вопрос, хорошо ли я в них разбираюсь?
И сейчас я хочу предложить вам выполнить небольшой тест на знание УУД. В нем всего 4 вопроса. Пожалуйста, проверьте себя.
1. Программа развития универсальных учебных действий представлена группой ученых под руководством…
А) В. Левченко
Б) П.Я. Гальперина
В) Л.С. Выготского
Г) А.Г. Асмолова
2. В каком виде универсальных учебных действий в основе лежат самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания?
А) личностном
Б) регулятивном
В) познавательном
Г)коммуникативном
3. Этот вид УУД обеспечивает социальную компетентность.
А) регулятивный
Б) коммуникативный
В) личностный
Г) познавательный
4.
Эти УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
А) регулятивные
Б) личностные
В) познавательные
Г) коммуникативные
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто уверен в том, что все задания выполнены верны.
Вот так и наши ученики, кто-то уверен, кто-то не на 100%, а кто-то и совсем плохо выполнил всю работу и, естественно, не хочется даже сдавать ее на проверку учителю. По стандарту за текущий и входной контроль в журнал ученику мы имеем право ставить только 4 и 5, и то 4 по желанию ученика. А за итоговый контроль уже выставляем все отметки, которые он получил. Но для того чтобы прийти каждому ученику к хорошему результату, естественно, мы проводим всякого рода самостоятельные работы, которые тоже так или иначе проверяют уровень сформированности умений.
Проводя самостоятельные работы, я иногда использую прием «Цветные поля», который и вам хочу предложить. Прежде чем вам сдать свою работу на проверку, возьмите цветные карандаши и отчертите поля:
Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить», синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Желтые поля «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».
Этот приём называется
"Цветные поля". Он используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Вообще в этом приеме есть еще и черный цвет, который обозначает «Не относитесь к моей работе серьезно. Я делал все наспех или Я делал ее плохо». Но я решила убрать черные поля, и добавить желтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».
Этот прием удобен и детям, и учителю.
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Таким образом, у обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
Значения цветов и их количество может варьироваться в зависимости от задания, от сложности темы, от целей урока. Например, при обучении написанию сочинения ученик может попросить о проверке одного из компонентов: структуры и логичности сочинения, соответствия плану, наличия грамматических ошибок, наличия стилистических ошибок, и т.д.
Совет: значения каждого цвета предварительно обговариваются и желательно написать эти значения на доске или на отдельном плакате, чтобы образец всегда был перед глазами.
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что она проводится не для учителя, не для завершения урока или отдельного этапа учителем, она проводится для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу, т. е провести самооценку. В этом тоже помогают многие интересные приемы.
Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно. В практике организации этого этапа урока насчитывается большое количество приемов. Сделать урок эффективным и интересным мне помогают многие приемы этой технологии.
Прием « Причина - Факт - Следствие».
Этот приём позволяет определять причинно - следственную связь осуществлять мини-исследование. Этот приём позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Ребята подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.
Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).
Прием «Телеграмма»
Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Есть несколько вариантов проведения этого приема.
Обычно я его даю в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.
Слайд Другой вариант этого приема, когда по вертикали пишется какое-то понятие, термин, изучаемый на уроке. Ученики подбирают слова на каждую из букв предложенного слова, которые будут соответствовать их настроению, а в 4-м классе получается даже составить предложение, выражающее настроение после урока.
Давайте попробуем и мы составить такую телеграмму, в которой выскажете мнение о моем мастер-классе.
Мастер-класс по теме
«Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников»
учителя начальных классов МАОУ гимназии №26 Г. Томска
Головиной Татьяны. Сергеевны
М________________________________________________________________________
А_________________________________________________________________________
С_________________________________________________________________________
Т_________________________________________________________________________
Е_________________________________________________________________________
Р_________________________________________________________________________
Как вы думаете, коллеги, какой плюс в это приеме?
1. У ребят проходит рефлексия пройденного учебного материала.
2. У ребят проходит рефлексия своей деятельности на уроке.
3. Ребята учатся кратко и точно формулировать свои мысли, учатся составлять речевые высказывания.
Дополнительную трудность составляет то, что необходимо начинать с нужной буквы.
Использование этих приемов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление.
Итак, уважаемые коллеги, Оценка должна стать инструментом в наших учительских руках, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Самоуправление в начальной школе
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков