Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс

Сценарий внеклассного мероприятия к 100-летию со дня рождения К. Симонова.
Описание работы: данная разработка предназначена для педагогов организаторов, библиотекарей и учителей чтения коррекционных школ VIII вида. Сценарий рассчитан на учащихся 8 - 10 класса. В соответствии со структурой дефекта учащихся педагогами могут быть использованы фрагменты из представленных произведений.

Цель:
Развитие интереса к творчеству писателя.

Задачи:
1. Расширить представление учащихся о жизни и творчестве К. Симонова.
2. Корригировать и развивать память, зрительное и слуховое восприятие, личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу, развивать речь и обогащать словарь, через подготовку и проведение общешкольного мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения К. Симонова.
3. Воспитывать нравственные качества личности через знакомство с некоторыми произведениями писателя.

Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация.

Аудио оформление:
1. Видеоклип на песню "Песенка военных кореспондентов" (Слова: К. Симонова, музыка: М. Блантера, исполняет: Л. Утесов).
2. Аудиозапись стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…» в исполнении автора.
3. Видеоклип с записью песни "Жди меня" (Слова: К. Симонов, музыка: К. Молчанов, исполняет: Злата Огневич).
Ход мероприятия
Учитель:
Ребята, мы собрались сегодня, чтобы почтить память К. Симонова, писателя и поэта, которому 15 ноября исполнилось бы 100 лет.
1 слайд. Проецируется портрет писателя.
Константин Михайлович Симонов, поэт, прозаик, драматург. Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде, воспитывался отчимом — преподавателем военного училища. Детские годы Симонова прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 году семилетку в Саратове, пошел учиться на токаря в фабрично- заводское училище.

Учитель:
2 слайд. Проецируются обложки журналов "Молодая гвардия" и "Октябрь".
В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, пошел работать на завод. В эти же годы начал писать стихи. В 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Константина Симонова. В 1938 г закончил Литературный институт им. М. Горького. В 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин- Гол в Монголию.

Учитель:
3 слайд. Проецируются страницы газе "Красная звезда" и "Боевое знамя"
С началом войны Константин Симонов был призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал пьесы "Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и «Война». Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
О нелегком труде военного корреспондента Константин Симонов рассказал в своем стихотворении, к которому Матвей Блантер сочинил музыку. Так появилась на свет «Песенка военных корреспондентов».
Просмотр видеоклипа на песню "Песенка военных кореспондентов" (Слова: К. Симонова, музыка: М. Блантера, исполняет: Л. Утесов)

Первый учащийся:
Отрывок из стихотворения «Смерть друга». Памяти Евгения Петрова

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Учитель:
4 слайд. Проецируется обложка книги с поэмой "Сын артиллериста"
Константин Симонов неоднократно сам бывал на передовой линии, не раз поднимал бойцов в атаку, ходил в разведку, был в тылу врага. В ноябре 1941 года Константин Симонов написал поэму «Сын артиллериста», основанную на реальных событиях. Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжёлые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Иногда ему приходилось наводить огонь на себя. Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, К. Симонов прославил в поэме «Сын артиллериста».

Второй учащийся:
Отрывок из стихотворения «Сын артиллериста».
...А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец... Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.

— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать... Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час... Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два... Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух —
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!

И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.

В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.

Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
— Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была...

Учитель:
5 слайд. Проецируются обложки книг с произведениями писателя
Широкую популярность в годы войны приобрела лирика К. Симонова. О трудностях жизни на фронте и в тылу писал он в своих рассказах, повестях и стихотворениях.
Аудиозапись стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…» в исполнении автора.

Третий учащийся:
Стихотворение «Кукла».
Мы сняли куклу со штабной машины.
Спасая жизнь, ссылаясь на войну,
Три офицера - храбрые мужчины -
Ее в машине бросили одну.

Привязанная ниточкой за шею,
Она, бежать отчаявшись давно,
Смотрела на разбитые траншеи,
Дрожа в своем холодном кимоно.

Земли и бревен взорванные глыбы;
Кто не был мертв, тот был у нас в плену.
В тот день они и женщину могли бы,
Как эту куклу, бросить здесь одну...

Когда я вспоминаю пораженье,
Всю горечь их отчаянья и страх,
Я вижу не воронки в три сажени,
Не трупы на дымящихся кострах,-

Я вижу глаз ее косые щелки,
Пучок волос, затянутый узлом,
Я вижу куклу, на крученом шелке
Висящую за выбитым стеклом.

Четвертый учащийся:
Стихотворение «Танк».
Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
Вот след, где он попятился, когда
Ему взорвали гусеницы миной.

Но под рукою не было врача,
И он привстал, от хромоты страдая,
Разбитое железо волоча,
На раненую ногу припадая.

Вот здесь он, все ломая, как таран,
Кругами полз по собственному следу
И рухнул, обессилевший от ран,
Купив пехоте трудную победу.

Уже к рассвету, в копоти, в пыли,
Пришли еще дымящиеся танки
И сообща решили в глубь земли
Зарыть его железные останки.

Он словно не закапывать просил,
Еще сквозь сон он видел бой вчерашний,
Он упирался, он что было сил
Еще грозил своей разбитой башней.

Чтоб видно было далеко окрест,
Мы холм над ним насыпали могильный,
Прибив звезду фанерную на шест -
Над полем боя памятник посильный.

Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми;

Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.

Учитель:
6 слайд. Проецируется фотография Валентины Серовой.
Из воспоминаний дочери К. Симонова и Валентины Серовой.
"Стихотворение было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкино, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль".

Пятый учащийся:
Стихотворение «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Учитель:
Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…»
Видеоклип с записью песни "Жди меня" (Слова: К. Симонов, музыка: К. Молчанов, исполняет: Злата Огневич).

Учитель:
Великая Отечественная война стала главной темой в творчестве Константина Симонова. Сам писатель так говорил: « Моя цель – дать почувствовать читателю, какой была эта война. Победа нам досталась дорогой ценой… Если я не расскажу об этих трудностях, тогда мне не удастся рассказать о мере подвига нашего народа».

Шестой учащийся:
Стихотворение «Слава».
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Седьмой учащийся:
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…»
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Учитель:
Всю жизнь и после войны К.Симонов помнил войну и писал о ней. В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал: «Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».

Восьмой учащийся:
Стихотворение «Родина».
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Учитель:
Слайд 7. Проецируются афиши фильмов, снятых по сценариям К.Симонова
По сценариям Симонова были поставлены фильмы: "Парень из нашего города" (1942), "Жди меня" (1943), "Дни и ночи" (1943 - 44), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Нормандия-Неман" (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле) , "Живые и мертвые" (1964).

Учитель:
8 слайд.Проецируется камень с памятной табличкой
Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

Учитель:
Дорогие ребята, надеюсь, что сегодняшнее занятие было вам интересно, а произведения К. Симонова настолько понравились вам, что вы захотите самостоятельно еще раз прочитать их в нашей библиотеке.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами для 9 класса по книге Лермонтова «Герой нашего времени» Литературная гостиная для старших классов Внеклассное мероприятие по литературе 7 - 9 класс. Сценарий Внеклассное мероприятие КВН по литературе для учащихся 9 классов

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова

Кукольный спектакль для школьников по мотивам книги Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс

Внеклассное мероприятие для школьников 9-10 класса. В гостях у поэта. Сергей Есенин»

Внеклассное мероприятие по литературе, 10 класс. Пастернак

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Местоимение
Опубликовано: 3256 дней назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 3680
0
Голосов: 0
Валерий Григорьевич Вершинин # 8 декабря 2015 в 22:36 +2
Ольга Александровна! Хочу объяснить, чего не хватило мне в вашем мероприятии. Понимаю, что у вас особенные дети. А как вы хотели реализовать задачи " Корригировать и развивать память, зрительное и слуховое восприятие, личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу, развивать речь и обогащать словарь"? Какая ответная реакция детей? Раз они прочитали такие большие и серьёзные стихотворения, то могли бы и поделиться своими впечатлениями! Зачем вы сообщаете ребятам лишние факты из биографии, которые ничего им не дадут. "воспитывался отчимом — преподавателем военного училища. Детские годы Симонова прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 году семилетку в Саратове пошел учиться на токаря в фабрично- заводское училище. "В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал пьесы "Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и «Война». Когда же кончатся эти перечисления!? Это ведь не энциклопедическая статья! Ну, показали бы своё отношение к творчеству К.Симонова, прочитали бы какие-то стихи сами:с душой,"с чувством, с толком, с расстановкой"!
Миля # 10 декабря 2015 в 20:55 0
А где можно скачать презентацию к этому мероприятию?