Развитие творческих способностей в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Подготовила: Котенко Влада Владленовна, Музыкальный руководитель МДОУ «ЦРР-д/с №153»
Импровизация является неотъемлемой частью в развитии музыкально – творческих способностей. Передавая заданное настроение в импровизации, ребёнок осваивает элементы музыкальной выразительности.
Творчество в игре на детских музыкальных инструментах проявляется в тот момент, когда ребёнок свободно выражать свои впечатления в музицировании. Возникновению такого вида творчества способствует жизненный и музыкальный опыт, который уже имеется у ребёнка, поэтому для того, чтобы такое творчество проявилось ребёнку немаловажно обогащать и накапливать впечатления о музыке.
Данное условие можно выполнить слушая вокальные и инструментальные произведения, исполняемые «в живую» или записанные в аудиоформате, беседуя, обсуждая использование тех или иных средств выразительности языка музыки, сравнивая звучание различных музыкальных инструментов.
Выделяются такие типы импровизации в игре на детских музыкальных инструментах, как:
1. Выразительная импровизация – создание выразительного музыкального образа (как идет медведь, прыгает зайчик, поет птичка).
2. Ритмическая импровизация – ребёнку предлагается придумать короткий ритмический мотив (как стучит дятел, скачет лошадь, капает дождь).
3. Мелодическая импровизация – ребёнок сочиняет короткий мелодический мотив. Это считается высшей ступенью импровизации. Она свидетельствует о большом шаге ребенка на пути к творчеству и развитию в музыкальной сфере.
Импровизационные занятия можно начинать проводить с детьми младшего дошкольного возраста, постепенно знакомить детей с различными музыкальными инструментами и музыкальными образами.
Перед началом импровизации ребёнку нужно освоить простейшие навыки игры на музыкальных инструментах, различные способы извлечения звука, которые помогут передать тот или иной музыкальный образ. Также педагог обязан содействовать развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, а также развитию воображения и образного мышления.
Ребёнку необходимо объяснить, что на основе данного ему образца он должен придумать, как будет «звучать» музыкальный образ. Например «как капает придуманный тобой дождик, прыгает придуманный тобой зайка и прочее.
В данном возрастном периоде для импровизации лучше использовать ударные инструменты. В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют в ходе игры, в которой происходит звукоподражание на уменьшение или усиление силы звука, ускорение или замедление мелодии.
Также во время творческого процесса ребёнку предлагается самостоятельный выбор музыкального инструмента.
В средней группе ребёнку можно дать задание сочинить простую попевку или мелодию. При этом возможно использование как ударных, так и звуковысотных инструментов. В данном случае концентрирование внимания ребёнка направлено на освоение умения самостоятельно применять выразительные средства того или иного музыкального инструмента, а также на возможность использования этих выразительных средств для того, чтобы передать свои чувства, впечатления в созданных им инструментальных импровизациях.
Исходя из своего небольшого опыта работы я могу сделать вывод, что импровизация будет более эффективной, если давать импровизационные задания, выполняемые в парах, в которых нужно изобразить контрастные между собой образы. В основном это контраст одножанровых сочинений, например сочинение маршей различного характера (это может быть боевой или строевой марш, шуточный и прочее). Также можно использовать контраст сочинений с одинаковым названием, например песенка птички (она может быть грустной или весёлой), шум дождя (это может быть небольшой дождик, ливень или гроза).
С помощью таких парных заданий мы заостряем внимание ребёнка на передачи определённого настроения, эмоциональной окраски в собственной импровизации.
Такие задания нужно проводить, эмоционально окрашивая придуманные образы, это позволяет пробудить воображение ребёнка. Здесь возможно использование сказочных сюжетов, поэтических сравнений, метафор. Это погружает ребёнка в мир фантазий, уводит его от повседневности, пробуждает заинтересованность, позволяет приобрести импровизациям детей различные эмоции, дети становятся более раскрепощенными в своем музыкальном творчестве.
Музыкальные творческие задания также могут выполнятся индивидуально или коллективно, во втором случае это будет шумовой оркестр.
Перед началом импровизации мы с детьми беседуем о том, какой образ мы будем передавать, какие инструменты лучше подойдут для передачи выбранного образа, какой темп и оттенки динамики помогут передать выбранный образ.
В таких импровизационных заданиях дети передают при помощи музыки образ всадника, изображая цокот копыт его коня (всадник движется не спеша или стремительно мчаться галопом), полет снежинки, которая может плавно опускаться на землю или резко упорхнуть в другую сторону при дуновении ветра.
При создании того или иного образа выражается настроение и характер музыки, в зависимости от этого характера дети выбирают соответствующие выразительные средства.
Данный вид музицирования даёт детям более углубленное осознание и прочувствование особенностей средств выразительности, а также помогает сподвигнуть детей импровизировать самостоятельно.
Старшие дошкольники могут запомнить и повторить придуманную ими импровизацию, иными словами сочинять простые мелодии. В этом случае ребёнок передаёт выбранный образ, либо черты, характерные определённому жанру.
В этом случае необходимо сподвигнуть ребёнка к сочинению мелодий, которые не имеют определенной программы, названия, помочь детям сделать даже самые элементарные инструментальные импровизации выразительными, отображающими то или иное настроение.
Во время импровизаций педагог должен опираться на индивидуальные особенности каждого ребёнка. Так, например, некоторым детям необходимо во всех деталях показать всевозможные творческие действия, постоянно наблюдать и помогать в трудной ситуации, в то время, как остальные действуют более самостоятельно. Исходя из собственной практики могу сказать, что застенчивые дети при выполнении задания, в котором нужно было исполнить «музыку» дождя выбирали колокольчик. Это связано с тем, что им было морально сложнее играть придуманную им мелодию на металлофоне. Этим детям я предложила подыграть на выбранном инструменте тем детям, которые играли на металлофоне.
В зависимости от возраста детей, педагог участвует в творчестве детей в большей или меньшей степени. Так, например, в тот момент, когда дети только начинают овладевать различными способами звукоизвлечения на тех или иных музыкальных инструментах, участие педагога является той необходимостью, которая побуждает детей к творчеству. Постепенно участие педагога сводится к поощрению детей, участвующих в занятиях, созданию педагогом условий для импровизационных занятий, поддержанию желания импровизировать, отметке хорошо подобранных интонаций и работа по их запоминанию и повторению.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что благодаря импровизации на детских музыкальных инструментах у ребёнка пробуждается интерес к инструментальной музыке, развиваются аналитические способности, мышление и воображения ребенка.
Также немаловажен тот факт, что играя на музыкальных инструментах у ребёнка развиваются различные музыкальные способности такие, как чувство ритма, ладовое чувство, а также тембровый, регистровый, гармонический слух.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Способы развития творческих способностей дошкольников
О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Как развивать творческие способности ребёнка