Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческий проект в ДШИ «Тряпичные народные куклы»

Творческий проект в дополнительном образовании «Тряпичные народные куклы»
Введение
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания детей.
Обоснование необходимости проекта
«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен».
Н.М. Карамзин


Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам, им на смену приходят мультики и игры Запада.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
В течение нескольких лет приоритетным направлением работы педагогов нашего учреждения является социально-нравственное развитие детей, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения русской народной куклы.
Ее главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.
Исследователи приписывают кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь.
Именно поэтому, мною был разработан и апробирован проект «В мире тряпичных кукол», в котором мы вместе с детьми попытались изучить, сохранить и в какой-то мере возродить русскую традицию изготовления куклы.
Цель проекта
Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского быта и создать свою коллекцию тряпичных кукол.
Задачи проекта
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол.
- определить, на какие группы делились тряпичные куклы в зависимости от назначения.
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол.
Участники проекта
Участниками проекта являются дети 7-13 лет, педагог.
Описание проекта
В процессе ознакомления детей с историей возникновения русской народной куклы мы учитываем следующие принципы:
• Принцип доступности изучаемого материала.
• Принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у школьников исторического сознания.
• Принцип «Единство эмоций, действия, интеллекта» - этот принцип предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущено им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.
• Принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление школьника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительно-организационный:
• Изучение истории возникновения русской народной куклы.
• Выстраивание целостного педагогического процесса.
• Подбор методической литературы об истории куклы.
• Составление плана работы с детьми.
• Оформление схем последовательности изготовления кукол.
• Подбор материалов для изготовления кукол.
2 этап практический:
Ознакомление детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа. Изготовление с детьми игровых, обрядовых и обереговых кукол.
3 этап заключительный:
Опытно педагогическая работа по реализации проекта
Для выстраивания целостного педагогического процесса, на первом этапе реализации проекта изучив методическую литературу по данной проблеме, составили план работы с детьми, разработали цикл тематических занятий.
А дальше была проведена огромная работа с детьми по изучению русской народной куклы и её значении в жизни русского народа. В помощь детям были оформлены схемы последовательного изготовления куклы закрутки, которые легли в основу практической работы детей.
Итогом работы над проектом явилась выставка детского творчества «В мире тряпичных кукол», которая показала, что если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Реализация данного проекта это наиболее эффективный способ приобщения детей к народным традициям.
Прогнозируемые результаты реализации проекта
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах и других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний о тряпичных куклах.
Разработка эскизов изготовления кукол.
Обновление эстетического пространства группы.
Создание методического пособия в помощь учащимся .
Создание мини – музея «Тряпичные народные куклы».
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем планируется провести выставку работ, привлечь к этому как можно больше детей и, конечно, продолжить работу по развитию интереса к народной тряпичной кукле, научить общению с куклой, воспитать любовь, которую заслуживает эта игрушка.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой школе, детском саду, на различных творческих кружках.
Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям узнать историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции; научит уважать традиции нашей культуры и, бережно относиться к ним. Научит создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.
Заключение
Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня духовно-нравственного воспитания и обучения школьников.
Дети продемонстрировали свои знания, показали свой интерес к русской народной тряпичной кукле. Были довольны своими куклами. Дети узнали и запомнили многое о народных тряпичных куклах и могут объяснить их смысл и значение.
И в заключении, замечу, что мной была проведена лишь часть работы по традициям русского народа. Я предполагаю, продолжить эту работу.
Очень хочется, чтобы тряпичная кукла осталась неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания ребенка. Пусть она всегда удивляет и забавляет детей. И все это вместе взятое, вне всяких сомнений, будет только ее достоинством. О русской тряпичной кукле мы знаем, очень мало, осталось еще много загадок и таинств.
Тряпичные народные куклы. Презентация

Похожие записи:

Конспект занятия. Изготовление тряпичной куклы «Барыня» Проект в детском саду в подготовительной группе. Игрушки наших предков Народная кукла Берегиня своими руками Конспект познавательно-речевого занятия во 2 младшей группе «На Ярмарке»
Совушка из фетра своими руками с выкройками для начинающих
Опубликовано: 674 дня назад (19 января 2023)
Просмотров: 523
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!