Открытое занятие для детей с задержкой психического развития старшей группы. Конспект
Автор: Серегина Татьяна Викторовна, учитель-логопед. Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 153», г. Магнитогорск Конспект открытого занятия для детей с задержкой психического развития старшей группы.
Цель занятия: помочь "Подснежнику" через выполнение заданий.
Задачи мероприятия:
- Познакомить детей с праздником подснежника, с легендой возникновения этого праздника.
- Продолжать закреплять с детьми характерные признаки весны, умение делать звуковой анализ слова, составлять рассказ по картинке, расширить и активизировать словарь детей, определять количество слогов в слове, делать речевые упражнения.
- Продолжать развивать мелкую моторику через изготовление цветов, коммуникативные качества, зрительное и слуховое внимание, умения входить в определенный образ, выполнение имитационных движений в соответствие с текстом.
- Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы по лексической теме "Весна", «Первоцветы», «Перелетные птицы».
Рассматривание и обсуждение иллюстраций о весне и ее признаках, о перелетных птицах, насекомых, цветах.
Заучивание и обсуждение загадок по теме "Весна", "Перелетные птицы", "Насекомые", «Цветы», физминутка «Цветы».
Просмотр презентаций: «Весна пришла», «Перелетные птицы, «Цветы», «Насекомые».
Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Ранней весной»; «Над болотом»; Виталий Бианки «Времена года», «Двенадцать месяцев» Самуил Маршак.
Настольные игры: «Назови приметы весны»; «Найди лишнее», «Определи место звука в слове», «Составь предложение по картинке», «Собери по образцу», «Правильно дыши», «Преврати геометрическую фигуру в предмет»;
Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Времена года», Антонио Вивальди «Времена года».
Продуктивная деятельность: изготовление панно «Весна в лесу».
Материал: магнитофон, письмо, иллюстрации подснежника, картинки для шифровки, разрезная картинка подснежника (на каждого ребенка) в конверте, диск с музыкой, карточки с заданиями, иллюстраций признаков весны, разрезная азбука, круги для фонетического разбора слова, трубочки, тарелки, клей, ватман с нарисованным лесом, клеенка, тряпочки, памятка «Работа с аппликацией».
Ход занятия
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.
(дети стоят в кругу).
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Сегодня на почту детского сада пришло письмо
(рассматривают конверт). На нем написано: ребятам группы «Непоседы», значит нам. Какая-то картинка? Что все это означает? Хотите узнать?
Дети: Да.
Логопед: (читает письмо)
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам весна. 19 апреля праздник моих первых цветов. У нас должен был быть бал. Но проснулся всего один цветок, все его друзья еще спят под снегом. Помогите нам их разбудить. Предлагаю вам задания, выполняя их, вы соберете цветок из отдельных элементов и узнаете у какого цветка сегодня праздник».
Ребята, поможем весне?
Дети: да
Логопед: Предлагаю пройти к доске.
(из конверта высыпает элементы растения с цифрами на стол).
Дети: (рассматривают).
Логопед: Эти задания нам нужно выполнить последовательно, и мы получим результат. Помогите мне, под каким номером взять задание?
Дети: под цифрой 1.
Логопед: Значит берем элемент цветка под номером 1.
(читает задание):
1 задание: (на столе лежат картинки с признаками весны). Предлагаю поиграть в игру «Какое время года за окном». Каждый выбирает только одну картинку, где есть признак данного времени года.
Дети: выбирают по одной картинке признаков весны.
Логопед: Посмотрите на картинки друг у друга. Картинки с каким временем года выбрали?
Дети: с весной.
Логопед: Молодцы, выбрали правильно.
(Если выбрали неправильно, все вместе исправляем ошибку). Можно взять
(называет имя ребенка и подает элемент цветка) и повесить первый элемент на доску.
Дети: ребенок вывешивает стебель на доску.
Логопед: Что это?
Дети: стебель.
Логопед: верно. Переходим к следующему заданию
(читает карточку № 2):
2 задание: «Перекати солнышко». Положите картинку перед собой. У кого мяч, составляет красивое предложение по своей картинке. Я начинаю: «Весной бегут быстрые ручьи»,
(передает мяч следующему ребенку).
Дети: Тает рыхлый снег. Прилетели перелетные птицы
Логопед: О каком времени года получился наш рассказ?
Дети: о весне.
Логопед: Молодцы. Еще выполнили одно задание.
(называет имя ребенка и подает элемент цветка) и повесить следующий элемент на доску.
Дети: (ребенок берет элемент и вывешивает листок на доску).
Логопед: Что это?
Дети: листок
Логопед: Для выполнения следующего задания необходимо пройти на свои места.
(Дети садятся за столы, логопед читает карточку № 3).
3 задание: «Расшифруйте слово по первым звукам и узнаете нашего друга»
(картинки весят на доске).
Дети: (дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки перед собой и читают его):
Логопед: Какое у вас получилось слово?
Дети: читают слово «Снег».
Логопед: Молодцы. Выложите слово «снег» на доске.
(вызывает ребенка к доске). Молодец. А какое это слово длинное или короткое?
Дети: Короткое.
Логопед: Как вы узнали?
Дети: ответы
Логопед: Предлагаю проверить. Левая рука загибает пальцы, правая лежит под подбородком при этом какое помним правило?
Дети: Сколько гласных, столько и слогов.
(произносят слово «Снег»).
Логопед: Умницы. Вы выполнили это задание:
(называет имя ребенка и подает элемент).
Дети: (вывешивают листок на доску).
Логопед: Здорово. Что это за часть?
Дети: Листок.
Логопед: Приступаем к выполнению следующего задания.
4 задание: «Составь звуковой анализ слова».
(Выложить под словом звуковой анализ слова, используя круги, соответствующих цветов: гласные-красные, согласные синие или зеленые).
Дети: выкладывают: С Н Е Г
Логопед: (вызывает ребенка к доске). Сделай разбор на доске. Проверяем. Поясните свой выбор.
(Если допущенна ошибка, разбираем вместе)
Дети: С-согласный, твердый.
Н- согласный, мягкий.
Е-гласная.
Г- согласный, твердый.
Логопед: Молодцы. Еще выполнили задание. Можно взять последний элемент
(называет имя ребенка) и повесить его на доску.
Логопед: Что это?
Дети: бутон.
Логопед: Молодцы, мы собрали на доске цветок. Как он называется? Кто узнал?
Дети: подснежник.
Логопед: А почему этот цветок так называется?
Дети: Он первый выходит из-под снега.
Логопед: Верно. Мы выполнили просьбу весны, цветы начинают просыпаться.
(рядом вывешивает иллюстрацию с цветком подснежником). Но им одиноко на поляне. Предлагаю каждому собрать подснежник у себя на столах
(раздает конверты с элементами цветка, трубочки).
Дети: раскрывают конверты, рассматривают содержимое.
Логопед: Соберите такой же цветок, да не руками, а с помощью дыхания и трубочки». Сделали вдох-притянули элемент, выдох- аккуратно отпустили.
Дети: дети выполняют задание.
(звучит музыка Чуковского «Времена года»).
Логопед: Здорово. Как много цветов еще проснулось.
Воспитатель: предлагаю поиграть и разбудить еще больше цветов.
Физкультминутка под музыку
Вот цветы весной проснулись
(встают, протирают глаза),
Улыбнулись
(улыбаются),
Потянулись
(тянутся),
Раз — росой они умылись
(умываются),
Два — изящно покружились
(кружатся),
Три — нагнулись и присели
(наклоняются и приседают),
А четыре полетели
(бегают),
Пять они остановились
(останавливаются)
И тихонько опустились
(приседают).
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Мы молодцы, еще разбудили цветы.
Воспитатель: (нечаянно дует на цветок, он разлетается). Ой, что же делать? Как же сделать так, чтоб цветы не разлетались?
Дети: предлагают варианты: приклеить, пришить…
Воспитатель: Точно. Сделаем аппликацию из подснежников, приклеив их на лесную поляну. Вспомним
правила работы с клеем.
Дети: нельзя брать в рот, тыкать в глаза…
Воспитатель: Вспомните из каких частей состоит цветок.
Дети: стебель, 2 листка, бутон
(цветок).
Воспитатель: Предлагаю разместить наши цветы на лесной поляне.
Ребята, смотрим, что делаю я и выполняем за мной по образцу.
(Играет музыка, воспитатель собирает цветок на поляне по частям, приклеивает).
Дети: выполняют задание: берут по одному элементу из собранного цветка на круглой подставке; намазывают его клеем на доске и приклеивают его на панно «Весна в лесу», которое лежит перед детьми на столе.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво. Сколько мы цветов еще разбудили. Предлагаю посчитать: 1 подснежник, 2 подснежник, 3 подснежника, 4 подснежника, и т. д. Ребята, мы выполнили задание, помогли весне?
Дети: да, помогли.
Воспитатель: (вывешивает ватман на доску, дети встают рядом, рассматривают). Посмотрите, как красиво у нас получилось. Значит бал цветов состоится. Каждый год 19 апреля в нашей стране отмечается красивый весенний праздник — «День подснежника». Именно к этому времени расцветают эти нежные цветы. Они символизируют начало весны и тепла.
На Руси существовала легенда, что однажды Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и выглянул из-под снега. Солнце заметило его нежные лепестки и согрело землю теплом. На этом наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Опасности весны»
Конспект занятия в старшей группе «Птицы весной»