Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Удивительный мир звуков"
Описание: Лэпбук является развивающим средством обучения. Пособие может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, а также для самостоятельной коллективной и индивидуальной деятельности ребёнка. Содержание можно пополнять и усложнять совместно с детьми. Данное пособие может быть использовано педагогами, учителями – логопедами, учителями-дефектологами, родителями ДОО.
Цель лэпбука: расширять и обобщать представления детей о фонематической стороне речи.
Задачи:
Образовательные:
- интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове;
- знакомство со смыслоразличительной функцией звука;
- знакомство со звуковым анализом слов;
- знакомство с термином «гласный звук» и его обозначение.
- знакомство с понятием «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения;
- продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности;
- знакомство с термином «слог» и графической записью слогового деления;
- овладение первоначальным основам грамоты.
Развивающие:
- развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
- развивать фонематический слух и речевое восприятие;
- развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память;
- развивать познавательные и творческие способности д, мелкую моторику рук.
- творческого воображения и пространственных представлений.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, коммуникативность.
Материал: Дидактическое пособие лэпбук «Удивительный мир звуков» представляет собой картонную папку, обклеенную цветной бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.
Содержание лэпбука:
1. Конверт «Разрезные картинки»
2. Конверт «Художественная литература».
3. Конверт «Не зевай, звуки называй»
4. Конверт «Рассели жильцов».
5. Конверт «Чья тень»
6. Конверт «Твое настроение»
7. Конверт «Найди звуки в картинках»
8 Конверт «Поем гласные звуки»
9. Конверт «Аэробол»
10. Конверт «Животные и их детеныши»
11. Конверт «Подбери губки для ребят»
12. Конверт «Начинай битву»
13. Конверт «Веселые капсулы»
14. Конверт «Занимательный материал»
15. Конверт «Где спрятался звук?»
16. Конверт «Звукарики»
17. Конверт «Чистоговорки»
18. Конверт «Веселый паровозик»
19. Конверт «Картотека игр и упражнений».
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.
Недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводят к специфическим дефектам звукопроизношения. Даже легкие отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением, к дисграфии и дислексии.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков, а также в параллельном развитии фонематического восприятия, так как без правильного восприятия фонем, без четкого их различения немыслимо и их верное произношение.
Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях и осуществляется с самых первых этапов логопедической работы.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
С самых первых занятий проводится параллельная работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет достигать эффективных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Этапы логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста осуществляется:
1 этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе происходит развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, развитие слухового внимания и слуховой памяти.
На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (дождь, ветер). Что гудит? (самолет, автобус). Кто кричит? (ребенок). Кто разговаривает? (девочка). Кто смеется? (мальчик), т. д.
Можно дать детям такое задание: послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.
Можно поиграть в игры «О чем говорит улица?», «Животные и их детеныши», «Тихо-громко», «В мире звуков», «Угадай, кто это?», «Медведица и медвежонок» (Коза и козленок…), «Послушай и назови», «Отгадай, на чем играют», «Построй пирамидку», «Веселые капсулы».
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На этом этапе происходит обучение детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Можно поиграть в игры «Передавай привет», «Барабанщик», «Веселые инструменты», «Эхо», «Чей голос», «Движения животных», «Будь внимателен», «Как постучался?», «Подними флажок», «Начинай бой», «Повтори», «Кого зовет гномик?», «Узнай животное по ритму», «Большой и маленький», «Найди по ритму», «Матрешки», «Какое настроение?», «Хорошо», «Угадай, кто идет», «Аэробол».
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу. Обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра «Запомни слова», «Хлопочки» (топни, кивни головой), «Измени слово».
4 этап - дифференциация слогов. Обучение различать слоги.
Начинать эту работу целесообразно с таких упражнений:
1. Логопед предлагает игру «Эхо»: произносит несколько слогов, например, на-на-на. Дети повторяют за логопедом. Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
2. Логопед предлагает игру «Эхо»: произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
3. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например, па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный.
Можно поиграть еще в такие игры: «Помоги закончить слово», «Глухой телефон», «Веселый паровозик», можно использовать художественную литературу «Говорилки и чистоговорки», загадки.
5 этап - дифференциация фонем. обучение различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры: «Не зевай, слова скорее называй», «Как услышишь, хлопни», «Где спрятался звук?», «Найди звук в картинках», «Придумай слова», «Помоги закончить слово», «Рассели жильцов в доме», «Цепочка», «Найди звук», «Подбери картинку».
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Обучение формированию у детей навыков элементарного звукового анализа.
На первых занятиях дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.
На занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной функции речи.
Рекомендуем посмотреть:
Лэпбук для детского сада: Деревья нашего участка: Вишня
Лэпбук для дошкольников своими руками
Лэпбук "Космос" для подготовительной группы детского сада
Лэпбук своими руками для дошкольников в детском саду