Духовно-нравственное воспитание – основа формирования гражданской позиции учащихся. Презентация
Духовно-нравственное воспитание – основа формирования национально-культурной идентичности и гражданской позиции обучающихся
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме духовности, морали и этики. В ней описываются формы и методы работы классного руководителя в этом направлении.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет
личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность,
ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».
А. С. Макаренко
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной современная стратегия развития российской школы: в центре ее формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, приобщенной к ценностям национальной и мировой культуры. Все это учитывается в нормативно-правовых документах, определяющих государственную политику в области воспитания детей и молодежи. Об этом говорится и в федеральных образовательных стандартах общего образования II поколения.
Важная роль в духовно-нравственном воспитании возлагается на школу и классного руководителя. А.Эйнштейн в одной из своих статей о нравственности говорил, что «важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят и наша устойчивость и наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования». Эти слова являются жизненным кредо для меня, и как педагог я вкладываю в них глубокий смысл. Поэтому в своей воспитательной работе я придерживаюсь следующего правила: «Истинная нравственность растет из сердца, ее мерило – не слова, а практическая деятельность» (В.Белинский). Определяющим началом ее является воспитательная система класса, темой которой пять лет назад я выбрала «Воспитание духовно-нравственной личности с позитивным отношением к жизни, учебе, активной гражданской позиции».
Каждый человек сам по себе уникален, неповторим, индивидуален. И одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребенком своего личного предназначения в жизни. Чтобы определить задачи воспитания нравственных ценностей, необходимо изучить личности учащихся, их интересы, склонности. Эта работа проводится с целью дальнейшего оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание доброжелательной свободной демократической атмосферы, благоприятного эмоционального климата в классе как условия воспитания нравственных ценностей обучающихся. Считаю, что только в комфортных условиях каждый ученик может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности.
К каждому ребенку необходимо относиться как к личности, считаться с его мнениями, интересами, сотрудничать в достижении познаний, ненавязчиво вести в нужном направлении на основе честности и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма. Но самым важным средством здесь является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - эти слова Экзюпери четко дают понять, что нужно уметь любить. Только любящий человек вырастет патриотом своей Родины, умеющим беречь и уважать все, что его окружает.
При установлении контакта и общении с детьми я не испытываю затруднений. Я их искренне люблю, и они это чувствуют. Когда ребенок доверяет, он ведет себя открыто, непосредственно. Доверительные беседы, которые я использую в своей работе – незаменимое средство в поиске гармоничного единства с окружающим миром, в определении его духовно-нравственных ценностей. Очень хорошо этому способствуют совместные внеклассные и внешкольные мероприятия: поездки, посещение святых исторических мест, походы, выход в кино и театр, посещение выставок и музеев, чаепития, проведение огоньков, организация волонтерской деятельности – новое направление воспитательной работы: помощь летнему школьному лагерю – вожатые, уборка пришкольной территории, помощь приюту для животных «Верные друзья». Это способствует становлению классного коллектива и каждого учащегося в отдельности, их развитию и совершенствованию.
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, классного коллектива, а не обилие правил и требований. Подрастающему поколению следует передавать не только знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые добрые нравственные человеческие качества. Об этом я говорю на тематических классных часах. По мере возможностей организую встречи с интересными людьми, живущими в нашем городе. К такой работе активно подключаются родители моих воспитанников. Такие встречи результативны, дают пищу для размышлений, это очень мощный стимул стать лучше самому, стать нужным кому-то, приносить пользу обществу.
Хорошо, что в школе есть сложившиеся традиции. Ребята активно участвуют в работе школьных музеев. Являясь экскурсоводами, они открывают интересный мир младшим школьникам. Класс принимает участие во всех внешкольных и внеурочных акциях и мероприятиях: «Минута славы», «Юные театралы», «Что? Где? Когда?», выпуски школьных газет и др. Обучающиеся учатся ставить цели добиваться результата, уважительно относиться и поддерживать друг друга, расширяется и обогащается кругозор учеников. Учащиеся показывают и раскрывают свои творческие способности и достижения в самых разнообразных областях: музыке, вокале, танцах, декламациях, знаниях. Это помогает разбудить в детях светлое и радостное видение мира. Как классный руководитель я всегда поддерживаю своих воспитанников, даю советы, поддерживаю и повышаю их самооценку.
Формируя патриотические начала, акцентирую свое внимание на утверждении «духа» русского человека. «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, сторицей возврати то, что получил от нее», - писал К.Ушинский. Для того, чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, и должна существовать передача духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась сотни лет. В рамках этого провожу встречи с ветеранами и участниками боевых событий. Класс принимает участие в школьном «Смотре строя и песни».
Неотъемлемой частью этого направления являются поездки по местам боевой славы, посещение реконструкций боев. Это поднимает дух в детях, желание победить, прикоснуться к родной истории, очень хорошо воспитывает чувства патриотизма, не оставляет равнодушным никого.
В заключении хочу подчеркнуть конечную цель выбранного мною направления воспитательной работы: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы, раскрывающиеся на протяжении нескольких лет работы с моими воспитанниками, станут для большинства из них фундаментом как личностей творческих, думающих, созидающих, они станут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Я считаю, что каждый из них вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Моя задача, как классного руководителя, направить каждого своего ученика к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки ими будут выбраны – решат они сами.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования.; М.: Просвещение, 2009.
2. Константинов Н.А., МедынскийЕ.Н., ШабаеваМ.Ф. "История педагогики". М.,
"Просвещение", 1982 г.
3. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.
4. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
5. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.
Презентация на тему: Духовно-нравственное воспитание – основа формирования национально-культурной идентичности и гражданской позиции обучающихся