Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с презентацией для детей старшей группы. Дымковская барышня

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дымковская барышня»
Аннотация. Русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Дымковская игрушка – искусство рукотворное, каждая игрушка уникальна и единственна. Возродил традицию предков художник Алексей Деньшин. Сегодня, дымковскую игрушку, может изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования.
Тема: «Роспись дымковской барышни»
Техника выполнения творческой работы: дымковская роспись, гуашь.
Цель интегрированного занятия: Расписать глиняную игрушку-барышню в технике дымковской росписи. Расширить знания о дымковском ремесле.
Образовательные задачи
Обучающие- расширение знаний детей о дымковском ремесле, об истории возникновении росписи, особенностей элементов и цвета узоров.
Развивающие - развитие творческой активности в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать элементы дымковской росписи; обогащение словаря детей: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
Воспитательные — воспитание интереса и уважительного отношения к наследию народной культуры, через народное творчество. (народный промысел «Дымковская игрушка»). Творческие – развитие способностей фантазировать, через придумывание элементов дымковской росписи.
Оборудование к занятию: мультимедийное оборудование (проектор, экран, музыкальный центр)
Материалы и средства для самостоятельной творческой деятельности детей:
Зрительный компонент
Презентация: фотографии из музея дымковской глиняной игрушки г.Киров. село «Дымково», мастеров при изготовлении дымковской игрушки, разновидности дымковских игрушек, село «Дымково» в тумане. Фигурки дымковских игрушек, альбом для творчества «Дымковская игрушка», автор Г.А. Величкина, «Полная энциклопедия дошкольника» Росмэн, видео-фрагмент танца: «Дымковская барышня».
Литературный компонент
Отрывки стихотворения про село «Дымково», русское народное творчество.
Музыкальный компонент
Видео-фрагмент танца «Дымковская барышня», русская народная песня «Барышня — сударыня» в исполнении Н.Бабкиной и ансамбля «Русская песня», русские народные мотивы «Балалайка» и т.д.
Игровая ситуация, игровой прием: деревенские посиделки, русская народная игра «Лошадки»
Словарная работа: знакомство с понятиями: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Предварительная работа: знакомство с дымковским ремеслом, роспись дымковской барышни на листе бумаги, лепка барышни из глины.
Материалы и средства для практической работы
Кисти разного размера, беленные глиняные фигуры барышень, стаканчики для воды, краска «Гуашь» 12 цветов, бумажные салфетки, клеенчатые скатерти, большие платки.
Взаимодействие с родителями: беление барышни, нанесение контуров основных частей костюма и лица (домашние задание)
Организация образовательного пространства:
1- Литературное пространство
2 - Игровое пространство
3 - Познавательное пространство
4 - Музыкальное пространство
5 - Выставочное пространство
6 - Пространство для творчества
Ход НОД
1-этап вводный.
Литературное пространство
Педагог раздает девочкам платки, звучат русские народные мотивы
Педагог: -Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали «Дымковская». Как вы думаете, почему ее так назвали?
- Верно, ребята! А в какое село мы сегодня отправимся?
Рассуждения и ответы детей.
Педагог: Молодцы, правильно! А отправимся мы не пешком, а резвых лошадях!
2-этап игровой.
Игровое пространство
Проводится русская народная игра «Лошадки»

Педагог:
Едут лошадки по дорожке.
(Продвижение вперед)
Там где ухабы, - перепрыгивают. (прыжки с продвижением вперед) Где лужи — объезжают. (продвижение вперед «змейкой»)
Где ровная дорожка — бегом.
(бег по кругу)
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись.
(Наклон, «умываются»)
Ну немножечко осталось,
Путь наш близок, не далек.
Он лежит через мосток.
(Ходьба парами по двум гимнастическим доскам)
Вот въезжаем мы в ворота
Перед нами здесь село.


3- этап познавательный, музыкальный
Познавательное пространство
Показ презентации: фотографии из музея г.Кирова
Слайд село Дымково
Педагог: - Мы так долго ехали, ехали приехали. А куда приехали, что-то я позабыла!?
Дети говорят, что приехали они в село «Дымково».
Педагог: - «Дымково» красивое название, а как выдумаете почему село так назвали? Рассуждения детей.
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
- Название села произошло от слова Дымка. А что обозначает это слово? Рассуждения детей.
Педагог: - Предлагаю заглянуть в «Детскую энциклопедию дошкольника» и узнать, что значит «Дымка».
Дымка это - лёгкая, застилающая пелена тумана.
- Раньше я думала, что село «Дымково» назвали так, потому что зимой дым из печных труб окутывал село. А нет! Как мы сейчас выясняли, из-за утренней нежной дымки, окутывающей село. Ведь дымка — это легкая застилающая пелена тумана.
Слайд село в тумане.
Педагог: - А чем занимались в селе «Дымково» мастера и мастерицы?
Ответы детей.
Слайд как мастера лепят игрушки, расписывают.
Слайд дымковской игрушки.
Музыкальное пространство
Педагог: - Дымковские игрушки, до сих пор пользуются вниманием у людей, о них сочиняют стихи, поют песни, и танцуют. Давайте посмотрим.
Просмотр фрагмента танца «Дымковская игрушка».
Педагог: - Ребята, что особенно вам запомнилось и понравилось в танце?
Ответы детей.
4-этап творческий, выставочный
Выставочное пространство
Педагог: - Сегодня, я предлагаю вам расписать своих дымковских барышень. Мы с вами, уже познакомились с элементами дымковской росписи, проходите на выставку, посмотрите на свои работы.
Дети, рассматривают свои работы, которые были выполнены раннее.
Пространство для творчества
Педагог: - Предлагаю вам, занять свои места у столов, и начать расписать своих барышень красивыми дымковскими узорами.
Дети расписывают красками - гушью глиняные фигуры барышень дымковской росписью. Фоном звучит русская народная песня «Барыня - сударыня»






5 этап заключительный
Педагог: - Ребята, посмотрите какие красивые, яркие, замечательные барыни у вас получились, хоть на ярмарку неси, с руками отхватят. Предлагаю, вам в следующий раз, на ярмарку в Городец отправиться, там своих барышень показать. Да на городецкие игрушки посмотреть. Ведь Городец, как и село «Дымково» своим творчеством славиться.
А сейчас, нам домой пора, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось? В чем испытывали затруднения? Что получилось лучше, чем вы ожидали? Ответы детей, высказывание своих впечатлений.
Педагог: - Посмотрите, все село дымкой заволокло, и дороги то не видать.
Слайд село в тумане.
Педагог: - Подуем все дружно, чтоб туман рассеялся (детям напоминается вдох через нос, выдох-ртом.
Дети дуют, на слайде появляется картинка детского сада.
Педагог: - Вот так чудеса, туман рассеялся, а мы уже в детском саду. Чудеса, да и только.

Список литературы:
1. Величкина, Г.А. «Дымковская игрушка»: Альбом для рисования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». — СПб: детство—Пресс , 2015г.
2. Горичева, В.С. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» «Академия развития» М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Грибовская, А.А. «Коллективное творчество дошкольников [Текст] Конспекты занятий» / Под ред. А.А. Грибовской. — М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
4. Князева, О. Л. «Как жили люди на Руси»: Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». — СПб: детство—Пресс , 1998г.
5. Пугачёва, Н.В «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста [Текст]. Учебное пособие. Авторский коллектив: Н.В. Пугачёва, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. — М.: Педагогическое общество России, 2005.-144с.
6. Скоролупова, О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]. Цикл занятий для детей старшего возраста М: 000 Скрипторий 2003», 2005.
7. Энциклопедия «Полная энциклопедия дошкольника» - Росмэн, 2015г.
Презентация на тему: Дымковская барышня

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Поделка из солёного теста Дымковская барышня Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Дымковская барышня из соленого теста Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление и роспись дымковской барышни

Похожие статьи:

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Опубликовано: 1652 дня назад (16 октября 2019)
Просмотров: 1223
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!