Из опыта работы воспитателя ДОУ. Устранение пробелов в знаниях у старших дошкольников
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети ослабленные, имеющую низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.
Пробелы в знаниях становятся очевидными чаще всего в старшем дошкольном возрасте. Они накапливаются на протяжении всего периода дошкольного обучения; недостаток элементарных представлений, как правило, сопровождается отставанием в умственном развитии. Все это не позволяет ребенку продвигаться вперед в одном темпе со сверстниками. Это не означает, что положение безнадежно и такие дети будут долгое время хуже своих сверстников успевать в школе. Этим детям возможно и необходимо помочь преодолеть отставание.
С ними чаще всего надо начинать с азов, с самого элементарного материала, который начинают изучать еще в младшей группе детского сада, где закладываются основы дальнейшего математического развития ребенка. Поскольку у детей в старшем возрасте может сложиться негативное отношение к обучению, необходимо подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, например дидактические игры, игровые упражнения, практические задания.
Каждое общение ребенка с педагогом должно не только давать ему знания, упражнять в умениях, но и вселять уверенность в собственные силы, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.
Воспитатель вместе со старшим воспитателем и психологом детского сада определяет необходимость и продолжительность индивидуальной работы с каждым ребенком. В соответствии со степенью и темпом усвоения программного материала можно варьировать содержание занятий. На усвоение одних тем потребуется больше времени, другие же темы хорошо усвоены детьми и могут быть опущены.
Продолжительность занятий с детьми колеблется от 5 до 15 – 18 мин в зависимости от индивидуальных особенностей детей и уровня их интеллектуального развития. Занятия проводят в утренние и вечерние часы. Целесообразно убедить родителей в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющими пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. Партнером по игре может быть взрослый или другой ребенок. В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, упражнение умений. В том случае, если ребенок впервые знакомится с какими-либо понятиями или способами выполнения действий, применяется определенная методика, подобранная педагогом. Ребенку подробно объясняют правила игры, проводится пробная игра, с тем, чтобы определить, понятны ли ему ее условия и правила. Если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо менять наглядный материал.
Программа занятий строится циклически. Познавательный материал располагается по принципу от простого к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений. Временные и пространственные представления рекомендуется закреплять в повседневной жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей