Занятие по познанию в детском саду. Тема: Птицы. Младшая группа
Программное содержание:
Цель занятия: познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц.
Образовательные задачи:
- расширять знания детей о птицах, о повадках птиц;
- формировать познавательную активность;
- учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске.
Развивающие задачи:
- пополнить и активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом;
- слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.
Материалы и оборудования:
- изображение вороны, голубя, воробья, синицы, бабочки;
- магнитная доска.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- кормление птиц;
- беседы о птицах;
- рассматривание картинок, иллюстраций;
- отгадывание загадок;
- чтение литературных произведений.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях.
Воспитатель:
- На прошлом занятии мы с вами делали кормушки для птиц и развешивали их на нашем участке. Кормили птиц крошками хлеба и зернами.
- Дети, какие птицы прилетали на наши кормушки?
Дети:
- Воробьи, синички.
Воспитатель показывает детям рисунки и вешает на мольберт.
Воспитатель:
- Каких еще птиц вы часто видите в городе?
Дети:
- Ворон и голубей.
Воспитатель:
- Молодцы! Правильно, дети, мы с вами на участке и на улице часто наблюдаем, как к нам прилетают голуби, воробьи, синички, вороны.
- Дети, предлагаю рассмотреть ворону и воробья.
Воспитатель ставит перед детьми картинки с изображением этих птиц.
Воспитатель:
- Матвей, какая ворона по размеру?
Матвей:
- Большая.
Воспитатель:
- Ребята, покажите руками какая большая ворона. Молодцы! Никита, а какой по размеру воробей?
Никита:
- Маленький.
Воспитатель:
- Ребята, попробуем покричать, как ворона и как воробей.
Воспитатель:
- Молодцы! Дети, встали. А теперь покажите, как ходит ворона и как прыгает воробей.
Дети показывают, как шагает медленно ворона и как ловко прыгает воробей.
Воспитатель:
- Молодцы, дети, вы ловко превратились в птичек. А теперь обратно превращаемся в деток и садимся все на свои места.
- Все у вороны и у воробья разное. Ворона большая, а воробей…(маленький). Ворона ходит, а воробей… (прыгает). Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
- Другие птицы
(воспитатель показывает рисунки голубя и синицы, вешает на мольберт) тоже другого размера. Но чем-то все птицы похожи.
- Дети, чем похожи птицы. Сколько у всех птиц ног?
Дети:
- Две.
Воспитатель:
- Чем покрыты все птицы?
Дети:
- Перьями.
Воспитатель:
- Как едят все птицы?
Дети:
- Клюют, у всех есть клюв.
Воспитатель:
- Что еще есть у всех птиц?
Дети:
- Крылья.
Воспитатель:
- Дети, покажите, как птицы летают.
(Дети показывают, как птицы летают). У кого еще есть крылья?
Дети:
- У бабочки.
Воспитатель показывает изображение бабочки.
Воспитатель:
- Ребята, похожа ли бабочка, например, на воробья? Почему нет?
Дети:
- У нее нет клюва, перьев, у нее не две ноги.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Птички»:
«Птички в гнёздышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зёрнышки клевали».
(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).
Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).
Воспитатель:
- Дети, как называются детки у птиц?
Дети:
- Птенчики.
Воспитатель:
- Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Пальчиковая гимнастика «Птенцы в гнезде».
Воспитатель предлагает детям изобразить птенцов в гнезде.
Для этого все пальцы правой руки надо обхватить левой ладонью. Получается гнездо. Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
Воспитатель:
- Ребята, чем питаются птицы?
Дети:
- Крошками хлеба, зернами, ягодами…
Воспитатель:
- Ребята, правильно. Птицы летом питаются мошками и жучками, кто-то ягодами и зелеными растениями. Но с наступлением холодов комары и мошки исчезают. И для птиц корма не остается. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря.
- Нам надо им помочь.
- Как мы можем помочь птицам?
Дети:
- Сделать кормушки и положить туда корм.
Воспитатель:
- Молодцы!
Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
- Дети, что мы нового узнали про птиц?
- Какие птицы к нам прилетают на участок?
- Все ли птицы похожи друг на друга?
- Чем они друг от друга отличаются?
- Как помочь птицам?
Дети, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по познанию на тему "Овощи". Вторая младшая группа
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: Насекомые
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Дикие животные»
Игра "Птицы" в детском саду для детей младшей группы