Экскурсия в детском саду на тему «Золотая осень». Старшая группа
Автор: Яковлева Алла Александровна, воспитатель, МАДОУ "Детский сад №107 общеразвивающего вида" г.Сыктывкара
Описание: представляю вашему вниманию конспект проведения экскурсии в старшей группе на тему "Золотая осень". В ходе данного мероприятия педагог уточняет и закрепляет представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности, развивает эмоционально - эстетические чувства, учит понимать и чувствовать красоту природы осеннего леса, развивает наблюдательность, двигательную активность, речь детей, увлекает детей красотой осенней природы.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст
Цель: ознакомление с природными явлениями осенью
Задачи:
1. Образовательные:
- учить детей различать наиболее характерное состояние осеней погоды: прохладно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья;
- закрепить последовательность дней недели;
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать психические процессы: внимание, память, речь;
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственные чувства к природе, а также бережное отношение к ней;
-закрепить правила поведения в лесу.
Словарная работа: «листопад», «прохладно», «дождливая», «моросящие дожди», «расцвечиваются».
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций осенних деревьев; дидактическая игра «Отгадай дерево по описанию»; чтение произведений: А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»
(из романа «Евгений Онегин»), И. А. Бунин «Листопад».
Материал и оборудование: большая корзинка для сбора листьев, карточки из серии «Как вести себя в лесу».
Ход экскурсии
1. Вводная беседа (в группе)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите в окно, какое время года наступило?
Дети: – Осень!
Воспитатель: - давайте вспомним, какие осенние месяцы мы знаем!
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: - Да, правильно! А кто скажет, сколько всего дней в недели?
Дети: - семь!
Воспитатель: - Давайте перечислим их.
(дети перечисляют)
Воспитатель: - Правильно, ребята, а вы знаете, что в народе дни недели очень интересно называют. Послушайте:
Понедельник – заяц-рукодельник
Вторник – соловей-задорник
Среда – лисичкина-еда
Четверг – волк глазами сверк
Пятница – колобком катится
Суббота – баня у енота
Воскресенье – всем веселье.
- Их так назвали потому, что в начале недели все начинают работать, а под конец недели все отдыхают. Ребята, скажите какой сейчас день недели?
Дети: - Среда
Воспитатель: - Да, правильно, сегодня среда. Скажите, а какой сейчас месяц осени?
Дети: - Сентябрь!
Воспитатель: - Верно, мы с вами познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Посмотрите в окошко и скажите, почему осень называют «золотой»?
Дети: - потому, что листочки стали жёлтые
Воспитатель: - Правильно, а какие цвета осени еще есть?
Дети: - красный, чуть-чуть зелёный, коричневый
Воспитатель: - Да, некоторые листочки другого цвета, а что происходит ещё с листочками?
Дети: - падают
Воспитатель: - Верно, скажите, а после сентября, какой месяц идёт?
Дети: - октябрь
Воспитатель: - Да, октябрь, а вы знаете, что в народе его называют грязник. Как вы думаете, почему его так назвали?
Дети: - на улице слякоть, очень много грязи.
Воспитатель: - Верно. Ребята, а сентябрь в народе «листопадник». Как вы думаете почему?
Дети: - потому, что листья падают
Воспитатель: - Ребята, когда падают листья с деревьев, это явление называется листопад.
Воспитатель: - А как вы думаете, почему листочки падают?
Дети: - Потому, что холодно. Им не хватает тепла, солнышка.
Воспитатель: - Верно, а еще им не хватает влаги и света. Давайте сейчас все вместе скажем слово «листопад»
Дети: - листопад
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес, посмотреть на листопад и какая погода на улице. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети: - Не сорить, не шуметь, не ломать ветки, не уходить далеко от взрослых и слушаться их.
Воспитатель показывает на магнитной доске правила поведения в лесу в картинках, обращает внимание на каждую иллюстрацию.
Воспитатель - Молодцы, а сейчас пошлите одеваться.
(дети одеваются)
2. Коллективное наблюдение (на улице)
Воспитатель: - Ребята, все встали парами, взялись за руки. Идём все по левой стороне дороги. Не выбегать вперёд и не отставать.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес, посмотрите, как же красиво здесь!!!
«Мы пришли в осенний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
С права берёзка в золотой шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит,
Листья в небе кружатся
На землю тихо ложатся!»
Воспитатель: - Дети, посмотрите на небо. У нас сегодня есть солнышко?
Дети: - Нет
Воспитатель: - А где оно?
Дети: - Спряталось за облаками
Воспитатель: - Да, у нас солнышка нет, а на улице тепло или холодно?
Дети: -Холодно
Воспитатель: - сейчас не сильно холодно, значит можно сказать, что на улице прохладно, скажем вместе «прохладно»
Дети: - Прохладно
Воспитатель: - А ветер теплый или холодный?
Дети: - холодный
Воспитатель: - А почему?
Дети: - на улице холодно
Воспитатель: - Солнце не греет воздух, поэтому ветра становятся холодными и резкими. Посмотрите на деревья. Скажите ветер сильный или слабый?
Дети: - Слабый
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: - Ветки слабо качаются.
Воспитатель: - Молодцы! А знаете, у меня есть загадки, давайте сейчас я их загадаю, а вы постарайтесь отгадать:
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем!
Дети: - Дождик
Воспитатель: - Да, это дождик. Ребята, а сегодня есть дождик?
Дети: - Нет
Воспитатель: - А вы знаете как называется погода, когда идёт дождь? На улице дождик идёт - значит, погода дождливая.
Воспитатель: - Ребята осенью дожди становятся холодными, мелкими, моросящими, из серых туч постоянно сыпется дождь. Давайте вместе скажем «моросящие дожди»
Дети: - Моросящие дожди.
Воспитатель: - Теперь слушайте следующую загадку
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала
Дети: - Туча
Воспитатель: - Да, это туча. Дети посмотрите на небо, сегодня много туч?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сегодня много туч, правильно. Они серые, низкие. А эта загадка про что:
Пришла пора,
Опустели леса:
Листья опадают,
Птицы улетают.
Дети: - Осень
Воспитатель: - Ну конечно это осень! Ребята, а теперь давайте мы прислушаемся к звукам. Какие звуки вы слышите?
Дети: - Шум листьев деревьев
Воспитатель: - А куда пропало пение птиц?
Дети: - птицы улетели в тёплые края
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Нет пищи
Воспитатель: - А какие птицы улетают на юг?
Дети: - Ласточки, утки, гуси, грачи, журавли
Воспитатель: - Правильно, а какие птицы первыми улетают на юг? Ласточки и стрижи потому, что насекомые исчезают из-за холодного воздуха, т. к. солнце слабо греет. А как называются птицы, которые питаются насекомыми?
Дети: - насекомоядные
Воспитатель: - Верно, а какие птицы остаются зимовать?
Дети: - воробьи, сороки, вороны, голуби.
Воспитатель: - Ребята, вы хорошо знаете, кто в наших краях остается зимовать, молодцы! А вы знаете чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: - ягодами, из кормушек едят.
Воспитатель: - Верно, птицы кушают ягоды рябины, шиповника, почки деревьев и корм, который им дают люди в кормушках. Скажите, а много ли осенью насекомых летают?
Дети: - Нет
Воспитатель: - Правильно, а что они делают?
Дети: - спят
Воспитатель: - Да, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев, а некоторые спят под опавшими листьями. А теперь посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями?
Дети: - пожелтели, сжались
Воспитатель: - Правильно, они стали желтеть и опадать. Ребята, а вы знали, что, когда листья желтеют или краснеют это называется расцвечиваются. Давайте вместе скажем «расцвечиваются»
Дети: -Расцвечиваются
Воспитатель: - А когда дует сильный ветер мы можем наблюдать листопад.
Обильный листопад начинается после заморозков, чем сильнее заморозки, тем сильнее листопад. Ребята, послушайте стихотворение:
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят….
Дети, что вы видите на земле?
Дети: - ковёр из листьев, они шуршат под ногами
Воспитатель: - Верно, а теперь, ребята, мы полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые. Какие деревья вы узнаете?
Дети: - Берёза, рябина, осина, сосна, елочка
Воспитатель: - Молодцы, много деревьев знаете! А кто покажет мне ствол дерева? Можно ли обхватить ствол дерева пальцами?
Дети: - Нет
Воспитатель: - Почему нельзя? Какой ствол?
Дети: - толстый
Воспитатель: - Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами обхватить нельзя. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Скажите, чем кустарник отличается от дерева?
Дети: - У дерева один большой ствол, а у кустарника много
Воспитатель: - А деревья и кустарники живые?
Дети: - Да
Воспитатель: - А почему?
Дети: - Они дышат и пьют воду
Воспитатель: - Верно. Ребята, давайте пройдём сюда и скажем, что это за дерево?
Дети: - Лиственница
Воспитатель: - А как вы догадались, чем она отличается от других деревьев?
Дети: - Вместо листьев у нее мягкие иголки
Воспитатель: - Верно, у лиственницы мягкие иголки, которые опадают зелёными и на земле приобретают коричневый окрас. А как вы думаете, почему у ёлки и сосны иголки не падают?
Дети: - Потому, что они жесткие и им не нужна влага.
Воспитатель: - Правильно, Молодцы, ребята!
3. Сбор природного материала:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас набрать самые красивые листочки, потом мы в группе из них все вместе сделаем красивую осеннюю поделку.
(дети собирают листья). Сколько много красивых листочков вы собрали! Молодцы!
4. Подвижно - дидактическая игра «К названному дереву беги»
Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру «К названному дереву беги».
Ребята, послушайте правила, сейчас я загадаю какое-то дерево, а в по описанию его отгадать. Если вы его смогли отгадать, то тогда бегите к нему.
• Вместо листьев у него иголки, которые не падают осенью, это дерево всегда зеленое, у него есть шишки.
(ель)
• У этого дерева красивые листья жёлтого цвета. Ствол белый.
(берёза)
• У этого дерева есть маленькие грозди красных ягодок
(рябина)
• У этого дерева вместо листьев мягкие иголки, которые падают осенью и становятся коричневого цвета.
(лиственница)
• У этого дерева зелёный ствол, листья красного цвета, ее листочки похожи на маленькие монетки.
(осина)
- Вот мы с вами и поиграли, вы все очень хорошо смогли найти деревья по описанию.
(Далее свободная игра детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним лесом. Вам понравилась экскурсия в лес и почему?
(Ответы детей).
5. Заключительная часть
В группе
Воспитатель: - Ребята, скажите, куда мы сегодня ходили?
Дети: - Гуляли в лесу.
Воспитатель: - а что мы сегодня делали в лесу?
Дети: - Играли, на деревья смотрели, про птиц и насекомых говорили.
Воспитатель: - Правильно, скажите, а кто запомнил слово, которое можно сказать когда листочки теряют свою краску?
Дети: - расцвечиваются
Воспитатель: - Да, они расцвечиваются. Давайте еще раз скажем «листочки расцвечиваются»
Дети: - Листочки расцвечиваются
Воспитатель: - А чем у нас птицы зимующие питаются?
Дети: - Ягодами и кормом из кормушек
Воспитатель: - Правильно, а кто запомнил, как можно сказать про осенний дождь?
Дети: - Моросящий дождь
Воспитатель: - Молодцы! Скажем еще раз «моросящий дождь»
Дети: - Моросящий дождь
Воспитатель: - Ребята, вы такие молодцы! Все слова запомнили и сказали, что в лесу мы делали.
Рекомендуем посмотреть:
Экскурсия в осенний лес. Старшая группа. Ранняя осень
Конспект НОД в старшей группе ДОУ по развитию речи. Пересказ сказки об Осени с презентацией
Конспект НОД. Аппликация в старшей группе на тему "Осень"
Конспект занятия по рисованию «Деревья осенью в нашем парке». Старшая группа