Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Раннее логопедическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ

Опыт работы учителя-логопеда. Раннее логопедическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ
Актуальность выбранной темы
«Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать».

Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей кроются в условиях их жизни в первые три года, а также в период внутриутробного развития и во время родов. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми нормами родного языка.

В теоретическом аспекте изучения проблемы развития речи детей период до трёх лет признан исключительным.

Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания, поэтому раннее выявление недостатков развития речи ребенка и оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной, так как ранний возраст (с рождения до 3-х лет).

Основной целью оказания ранней помощи в ДОУ является предупреждение и максимальное снижение выраженности нарушений в психофизическом, и в частности в речевом развитии детей раннего возраста.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
- Создание условий для своевременного выявления детей раннего возраста с задержкой речевого развития и оказание необходимой логопедической помощи;
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- взаимодействие со специалистами ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка.
- оказание комплексной коррекционно-развивающей и консультационно-просветительской работы с родителями детей.

Свою работу по логопедической помощи детям раннего возраста осуществляю по трем направлениям: диагностическое, консультационно – просветительское, коррекционная – развивающая работа.

Диагностическое направление
Диагностическое обследование детей раннего возраста начинаю со сбора информации о ребенке, поступающем в ДОУ, его анамнеза (раннее речевое и моторное развитие), заболеваний с года до трех лет. Провожу динамическое наблюдение и контроль за состоянием речи детей с целью раннего выявления отклонений в речевом развитии, которое осуществляется в тесном контакте со специалистами ДОУ (воспитателем и психологом). При проведении диагностики речевого развития ребенка использую тесты Косиновой, схему логопедического обследования Ю. А. Разенковой и частично методику Е. А. Стребелевой.

В процессе диагностики выясняю степень сформированности: понимания речи, слухового внимание, фонематического слуха, активной речи, мелкой моторики.

По результатам обследования выявляются дети «группы риска», намечается пути коррекционной помощи детям, а также, разрабатывается индивидуальная программа с привлечением родителей и воспитателей.

2. Консультационно - просветительское направление заключается во взаимодействии с воспитателями и родителями.

Как показывает опыт консультативно-диагностической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, они отличаются очень низким уровнем компетентности в вопросах педагогики, не имеют представления о нормативах развития детей, не видят соответственно отклонений и как следствие несвоевременно обращаются за специализированной помощью или не обращаются вообще.

Оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста и включение их в процесс коррекционной работы.

Взаимодействие с родителями осуществляю через групповые и индивидуальные консультации по запросу и результатам диагностики, выступления на родительских собраниях, оформление информационных листов в каждой группе и буклетов, индивидуальное консультирование по вопросам нормального психомоторного и речевого развития детей раннего возраста, выявление факторов риска речевой патологии.

Для воспитателей провожу семинары-практикумы, разрабатываю рекомендации по результатам обследования детей, консультации. С целью мониторинга коррекционной работы, посещаю занятия по развитию речи.

3.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста.
Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам диагностики после рекомендаций логопеда. Работа ведется по следующим направлениям:
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
- развитие речевого дыхания;
- формирование сенсорных понятий (размер, цвет, форма предметов).
- развитие начального детского лексикона на основе обогащения пассивного словаря ребенка и включения новых понятий и слов в экспрессивную речь;
- развитие фонематических процессов с помощью дифференциации неречевых звуков, использования на занятиях фонетических упражнений с наглядной опорой.
-использование здоровьесберегающих технологий: физминутки и динамические паузы.

Воспитатели по рекомендации логопеда включают данную работу в перспективное планирование и дополняют сказкотерапией, рисованием пальчиком и тестопластикой.

По результатам проведенной коррекционной работы в конце учебного года проводится мониторинг.

Данные мониторинга показали, что проводимая коррекционно-развивающая работа является эффективной. Показатели сформированности речевых процессов увеличились и составили 21%. Уменьшилось количество детей с проблемами речевого развития на 30%.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Развитие речевого дыхания
Опубликовано: 623 дня назад (12 января 2020)
Просмотров: 1768
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Лидия Александровна Гринюк # 13 января 2020 в 14:33 0
Ирина Игоревна, добрый вечер! Вы опубликовали очень нужный материал. Сама работаю с детьми в группе комбинированной направленности, где много детей с ограниченными возможностями здоровья. Полностью согласна: чем раньше начинается коррекционная поддержка нуждающихся в ней детей и их родителей, тем больше надежды на положительный результат. smile