Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Развитие речевого дыхания

Трансляция передового педагогического опыта. Тема: Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения.
Актуальность:
- Современная система образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер по обеспечению каждому ребенку адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности. Возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Но не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности.
- Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, заиканием; моторной, сенсорной алалией. Так же увеличивается степень сложности недостатков речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности.
- Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звукопроизношения.
- В недостаточной степени разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, использования нестандартного оборудования.
Основные задачи в формировании у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья, это:
1. Улучшить функцию внешнего (носового и ротового) выдоха.
2. Выработать более сильную, направленную, плавную воздушную струю.
3. Развивать речевое дыхание.
Свою работу я осуществляла в три этапа
На первом проводились следующие виды работ:
- конкретизация актуальности проблемы на основе анализа исходных данных изучение литературы,
- изучение методик,
- диагностика сформированности практических навыков у детей,
- анкетирование родителей по проблемам формирования дыхания,
- подбор игр и упражнений для формирования правильной и сильной воздушной струи, физиологического дыхания.
2 этап внедренческий:
- анализ аналогичной информации в ДОУ,
- разработка и апробация комплекса игр и упражнений по развития воздушной струи и речевого дыхания, составление перспективного планирования по лексическим темам с игровой мотивацией,
-разработка правил речевого дыхания.
3 этап итоговый, оформительский
на данном этапе была проведена повторная диагностика, выявлен положительный результат.
На первом этапе я изучила литературу по данной теме ,это:
1. Белякова, Гончарова, Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников»
2. Горчакова«Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения»
3. «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой.
Суть их методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. После анализа литературы мною была проведена диагностика по следующим критериям:
Сформированность физиологического дыхания
• Выявление характеристик речевого дыхания (дети произносили фразы из 3-4 слов).
• Объем речевого дыхания (нормальный или недостаточный)
• Частота речевого дыхания (нормальное или учащенное)
• Продолжительность речевого дыхания (нормальное или укороченное)
Первоначально провела диагностику в начале года в старшей группе.
Провела диагностику 15 детей. Выявила, что высокий уровень- не показал ни один ребенок, детей со средним уровнем- 9 человек (60%), и с низким уровнем -6 человек (40%). В ходе обследование были выявлены следующие нарушения в развитии неречевого и речевого дыхания, это:
- дети поднимали грудную клетку вверх и втягивали живот на вдохе;
- делали слишком большой вдох;
- дыхание было учащенное, укороченное по сравнению с нормой,
- не умели делать незаметный для окружающих добор воздуха,
- не могли рассказать чистоговорку на одном выдохе,
- длительно пропеть ряд гласных звуков.
После анализа проведенной диагностики, мною был определены направления работы по формированию речевого дыхания.
Для формирования правильного неречевого дыхания. Использовала игры по обучению детей длительному плавному выдоху (“Султанчик”, “Перышко”), а так же игры по выработке целенаправленного ротового выдоха
(“Загони мяч в ворота”, “Послушный ветерок”), в игровой форме учила регулировать силу воздушной струи (“Трубочка”, “Капелька”).
Для развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы. Использовала специальные игровые упражнения, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных и брюшных мышц (“Покачай игрушку”, “Шарик”, “Медуза”).
Переход к развитию речевого дыхания я осуществляю только после того, как у ребенка сформированы предыдущие навыки.
Работу по развитию речевого дыхания провожу без использования оборудования, только на речевом материале. Эта работа осуществляется постепенно с увеличением количества производимых действий и объема речевого материала, она включает в себя:
• произношение гласного на выдохе (от одного звука до всего ряда);
• произношение на одном выдохе одного согласного звука;
• произношение на одном выдохе одного слога (двух-трех слогов);
• произношение на одном выдохе одного слова (двух – трех слов);
• рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, с соблюдением логических пауз.
В своей работе по развитию дыхания, я использую различное оборудование: стандартное, а также нестандартное- изготовленное своими руками.
Сначала я проводила упражнения на улучшение носового вдоха, такие как «Понюхай, как пахнут коробочки», «Узнай по запаху», «Цветочек».
Для формирования воздушной струи проводила артикуляционные упражнения на выдохе: дутье при сомкнутых губах (Для укрепления мышц щек): «Надуть 2 шарика», «Худенький Петя», дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой (для напряжения круговой мышцы рта): дутье с использованием свистков, гудков; дутье катание по желобку или выдувание воздуха через трубочку шариков; дутье на язык («Подуй в трубочку, желобок»).
Далее для развития сильной, направленной, плавной воздушной струи использовала следующие упражнения:
«Снежинки»- держа снежинку за ниточку подуть на нее не надувая щек.
«Листопад»- на вырезанном из картона дереве сделать листопад- подуть на листочки , чтобы они закружились, слетели.
«Задуй свечу»- на имправизированной свече, сделанной из картона, задуть пламя-кусочек легкой бумаги.
«Футбол»- подуй через трубочку на мяч и забей гол в ворота.
«Отгадай картинку» - нужно сдуть разрезанную цветную бумагу с картинки и отгадать, что за птичка изображена на картинке.
Для формирования неречевого дыхания проводила игры:
«Султанчик»- подуй на султанчик.
«Поддувалочки» - сдуй облачко с солнышка, чтобы оно обогрело мышонка.
«Сдуй снежинку с ладони»-держа снежинку на руке не надувая щек на плавном выдохе, подуть на снежинку.
Для активизации речевого (фонационного) выдоха проводила игры:
Игровые упражнения для громкого и длительного произнесения изолированных гласных звуков.
"Погреем ручки" (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х), "Проколотый мяч" (произносятся звуки шшшш или ссс), "Комары и комарики" (произносится звук зззз), "Большие и маленькие жуки" (произносится звук жжжж). При этом необходимо контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними.
По произнесению слогов и звукоподражаний.
"Эхо". Заблудились мы в лесу, закричали мы "Ау!"
"Разговор игрушек". Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по, пу-бу-пу-бу. "Разговор инопланетян" (вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы), «Несли тяжелую вещь, поставили на место: "Ух! Ух! Ух!».
А затем - по формированию правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).
2. Глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3-4 слов на выдохе, например "Лола мыла куклу Милу".
3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: "Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила".
Все эти игры и упражнения проводились не только на индивидуальной , но и в ходе подгрупповой образовательной деятельности.
В своей работе я применяю следующие правила речевого дыхания:
1. Прежде чем сказать, надо вдохнуть.
2. Во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно.
3.Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

При проведении диагностики в конце года старшей группы, было выявлено, что высокий уровень показали 10 (67%) детей. Они правильно стали производить носовой вдох, воздушная струя стала более направленной, сильной, плавной. Речевое дыхание стремится к возрастной норме. Детей со средним уровнем-3 (20%) человека . Дети научились направлять воздушную струю в правильном направлении, научились принимать правильное положение тела при речевом дыхании воздуха и т.д.», стихи, не делают дополнительный добор ;
и с низким уровнем -2 ребенка (13%). Эти дети имеют диагноз дизартрия (нарушение иннервации мышц речевого аппарата) и посещают детский сад редко. В подготовительной группе я тоже проводила диагностику и на конец года, высокий уровень составил 80%-12 детей, со средним уровнем-3 ребенка (20%) и с низким уровнем-0.
Эффективность проведенной работы показала, что высокий уровень повысился на 13%,средний уровень- остался на прежнем уровне, низкого -нет совсем.
Итак:
• Практическая значимость данного опыта заключается в том, что данный материал может быть использован всеми специалистами работающими в ДОУ;
• Результатом использованного материала стало формирование речевого дыхания в соответствии с нормой, укрепление мышц артикуляторного аппарата, закрепление правильных дикционных навыков;
• Составлен ряд консультаций и методических рекомендаций по работе над развитием дыхания на занятиях и дома для воспитателей и родителей;
• Разработан тематический план игр и упражнений по лексическим темам.

Весь материал имеет структуру и содержит разнообразные обязательные (для изучения) и дополнительные (для углубления и расширения знаний) упражнения и игры, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Раннее логопедическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 1619 дней назад (19 ноября 2019)
Просмотров: 1821
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!