Конспект НОД в детском саду в подготовительной группе «Обучение детей чувашскому языку»
Программное содержание:
Образовательные задачи: формировать интерес к малой Родине;
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к традициям чувашского народа, уважение, чувство восхищения к чувашскому языку, родной стране;
Развивающие задачи: развивать связную речь детей
Оборудование: мультимедийная установка; слайды с изображением чувашских игр, чувашских национальных костюмов; аудиозаписи «Сывар, аптраман тавраш»; фонограмма песни «Нянине- папине»; кукла в национальном костюме, бумажная тухья; шаблоны с чувашским национальным орнатентом.
Ход НОД
Воспитатель: Ыра кун пултар ачасем! Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли сегодня к нам в гости. Давайте с ними поздороваемся на чувашском языке.
Дети: Ыра кун пултар!
Звучит музыка на чувашском языке.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какая красивая музыка звучит. Как вы думаете на каком языке они поют?
Дети: На чувашском языке
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чувашском языке. Кто- нибудь может ответить как называется наша Родина, где мы с вами живем?
Дети: Чувашская Республика, Чебоксары.
Воспитатель: Правильно, наша Родина – это Чувашская Республика и живем мы в красивом городе- Чебоксары.
Воспитатель: Ребята, а как будет на чувашском языке?
Дети: Чаваш Республики, Шупашкар хули.
Воспитатель: В нашей Республике живет много разных народов, разных национальностей. У них у всех есть обычаи, традиции, А вы сможете сказать люди, каких национальностей живут у нас в Чувашии.
Дети: Татары, русские, марийцы, чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята. А еще у каждого народа есть свой родной язык, который он должен знать с детства. У нас с вами это – чувашский. А вы свой родной чувашский язык любите, уважаете?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: А может, кто- нибудь из вас расскажет стихотворение на чувашском языке.
Стихотворение Р.Сарпи «Таван саршыв»
(один ребенок читает)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто в первую очередь нас учит родному языку. Из чьих уст мы слышим первые слова?
Дети: Мама.
Воспитатель: Правильно. Конечно же в самую первую очередь, родному языку нас учит самые добрые, самые прекрасные люди на свете это наши мамы. Когда ребенок рождается на свет самые первые слова он слышит от матери. Ваши мамы с рождения пели вам колыбельную, учили вас родному языку. А вы знаете колыбельные песни? Давайте споем нашим куклам колыбельную песню и уложим спать.
Песня «Нянине - папине».
Во время песни дети баюкают кукол, а после окончания укладывают в кроватку.
Воспитатель: Да, наш язык очень красивый и богатый. Давным- давно наши бабушки и дедушки между собой общались только на родном чувашском языке. Вечерами, после трудового дня, они собирались у реки на вечерние игры. Молодые парни и девушки пели, плясали, играли разные народные игры.
Показ слайда «Чувашские народные игры».
Воспитатель: Вот так наши бабушки и дедушки умели отдыхать после тяжелой работы. Давайте и мы от них не будем отставать. Вместе поиграем в чувашскую народную игру «Ларать Ваня».
Дети встают в круг и начинают играть.
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Но какой же праздник без красивой и нарядной одежды. Вот и наши бабушки на праздник надевали свои лучшие наряды и украшения. Посмотрите на иллюстрации.
Показ слайда «Национальная одежда чувашского народа».
На них изображены девушки и юноши в чувашских национальных костюмах. Посмотрите какие у них красивые наряды. Одежда вышита национальным орнаментом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла девочка Илемпи. Она тоже в национальном костюме, но у нее нет головного убора. Давайте подарим головной убор. Все вместе украсим для неё тухью, чувашским национальным орнаментом.
Дети подходят к столам, где заранее приготовлены шаблоны чувашским национальным орнаментом и бумажная тухья.
Перед вами на столе лежат шаблоны орнаментов, сейчас каждый по своему желанию выберет себе узор, потом разместите его на изделии и обведите его простым карандашом. Затем разукрасьте цветными карандашами.
Во время работы детей включается чувашская народная песня «Сывар, аптраман тавраш».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все хорошо справились с заданием. Посмотрите какая красивая тухья у нас получилась. Думаю, Илемпи понравилась наш подарок. И она хочет с вами поиграть в игру «Слова». Илемпи покажет вам чувашские национальные костюмы, а вы должны их называть (Тухья, саппун,хушпу, )
Воспитатель: Молодцы! Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Кому что понравилось? Что нового узнали?
Дети: Ответы детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада