Условия обучения чувашскому языку детей дошкольного возраста
Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции. Если в детстве ребята не будут говорить на чувашском языке, слышать его, он может быть потерян, поэтому начиная с дошкольного возраста в качестве предмета, в детском саду изучается чувашский язык. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Ключевые слова: чувашские традиции, чувашский язык, обычаи.
Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими. Забываются чувашские традиции, а самое главное- уходит в небытие свой родной язык- чувашский. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывается с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Чтобы формировать чувство любви к своей Республики- Чавашень, нужно воспитывать у детей эмоционально- положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях Чувашского края, природы и истории; формировать стремление принести посильную помощь взрослым, родной природе, своей Республике. Чтобы овладеть такими знаниями нам необходимо дать первоначальное азы изучения чувашского языка в дошкольном учреждении. Для систематической работы с детьми, прежде всего надо составить план,
в котором будет предусмотрено:
1) Взаимоотношения воспитателя и ребенка в ходе формирование группы. Для этого важно изучать личность каждого ребенка и группы в целом путем наблюдений, бесед с родителями;
2) Обучению чувашскому языку- привитие любви к родному языку;
3) Приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры.
Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».
Основная задача изучения чувашского языка - развитие первоначальных умений навыков практического владение чувашским языком в устной форме, ознакомить чувашским национальным искусством, обычаям, уважение к национальным традициям. К проблеме обучения чувашскому языку надо привлекать родителей и проводить занятие. Нужно помнить, что обучение чувашскому языку направлено на развитие способности детей к общению. В основе обучения детей устному общению в детском саду- игра. Использование игры как способа обучения устной речи позволяет формулировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия. Разгадывание загадок, инсценирование сказок обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности.
В своей работе по обучению детей чувашскому языку
я использую разнообразные приемы и методы, разного вида наглядности. Обучая детей правильно произносить звуки «а» , «а», «у» в словах объясняю значение каждого слова, громко отчетливо произнося его. Для упражнения произношения звука использую игровые приемы, такие как: «Я покажу, а ты назови», «Найди пару», «Найди, какой это звук», «Услышал, похлопай». Для того чтобы быстро запоминали слова предлагаю рассматривать картинки и игрушки: «Описание игрушки», «Волшебный мешочек», «Соедини картинки», «Передай другому», «Повтори, не перепутай», «Найди лишнее», «Один- много», «Найди детенышей» и.т.д. Например, задания: «Выбери игрушку, которая тебе нравится и представь ее Илемпи по – чувашски (берет зайца и говорит: «Ку мулкач» и.т.д.). Дальше предлагаю: «Покажи Илемпи, что умеет делать это животное». Ответом может быть такая фраза: «Мулкач сикеть». Показываю разные презентации. Совместно с родителями проводятся мероприятия направленное на изучение национальных блюд чувашского народа. С воспитанниками организуется утренники на тему: «Культура чувашского народа». Через чувашское народное творчество показать детям красоту родного языка; приобщить детей к истокам чувашского народного творчества.
Список литературы:
1. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед. Очерк.- Чебоксары Чуваш. Книгоиздат.,1970г.
2. Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка- дошкольника.- Чебоксары: Чуваш. Кн. Из-во,1995.-231 с.
3. Михайлова С.Г. Учимся говорить по- чувашски: учебно- методическое пособие/ С.Г.Михайлова. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011.-118с.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет
Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака
Родители - друзья детей
Конспект НОД "Весенние птицы" по развитию речи (обучение чувашскому языку) для старшей группы