Конспект НОД "Весенние птицы" по развитию речи (обучение чувашскому языку) для старшей группы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию (коммуникативная деятельность - обучение чувашскому языку) «Килче ыра суркунне…»
Коммуникативная деятельность «обучение чувашскому языку». Форма организации: игра-путешествие.Лексическая тема: «Килче ыра суркунне…»
Программное содержание:
образовательные задачи:
•ввести новые слова: курак, чакак, куккук, шанкарч, ула-такка, касая, шапчак;
•закрепить слова: суркунне, варманта, хитре, песук, печек;
•продолжать учить детей составлению предложений и словосочетаний из 3-4 слов;
•закреплять умение образовывать единственное и множественное число предметов путем добавления окончания -сем; развивающие задачи:
•развивать способность самостоятельно рассуждать, сравнивать, обобщать;
•развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях. воспитательные задачи:
•воспитывать интерес к изучению родного языка;
•воспитывать культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в ходе занятия;
•воспитывать бережное отношение к природе родного края. Материал:
- иллюстративный материал: модель леса, иллюстрации с изображением деревьев, птиц;
- ТСО. Предшествующая работа:
лексические темы, согласно перспективному планированию, дидактические игры в свободной деятельности, включение элементов чувашской речи в повседневную жизнь ребенка, рассматривание иллюстраций по теме, обучение связному рассказыванию по картине на русском языке. Ход: Дети: Ыра кун пултар, ачасем! Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес. Прислушайтесь... (слайд №1) Вы услышите звуки необычные и разнообразные: пение птиц, журчание ручейков. Возможно, где-то еще лежит снег. Вы увидите трогательные подснежники и первые зеленые травинки, бойко пробуждающиеся сквозь толщу прошлогодней листвы (слайд №2). Ребята, а давайте вспомним правила поведения в природе? (слайд №3) Воспитатель: Ребята, как будет по-чувашски «лес»? (варман) Ребенок:Килче ыра суркунне,
Килчу ячее ашатса
Хевел савать тенчене
Хел пихинчен варатса. Воспитатель:Ребята, как будет весна по-чувашски? (суркунне)
Суркунне урамра мен улшанать? (суркунне хевел пахать, юр ирелет, кайксем йава саврассе, санталак ашатать). Маттур, ачасем, терес. Воспитатель: Хале варманта питу илемле. Кайаксем юра юрлассе. Эпе сире варманти кайаксемпе палашма ченетеп.
«Варманта кайаксем». Воспитатель: Варманта менле кайаксем пуранассе? (слайд № 4,5,6,7,8,9,10) (курак, чакак, куккук, шанкарч, ула-такка, касая, шапчак.) Воспитатель: Ачасем, атьаар аса илетпер, пирен пата суркунне менле кайаксем вессе килессе? (курак, шанкарч, шапчак.) Воспитатель:Менле кайаксем яланах ккунта пуранассе? (чакак, куккук, ула-такка, касая) Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, что за птица?». Ачасем, атьар вайа вылятпар «Пельмеле, ку менле кайак?».
Ку мен ятла кайак? Кайак мен тесле? Пысаке печек, менле юрлать? (индивидуальная работа по иллюстрациям с изображением птиц, с тем, чтобы дети могли слушать и произносить название птиц в различных словосочетаниях и предложениях). Физкультминутка:
Кайак евер сунатланар, (машут руками)
Вута сурна пек хусланар, (рубят дрова)
Ларар, тарар, утар, сикер! (садятся, встают, шагают, прыгают)
Перре, икке! Перре, икке! (хлопают в ладоши 2 раза) Воспитатель: Ачасем, атьар ваййа вылятпар. Перререн нумай таватпар.
Курак – кураксем,
Чакак – чакаксем
Кукук – кукуксем,
Шанкарч – шанкарчсем,
Шапчак – шапчаксем, Воспитатель: Тепер вайа вылятпар. Игра «Переводчики». Самахсене вырасларан чавашла, чавашларан вырасла кусаратпар (дидактическая игра на закрепление новых слов). Воспитатель: Маттур, ачасем. Лайах вылярамар. Атьар аса илетпер, варманта менле кайаксем пуранассе. (Закрепление названий птиц на чувашском языке и использование различных форм построения предложений и словосочетаний). Воспитатель: Маттур, ачасем!
Пирен вахат хаварт иртре. Сыва пулар.
Презентация для старшей группы на тему: Весенние птицы