Из опыта работы педагога - психолога ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в период адаптации к ДОУ
Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Ст.79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья). Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка, поэтому часть детей с ОВЗ закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства в образовательное пространство массовых дошкольных образовательных учреждений.
Вопрос адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется. У детей с ОВЗ переход в коллектив сверстников вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребенком и ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., 1998; Черникова Т.В., 2000) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, таким семьям нужна социально-психологическая помощь и поддержка.
Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в период адаптации. При этом процесс сопровождения семей с детьми с ОВЗ должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагога – психолога, социального педагога, воспитателей.
При взаимодействии с родителями следует использовать всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Для изучения семейной микросреды ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо провести диагностико-аналитическую работу с родителями. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому необходимо подключить следующую из форм индивидуальной работы с родителями: консультации, беседы. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь в процессе адаптации ребенка к ДОУ, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям.
Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, необходимо педагогам вести страницы на официальном сайте учреждения, которые позволят размещать фото, а также методических рекомендаций для родителей, извещать родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравлять с праздниками. Немаловажным фактором создания формы обратной связи, которая поможет получит ответ родителей на интересующих их вопрос в режиме онлайн.
Для активного включения родителей в образовательный процесс уместным будет проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель. В ходе совместных занятий родители знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
В процессе адаптации детей с особыми потребностями у родителей возникают сомнения, страхи и многочисленные вопросы. Родительские собрания – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями, позволит сформировать уверенность в себе как родителей, повысит уровень их компетентности в вопросах воспитания и образования детей.
Очень важная часть подготовки детей с ОВЗ к детскому саду – работа с воспитателями. Оказание помощи педагогам в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми, имеющими определённые трудности в адаптации поможет облегчить процесс адаптации.
В результате комплексного сопровождения, использования грамотно подобранных форм, процесс адаптации детей с ОВЗ пройдет быстрее и в легкой форме.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
• позитивная адаптация к условиям ДОУ;
• динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
• эффективное формирование нарушенных функций;
• развитие личности ребенка, развитие навыков общения; • приобретение социального опыта.
Педагоги:
• развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
• профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
• приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
• получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
• адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
• информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
• приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
• получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Конечной целью комплексной, системной работы с семьей является создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических особенностей и полноценное развитие его личности.
Таким образом, процесс социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ в период адаптации к ДОУ - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ.
Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи воспитанникам с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с:
1. Физическим и психическим здоровьем.
2. Успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии.
3. Эффективной межличностной коммуникацией.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
2. Тащёва А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - №3. – С.17-28.
3. Черникова Т.В. Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. - №4. – С.83-89.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающая психолого-педагогическая программа для детского сада. Средняя группа
Проект в детском саду, как средство развития детско-родительских отношений
Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Упражнения