Система работы с родителями воспитанников в ДОУ
Автор: Судочакова Надежда Валериевна, воспитатель первой квалификационной категории группы с изучением хакасского языка "Звёздочка" Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана "Центр развития ребёнка-детский сад "Чайка".
* * *
Одним из главных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является активное взаимодействие с родителями. Это взаимодействие главным образом направлено на решение задач объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и всестороннего развития ребенка. Со своей стороны, планомерно и активно распространяем педагогические знания среди родителей наших воспитанников, оказываем практическую помощь в воспитании детей, что способствует вовлечению родителей в образовательную деятельность. В своей группе ежегодно разрабатываем перспективный план по работе с родителями. Мероприятия составляем таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОО и потребностям родителей. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями образовательного процесса.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта, ежегодно начинаем работу с анкетирования. В анкетах анализируем особенности структуры родственных связей каждого воспитанника, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. На основе собранных данных, вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Исходя из всего этого, выделились три типа семей: семьи инициаторы, семьи исполнители и семьи наблюдатели.
Основной задачей, нас как педагогов, является уменьшение количества семей наблюдателей, применяя разнообразные формы деятельности, методики, технологии:
1. Опросы «Подготовка к Новому году в семье: подарки, костюмы, игры», «Семейные традиции», анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году?», «В какие игры играет Ваш ребенок?», «Какова роль отца в семье?», интервьюирование, наблюдение.
Результат: решение проблем текущего характера: 2019-2020 – 74%; 2020-2021 – 84%; 2021-2022 – 94%
2. Подготовка и реализация совместных образовательных и досуговых мероприятий: акции «Путешествие по сказочному лесу» по приобщению детей к ЗОЖ, «Мамины помощники», «Здоровому – все здорово!» (дидактические игры, книги по теме ЗОЖ), «Покормите птиц зимой», «Витамины на окне», «Добрый декабрь», «Посылка солдату», праздников, развлечений, «Ай, да папы и сыночки!», «Азбука безопасности», «День космонавтики», «Зов джунглей», «Мы выбираем хоккей», конкурсов «Новогоднее чудо», «Мамины сказки», «Книжка – малышка», «Осенние фантазии», «Парад талантов»; семейные, спортивные и тематические мероприятия «Эстафеты Деда Мороза»; «Неразлучные друзья, бабушка и я», «Сказочные превращения», «Мы помним», «День здоровья».
Результат: расширение спектра совместных дел родителей и педагогов 2019-2020 –72%; 2020-2021 – 84%; 2021-2022 –96%.
3. Родительские собрания «Особенности развития детей дошкольного возраста» (в каждой возрастной группе), «Роль игры в развитии детей», «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста», «Чем и как занять ребенка дома», «Телевидение в жизни семьи и ребенка», «Чтобы ребенок рос здоровым», консультации «Речевые игры с детьми на кухне», «Роль сказки в развитии ребенка», «Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста» , «Организация семейных прогулок», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни», индивидуальные беседы «Как развивать речь ребенка», «Одежда детей в группе и на улице», «Как знакомить ребенка с родным краем» , «Здоровье и ум через игру», «Играем пальчиками». Онлайн - конференция «Подготовка к конкурсу» (в период пандемии), «Как помочь детям учиться легко и радостно».
Результат: осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей 2019-2020 – 70%; 2020-2021 – 86%; 2021-2022 – 96%.
4. Памятки, информационные листы «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД», «Лучшие детские мультфильмы», «Профилактика детского травматизма», «Развиваем детскую самостоятельность», «Ознакомление дошкольников с родным краем»; папки-передвижки «Конструируем-играем, наших деток развиваем», «Можно ли обойтись без наказаний?», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» , «Подвижные игры зимой», «Игры на внимание».
Результат: мотивационная готовность родителей к самообразованию по вопросам воспитания и развития детей 2019-2020 – 78%; 2020-2021– 88%; 2021-2022 – 96%.
5. Внедряем информационно – коммуникативные технологии в работе с родителями. Ведется подбор материала для родителей в сети Интернет: собрание по темам: «Учебный год», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Безопасность дошкольника в ваших руках», «Развиваем речь ребенка дошкольника», «Искусство воспитывать». Веду подбор тематических материалов и консультаций для родительского уголка по темам: «Как сохранить здоровье детей», «Чем заниматься с ребенка дома», «На прогулке летом», «На прогулке зимой», «Вечерние игры с ребенком», «Советы по воспитанию детей». Подборка материала ведется, используя периодические издания, методические пособия и Интернет ресурсы, сайты (skyclipart.ru, detsad-kitty.ru, moi-detsad.ru). Подобрав материалы, оформляю в виде ярких, красочных буклетов, мини журналов, консультаций.
6. Среди различных методов работы с родителями наиболее эффективным, является проектная деятельность, которая реализуется по инициативе и поддержки родителей. Темы для проектов подбираются в соответствии с перспективным планированием в нашем ДОО. В 2019-2020 году был реализован проект на тему «Мой город», в ходе которого мы познакомились с архитектурой города, его достопримечательностями. После прослушивания рассказов о зданиях города, об их истории детям захотелось сконструировать самим похожие здания или более современные. Нужно было уточнить, с чего начинать строительство, какой материал для этого необходим. Такими знаниями с нами поделился один из родителей (папа по профессии – строитель). Прошли обзорные экскурсии (как виртуальные, так и реальные) по городу. В 2020-2021 году тема проекта была «Собираем урожай». Дети узнали о многих новых профессиях, о том, что овощи могут использоваться как в свежем виде, так и в переработанном. В 2021-2022 году проект был реализован проект по безопасности «Безопасность и ребенок». Очень большая работа была проведена с детьми и родителями по этой теме. Один из блоков был отведен безопасности в быту, много было сказано о бытовых приборах, об их пользе, об их устройстве, о правильной эксплуатации приборов, делались зарисовки. В 2021-2022 реализован проект по здоровьесбережению «Детям знать положено правила дорожные» семей. С помощью родителей был изготовлен лэпбук по правилам безопасного движения. 2022-2023 году реализованы проекты художественно-творческого направления: «Что нам осень подарила» и «История новогодней игрушки».
В зависимости от тем проекта родители участвовали в них на разных этапах его реализации:
2019-2020 - 78%; 2020-2021 - 84%; 2021-2022 - 96%
7. Создание в Приложении Viber группы для общения с родителями. В групповом родительском чате можно размещать разнообразную организационную информацию: ссылки на познавательные ресурсы, игры, диагностические материалы и всевозможную информацию: «Чем занять ребёнка». Также чат используется для оперативной связи с родителями в форме: вопрос-ответ.
8.Также в своей работе используем новую форму взаимодействия с родителями - родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводим в группе 2-3 раза в год без присутствия детей: «Первые книжки ребенка», «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Традиции и обычаи нашей семьи».
Такая форма работы позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Тема одного из наших вечеров «Хакасский язык для родителей» (так как группа с изучением хакасского языка), об этом мероприятии остановимся подробнее. Это не совсем обычная встреча, а скорее игровой тренинг, в форме игры- путешествия в страну хакасского языка. Целью, которого стало обогащение представлений родителей о изучении их детьми хакасского языка. Мы предложили родителям пройти тот путь, который проходит ребёнок при изучении нового, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими изучению детьми хакасского языка, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленные на изучение хакасского языка. Также для них был оформлен мини-музей хакасского народно-прикладного творчества, где они ознакомились с бытом, культурой хакасского народа.
Мамы и папы забыли на время, что они взрослые и с удовольствием выступали в роли детей, а также с энтузиазмом и неподдельным восторгом отправлялись на различные станции нашего путешествия такие как: «Цветная» «Игрушечная», «Лесная», «Календарная» «Живописная», «Кулинарная», на которых узнали названия предметов на хакасском языке, научились, как правильно произносятся звуки хакасского языка, взрослые отреагировали очень эмоционально, ведь многие родители впервые произносили хакасские слова. На конечной станции «Кулинарная» мы провели мастер – класс по изготовлению хакасского национального блюда Талган, где родители узнали историю его появления и последовательность приготовления. Разучили потешку «Хоор-хоор» про Талган, которую очень любят дети. Цель нашей встречи была достигнута, рефлексия дала положительный результат, было много хороших отзывов, все родители остались довольны нашим вечером. В конце нашей встречи всех участников ждал приятный сюрприз – горячий чай и вкусные угощения, в том числе приготовленный Талган.
Таким образом, мы как педагоги пришли к выводу, такие родительские вечера способствуют сплочению и установлению партнёрских отношениям педагог - родитель.
В результате такой системы работы с родителями уменьшается число семей – наблюдателей и увеличивается число семей активных участников образовательного процесса.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками»
Занятие с родителями в детском саду. Конспект
Литературная викторина по сказкам для детского сада
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития