Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сотрудничество с родителями в ДШИ

Доклад на тему «Необходимость сотрудничества с родителями в ДШИ и ДМШ»
Предназначено для студентов музыкальных колледжей и преподавателей ДШИ и ДМШ
«Когда начинается музыкальное воспитание в семье? За девять месяцев до рождения ребёнка, а ещё лучше – за девять месяцев до рождения матери»
Золтан Кодаи.

Работа с детьми - это та же живопись. Мы знаем, что должно получиться. Мы знаем как. Начинаем издалека: набросок, обрубочные линии, первый слой, подмалёвок. А потом уточняем, уточняем, выписываем. Подбираем цвета и оттенки, подбираем линии, формы, свет, тень. Отходим, придирчиво смотрим: «Нет, - вот тут ещё надо доработать». Подбираем и пробуем разные подходы: «Так? Эдак? О, вот так хорошо!» «Согласны вы со мной?» «Похоже на процесс создания произведения живописи?» Здесь используются разные инструменты (линии, формы, цвета и т.д.).

Почему же сегодня мы говорим именно о работе с родителями? Да потому что она является для преподавателей одним, пожалуй, из самых важных инструментов в обучении и воспитании. Мы много уделяем внимания выбору методов, приёмов, форм и наконец, целой методики, но забываем, особенно в начале педагогического пути просто недооцениваем, значимость работы с родителями. Без неё не будет работать любая, даже самая лучшая педагогическая система.
В доказательство этому хочу привести в пример систему Японского скрипача и педагога Синити Судзуки, который в своё время стал основателем нового движения в обучении игре на скрипке и до сих пор многие педагоги не только музыкальных школ, но и других опираются на основные принципы, которые он использовал. На примере обучения игре на скрипке он раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания талантов». С. Судзуки создал в Японии Институт воспитания талантов.

Основные принципы, которым следовал Судзуки в преподавании музыки:
1. Человек является продуктом своего окружения.
2. Чем раньше, тем лучше — не только музыка, но и все обучение.
3. Повторение опыта имеет большое значение для обучения.
4. Учителя и родители (взрослое окружение) должны сами быть на высоком уровне и продолжать личностный рост, передавая его ребёнку.
5. Система или метод обучения должны включать иллюстрации для ребёнка, основанные на понимании учителя — что, когда и как.

Огромное значение имеют в его системе следующие моменты:
1. Раннее начало.
2. Вовлечение родителей, их любовь.
3. Активное прослушивание.
4. Донотное обучение.
5. Социальная среда.
6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру.
7. Пошаговый подход.
8. Словарь.
9. Повторение.
10. Память.

Вовлечение родителей, их любовь.
По мнению Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании языковых навыков. В методе Судзуки краеугольным камнем является гармоничное взаимодействие учителя, родителя и ребенка. Роль родителя заключается, прежде всего, в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома. По сути, мама или папа становятся домашними учителями своего юного музыканта. Некоторые родители даже сами начинают учиться игре на инструменте, чтобы передать ребенку свой опыт. Синити Судзуки говорил, что для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. В обязанности родителя входит посещение концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.

По мнению Судзуки, все эти вещи работают и при обучении игре на музыкальном инструменте. Этот подход работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, он универсален.

Рекомендации для родителей:
Во-первых, давать ребенку слушать как можно больше хорошей и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон повседневной жизни. Например, вы просыпаетесь и ставите кассету (диск).
Во-вторых, ребенок должен прослушивать несколько раз в день произведения, которые разучивает (или будет разучивать в будущем)
В-третьих, старайтесь присутствовать на всех уроках вашего ребенка, пытайтесь разобраться во всем материале, который он проходит. Читайте книги по музыке, ходите на концерты. Это вам поможет в занятиях с малышом дома.
В-четвертых, организация домашних занятий лежит на вас. Старайтесь заинтересовать малыша занятиями. Помните, что маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время. Поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного занятия, которое длится пол часа, час, а из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Искренне хвалите малыша даже за самые незначительные успехи, старайтесь не раздражаться, если что-то не получается.
В-пятых, во время занятия (в классе и дома) основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому вы должны знать, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его. На подготовительных этапах в школах Судзуки используются ненастоящие инструменты.
В-шестых, метод подразумевает музицирование в коллективе. Для этого или подружитесь с другими семьями, где есть музицирующий малыш, или играйте сами вместе с ребенком.

В старших классах учащемуся понадобится помощь в правильном распределении учебного дня, можно попробовать прохронометрировать его день, а потом вместе разобрать, где он теряет драгоценные минуты. Как правило, выясняется, что это происходит за телевизором или компьютером.

В нашей школе такого принципа в работе придерживается преподаватель Л.И. Игошина. Хочу перечислить основные моменты, которые приносят её методу такой высокий результат. Это как раз умение убедить родителей в необходимости помогать своему ребёнку: присутствие на уроке, запись в тетрадь, совместное выполнение домашних заданий, т.е. родитель выступает в роли репетитора своего ребёнка. Конечно, тут важную роль играют и чёткая система, и умение увидеть правильно ощущения ребёнка при выполнении какого-то приёма. Лариса Ивановна всё время на уроках рассказывает разные истории из своей жизни, из жизни известных людей, которые имеют воспитательную ценность для родителей.

Советы родителям:
Если родители гордятся достижениями детей не только в виде отметок, но и в виде приобретенных качеств, то у детей вырабатывается определенная осознанность действий, которая влияет на заинтересованность в занятиях. Такие фразы, как: «Мне нравится, как ты научился работать». «Ты можешь научиться не отступать перед трудностями». «Когда преодолеваешь что-то трудное, то быстрее развиваешься». «Если бы ты не занимался, ты бы не научился так сосредотачиваться». «Ты не просто учишься играть на фортепиано, ты приобретаешь качества, которые помогут эффективнее справляться с любым заданием».
Конечно, чтобы давать такие советы, воспитывающие родителей, педагог должен быть сам авторитетом для родителей. Как мы знаем, авторитет зарабатывается временем, а пока это время пройдёт, момент упущен. Пока педагог молод и не имеет опыта, надо помнить, что вы профессионал своего дела и в любом случае, как бы не был старше вас родитель, вы знаете больше, чем он. Как и что надо делать в обучении игре на фортепиано вы тоже знаете лучше. Но к этому осознанию надо добавить ещё собственное отношение к работе: ответственно и честно выполнять работу, быть заинтересованной в каждом своём ученике, вникать глубоко в работу.

Требования к педагогу:
Педагог должен быть искренним с детьми, не жалеть своего времени, бескорыстным. Успех в работе будет только тогда, когда ты работаешь с полной самоотдачей. Вообще, когда одной из профессиональных задач является воспитание, значит это должно быть похоже на воспитание собственного ребёнка. Только разница в том, что своего ты любишь, а к ученику – это другая любовь, профессиональная или любовь к профессии: стремление вырастить, развить, воспитать, это желание получить определённый результат, который у каждого ребёнка – свой. Можно сказать, что настоящий педагог наслаждается процессом, а потом и результатом. В нашей профессии, наверное, надо быть бескорыстным.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Деловой этикет: основные правила и принципы кратко | Мини-исследование на тему: «Роль руководителей в повышении творческой активности деятельности педагогов и учащихся»
Опубликовано: 1567 дней назад (10 января 2020)
Просмотров: 1618
Рубрика: Методика
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!