Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мини-исследование на тему: «Роль руководителей в повышении творческой активности деятельности педагогов и учащихся»

Роль руководителей в повышении творческой активности деятельности педагогов и учащихся
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Понятие терминов «Творческая активность», «творческая деятельность».
3. Основные задачи руководителей в работе над повышением активности деятельности педагогов и учащихся.
4. Виды мотивации, необходимые для повышения творческой активности деятельности, создаваемые руководителем.
5. Внутренние виды мотивации.
6. Внешние виды мотивации.
7. Вывод.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Объект мини-исследования: образовательный процесс как объект творческого взаимодействия руководителя с педагогами и учащимися.

Цель мини-исследования: выявить роль руководителей в повышении творческой активности деятельности педагогов и учащихся.

Задачи мини-исследования:
1. Определить виды мотивации, используемые руководителями в повышении творческой активности деятельности педагогов и учащихся.
2. Определить способы воздействия на педагогический коллектив.
3. Определить условия для создания мотиваций, направленные на повышение творческой активности сотрудников и их подопечных.
4. Сделать вывод, определяющий эффективность всех видов мотивации, которые применяет руководитель для достижения поставленной цели.

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон

Творческий потенциал личности является важным фактором, обеспечивающим поступательное развитие общества, уровень его благосостояния и развития в целом. В связи с этим, сегодня требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса подготовки педагогов с высокоразвитым творческим потенциалом, способных успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, воспитывать потребность в развитии творчества личности каждого ученика. Поэтому, одна из важных тенденций развития образования состоит в пересмотре самой концепции организации профессиональной подготовки специалистов, ориентированной на развитие его личностно-творческого потенциала.

Что же такое творческая активность?
Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Творческая активность необходима в учебной деятельности, значит, существует понятие творческой деятельности в педагогике, а значит в образовательном процессе.

Творческая деятельность в образовательном процессе — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Таким образом, педагогическое творчество - это компонент профессионально-педагогической культуры и в коллективе он не возникает сам по себе. Для его развития необходимы: благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения.

Это основная задача, которую решают директор школы и его заместители при выполнении функции руководства: формирование коллектива, способного творчески подходить к осуществлению и развитию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Таким образом, руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника к творчеству, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. «Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу».

Какими особенностями эмоционально-волевой сферы должна обладать творческая личность педагога?
• способность концентрировать творческие усилия,
• упорство,
• склонность к разумному риску,
• смелость и независимость в суждениях,
• оптимизм, высокий уровень самооценки,
• стремление и потребность внедрять новое.

Научить решать задачи может только педагог, владеющий эвристическими и логическими действиями.
Чтобы получить такого преподавателя в современной школе, его нужно растить, воспитывать, развивать и создавать условия для творческого роста.

Для этого руководителю необходимо быть психологически компетентным, высоко оценивать важность мотивирования подчинённых, а главное – практически владеть приёмами мотивирования.

Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели.

Виды мотивации, необходимые для повышения творческой активности деятельности, создаваемые руководителем:
Руководитель имеет дело с двумя главными видами мотивации: внутренними и внешними.
1. Внутреннее вознаграждение даёт сама работа, например, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающее в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение.
2. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а даётся организацией. Это – продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание. Один из наиболее мощных инструментов – это программа оплаты и стимулирования труда. Денежное вознаграждение и другие компоненты компенсации обеспечивают необходимые условия выживания, развития работника, проведения им досуга в настоящем, а также уверенность в будущем, развитие и высокое качество жизни в расчёте на перспективу.

К внутренним видам мотивации можно отнести определённые условия, созданные руководством в организации.
1. Положительный психологический климат – важнейшее условие развития творческого потенциала педагогов.

Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. В результате удовлетворенности педагога условиями своей работы реализуется его творческий потенциал.
Изучение психологического климата в коллективе и его оценка осуществляются с помощью нескольких методов. Один из них – анкетирование. Для его проведения членам коллектива выдают анкеты, в которых необходимо дать оценку данным утверждениям.

Каждый отдельный человек ориентирован на определенную систему ценностей, т.е. у каждого своя ценностная ориентация. Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно – ориентационное единство коллектива (ЦОЕ).

Если коллектив обладает ЦОЕ, то профессиональные межличностные отношения членов коллектива упорядочены. Люди, вовлеченные в процесс решения групповых задач, все свои внутренние проблемы ставят на второй план, в ходе активной работы почти не остается времени и места для личных переживаний. Доказано, психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в творческой деятельности:
• готовность к постоянной инновационной деятельности,
• принятие нестандартных решений,
• инициативность и активность,
• готовность к непрерывному повышению квалификации.

В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным – создавать творческую атмосферу, стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к эмоциональному и творческому выгоранию.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Здесь на помощь придёт применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т.п.).

2. Формы самовыражения педагога, внедряемые руководителем для повышения творческой активности деятельности педагогов и учащихся:
a) Предоставление возможности регулярно повышать квалификацию. Направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности. Разработка индивидуальных маршрутов повышения профессионального уровня педагогов.
b) Привлечение к участию в инновационных проектах. Например: музыкальные проекты приносят свои образовательные результаты и социальные эффекты. Действующая система приобщения к музыке через организацию общественно – полезной деятельности участников творческих коллективов школы вызывает интерес и понимание со стороны педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, способствует успешной интеграции ребенка в мир социальных отношений и пропаганде детского самодеятельного и профессионального художественного творчества.
c) Выход на новый уровень корпоративной культуры. Организация тематических праздничных мероприятий, организация выездов работников школы в театры, музеи, концертные залы.
d) Предоставление возможности реализовать себя в качестве лидера группы педагогов (заведующий отделом), решающего общую проблему.
e) Привлечение к участию в профессиональных конкурсах, выставках, фестивалях.
f) Развитие внутришкольного методического движения. Например, организация школьного конкурса методических работ и открытых уроков.
g) Включение в коллективную деятельность в составе творческих групп (т.е. участие в работе педагогических советов, методических объединений, в концертной и просветительской деятельности ДШИ).
h) Обеспечение возможности публикаций творческих работ педагогов, продолжение проведения на базе школы научно-методических семинаров по обмену опытом.
i) Введение внутришкольной системы наставничества для адаптации и профессионального становления молодых педагогов. Эта система поможет сформировать профессиональную уверенность, которая так необходима для развития творческого потенциала начинающих педагогов.
Одни из форм предполагают взаимосвязь педагогов и учащихся, ведь всё это является составляющими образовательного процесса, другие – влияют на повышение творческой активности деятельности учащихся опосредованно, т.е. развивается педагог и развиваются его подопечные. Таким образом, развитие творческой педагогической среды обеспечивает возможность личностного роста обучаемых.

Внешнее создание условий труда
• Создание современной материально – технической базы, необходимой для реализации различных форм самовыражения.
• В плане школы должно быть создание локальной сети. Должен существовать и работать школьный сайт.
• Оформление наглядных материалов. Доска почёта и достижений, иллюстрирующих профессиональные достижения преподавателей:
К внешним видам мотивации можно отнести непосредственное влияние руководителя на педагогического работника – административная мотивация.
1. Формы административной мотивации.
Руководители будут использовать программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности организации.

Одной из форм создания условий для повышения творческой активности деятельности педагогов является продвижение в должности, которое дает и более высокую заработную плату, и интересную содержательную работу, а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу.

При создании системы мотивации персонала необходимо учитывать следующие аспекты: люди, работая в организации, стремятся чего-либо достичь или избежать, реализуя собственные интересы; ввиду более простой определенности и ясности материальных потребностей часто разрабатываются только материальные стимулы, а весь спектр стимулирования не используется. Не существует оптимальных методов мотивации, поэтому руководитель должен использовать весь комплекс элементов мотивационного механизма. Таким образом, мотивация труда важнейший фактор результативности работы, определяющий какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности. В основе мотивации лежит стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и достижению ими как личных целей, так и целей всей организации.

Методы мотивации управления.
a) Материальный метод – метод, в котором применяется система стимулирования сотрудников, основанная на теории подкрепления. Подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием.
b) Целевой метод – это метод регулирования поведения сотрудников с помощью постановки целей, или управления по целям. Под этим методом подразумевается то, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника. Постановка цели предполагает процесс планирования на самом низком уровне: руководитель подразделения – исполнитель.
c) Метод обогащения работ, в основе которого лежит изменение характеристик работы. Нужно предоставить сотруднику разнообразную, значимую, самостоятельную работу, которая давала бы возможность творчества, роста, ответственности, самовыражения. Передача дополнительных полномочий.
d) Метод соучастия - метод вовлечения работников в управление, то есть их участие в совместном принятии решений.

Трудно выделить наиболее эффективную форму мотивации, подходящую для одного коллектива. Это связано с тем, что коллектив - это многообразие людей, которые различаются в своём отношении к различным формам поощрений: то, что эффективно срабатывает по отношению к одному работнику, оказывается малодейственным по отношению к другому. В реальности, профессиональные стимулы носят комплексный характер и не сводятся к какой – либо единственной форме вознаграждения.

Вывод
В результате применения руководителем системы мотивации в ДШИ, можно утверждать, что подводя итоги работы школы, повысится уровень самореализации и саморазвития как самих преподавателей, так и учащихся, а, следовательно, это будет способствовать повышению творческой активности деятельности педагогов и учащихся.

Заключение.
Одним из наиболее важных для педагогической деятельности принципов является принцип сотворчества. Именно в процессе взаимодействия между всеми специалистами образовательного учреждения последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Достигается общая цель, т.е. цель, намеченная в программе развития организации. Можно считать, что все лучшее, созданное в образовательном учреждении, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом реализуется ценность творчества индивидуальной личности.

А главная задача руководителя – воодушевить людей, сформировать у них настрой на повышении творческой активности деятельности, готовность приложить максимум усилий для достижения намеченной цели.

Рекомендуем посмотреть:

Методическое пособие для преподавателей вокала Экспресс-викторина для проведения технического зачета в школе искусств Лекция - концерт в детской школе искусств. Сценарий Правила правильного пения для детей
Сотрудничество с родителями в ДШИ | Методический анализ работы над произведением Чайковского "Старинная французская песенка"
Опубликовано: 1804 дня назад (14 января 2020)
Просмотров: 1722
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!