Методический анализ произведения П.И.Чайковского из «Детского альбома» «Старинная французская песенка»
Трудно сказать что-то новое про исполнение и работу над произведениями П.И. Чайковского, тем не менее, эта тема до сих пор волнует многих педагогов, это доказывает существование нескольких методических работ об исполнении произведений из «Детского альбома». Издание 2000г. Е.И. Захаренковой, Издание 2003г. И.В. Малининой, 2006 г. С.А. Айзенштадта, 2011 г.Н.П. Корыхаловой. Я и не ставлю целью выявить новые виды работы, цель моей работы проанализировать имеющуюся информацию на эту тему и обобщить опыт своей работы и работы других педагогов над произведением.
Я хочу уделить внимание детальному методическому разбору одного из лирических произведений «Детского альбома» П.И.Чайковского «Старинная французская песенка». К таковым, мы знаем, относятся «Итальянская песенка», «Шарманщик поёт». Все они объединены тем, что в их основе, как правило, лежит простая, часто подлинная народная мелодия, сопровождаемая незатейливым аккомпанементом, который имитирует характерное звучание какого-нибудь аккомпанирующего инструмента. Почему я выбрала именно эту пьесу? Потому, что её выразительная мелодия и очень прозрачное сопровождение делает её благодарным материалом для приобретения первых навыков исполнения кантилены.
Все мы знаем, что отличительная черта русских композиторов – широта мелодии, поэтому это произведение маленький ученик должен играть, как взрослую арию. В этом заключается трудность исполнения «Старинной французской песенки».
Существует ряд технических трудностей, овладев которыми ученик приобретёт разные пианистические навыки, помогающие ему в дальнейшем исполнять музыку такого плана.
Каковы же основные трудности при работе над пьесой?
1.
Авторские и редакторские лиги, соотношение веса между тактами в первом предложении, от которых зависит правильное интонирование основной мелодии.
2. Полифоничность – одно из главных свойств мышления композитора, которая раскрывается полно именно в лирических пьесах.
3. Оркестровая природа изложения музыкального материала, которая ставит перед пианистом ряд конкретных задач: выбор туше, приёмов артикуляции, близких по характеру звучания к манере игры на струнных инструментах оркестра.
4. Исполнение каденций.
Поговорим о лигах, потому что от их правильного прочтения зависит интонирование мелодии. В первом двутакте лига заканчивается перед кульминационной нотой «Ре». Во втором двутакте конец лиги совпадает с концом мотива и фразы. Понятно, что цезуру после лиги в первом случае делать нельзя, она разорвёт мотив. Эта лига нужна для подчёркивания кульминационного значения последнего звука – она как бы берётся на новый смычок, чуть подчёркивается. Во втором двутакте лига указывает на смягчение, «выдох фразы». Конечно, мы пользуемся при работе с учениками редакцией Артоболевской, в которой она ставит длинные фразировочные лиги поверх мелких лиг автора. С методической точки зрения она права. Таким образом, она подчёркивает суммирующий характер второго четырёхтакта. По – мнению А.Алексеева, важно, чтобы ученик чувствовал завершающий характер второго четырёхтакта, доказывающего начатую мысль в первых двутактах. В первом предложении есть ещё короткая лига, связывающая конец предложения с затактом – это разделительная лига, как в «Камаринской». Но «смычковые» авторские лиги тоже важны. Они отражают более тонкие закономерности вокально-декламационной манеры интонирования кантиленой музыки композитора.
В методическом разборе Натальи Корыхаловой большое внимание уделяется распределению тяжёлых и лёгких тактов.
Для более выразительного исполнения мелодии всегда помогает сочинение слов к мелодии произведения. В этой пьесе это возможно сделать вместе с самим учеником, а можно воспользоваться готовыми. Тексты имеются в издании «Детского альбома» с подтекстовкой В.Лунина, у самого Чайковского имеется текст. П.Чайковский использовал тему «Старинной французской песенки» в опере «Орлеанская дева». В тексте говорится о том, как король Франции, в печальных раздумьях о судьбе своей страны, слушает пение менестрелей. Можно предложить ученику такой вариант содержания: дети остались сиротами, и пошли по миру искать счастье. Слова: «покинул отчий дом, бреду в краю родном….». Сочинять слова можно совместно с учеником, прямо на уроке.
Для более выразительного и гибкого исполнения мелодии следует её поучить по 2 звука: от слабого к сильному – всё это с остановками. Тогда не будет звукового «забора» и быстрее удастся сложить звуки во фразу. Чем длиннее лига, тем больше интонаций по две.
Работа над полифоническим изложением музыкального материала – эта одна из главных задач в работе над этой пьесой.
Способы работы над двухголосьем в левой руке:
1. Играть два голоса в левой руке и петь бас голосом, тянуть его, много раз повторив на фоне тянущегося «соль» мелодию среднего голоса.
2. Держать бас левой рукой, а правой играть средний голос.
3. Средний голос играть приёмом стаккато на фоне тянущегося «соль», подобно скрипкам «pizzicato».
4. Бас тянуть пальцем, а средний голос петь.
5. Нельзя пройти мимо тонко выписанных Чайковским различий между тактами 2,4,6. Басовое «соль» - синкопа, требующая весомого прикосновения. В такте 2 надо сделать небольшой замах мизинцем, продолжая держать терцовый тон си-бемоль; в такте 4 – такой же замах 5 пальца, но уже си-бемоль не держится, а плавно «переливается» в соль-синкопу. В такте 6 «соль» превращается в мягкое окончание мотива, поэтому должна прозвучать без опоры.
6. Очень частая ошибка у учеников слишком рано поднимать 5 палец с баса или делать это раньше времени. Здесь важно, чтобы ученик понимал и умел приподнимать палец, не отрывая его от клавиши, тогда будет настоящее легато.
7. Ещё важно обратить внимание в среднем голосе на плавное «перетекание» си–бемоля (половинная длительность) в ми-бемоль.
Способы работы над трёхголосьем:
1. Дуэт баса и мелодии. Это главное, что надо услышать в результате.
2. Бас + мелодия + средний голос «внемую». Такой способ нужен для того, чтобы ученик мог умело распределять вес в одной руке для двух голосов в одновременности. Средний голос должен, как будто «убаюкивать», «скользить».
3. Бас + мелодия + средний голос приёмом стаккато (только восьмушки и четверти), его можно ещё спеть. Приём другой инструментовки.
4. Два голоса в левой руке играть, а мелодию петь самому.
Во II части произведения стоят другие задачи:
Здесь аккомпанирующая левая рука превращается в «пиццикато» струнных или гитарные переборы, подобно звучанию старинной лютни, учтём, что это старинная песня. Ученик должен научиться лёгкому щипковому исполнению, цепкими пальцами, даже не пальцами, а их кончиками.
Нельзя забывать, что это сопровождение к мелодии, поэтому исполнитель должен слышать и регулировать баланс между руками.
Способы работы:
1. Бас + три оставшихся звука берутся аккордом, ведь это арпеджированные звуки.
2. Приём легато.
Эти два способа помогут быстрее запомнить аппликатуру и интервальный состав аккомпанемента.
3. Бас + мелодия.
4. Бас + мелодия, а оставшиеся звуки играть «внемую» (способ, помогающий правильно распределить вес между руками).
5. Мелодию здесь тоже стоит тоже поучить маленькими мотивами от слабой доли к сильной (для гибкости звучания).
Каденции:
Типичная ошибка маленьких музыкантов: удлинение шестнадцатой ноты, превращение её в восьмую.
Способы работы:
1. Считать на слоги «та-та» шестнадцатыми нотами.
2. Сочинить с учеником разные варианты мелодии после первой ноты.
3. Подобрать слова, например: «всё, конец» - тогда слитность шестнадцатой с последующим звуком ощутится сама собой.
Конечно, вся эта работа должна вестись регулярно и систематически, до самого выступления. Только тогда будет нужный результат. Нельзя забывать напоминать ученику, что исполнять пьесу надо подобно арии, очень певуче.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе