Эссе на тему: «Деловой этикет и регламентация поведения»
«Этикет должен формировать гармоничные отношения между людьми и регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях»
Конфуций.
«Этикет – это умение зевать с закрытым ртом»
Г.Прокноу.
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»
Д.Леббок.
В этих высказываниях очень ёмко выражена суть
понятия «этикет». И по именам тех, кто высказывался, можно догадаться, что этика - древняя наука, возникла как составная часть философии в период становления рабовладельческого общества. Термин «этика» ввёл один из её основателей древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, этика помогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться.
Общепринятый этикет помогает в общении людям разного уровня, принадлежащим к различным социальным группам. При этом они используют готовые формы коммуникации. В современном мире интерес к этике и этикету усилился в связи с проблемой психологических взаимоотношений в коллективе, влияющих на успех деятельности организации. Когда в деловой сфере возникают конфликты, всё чаще разрешение их ведется путем деловой беседы, переговоров. В связи с этим возникло понятии делового этикета – это один из видов традиционных этикетов. Нормы поведения в мире деловых людей принято называть деловым этикетом.
Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (свободе, справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных - организованности, высоком дизайнерском уровне). Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.
Руководителю необходимо быть специалистом не только в менеджменте, но и специалистом в деловом общении, чтобы эффективно управлять. Следование правилам этики делового общения является залогом успеха в работе с любым коллективом, в том числе и с педагогическим. Здесь хочется сделать акцент на знание законов делового общения. Это понятие можно разделить на знание форм, задач, механизмов воздействия, этапов общения. Деловая беседа является зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее.
Одна из главных задач деловой беседы - убедить партнера принять конкретные предложения. А для этого надо использовать
формы делового общения:
1. деловая беседа,
2. деловые переговоры,
3. деловые совещания,
4. публичные выступления.
Например, если надо обсуждать или убеждать весь коллектив, для этого проводят деловое совещание, беседу проводят с одним человеком и т.д.
Механизмы воздействия в процессе общения можно разделить на следующие виды:
1.
Внушение. Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Это, на мой взгляд, не очень эффективный механизм воздействия, т.к. он носит авторитарный характер, а любое насилие подразумевает последующий бунт. Такой результат не нужен.
2.
Убеждение. Такое воздействие построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Такой способ помогает изменить мнение человека на противоположное, если аргументы продуманы и имеют под собой смысл и основание. Тот, кто убеждает, должен профессионально и свободно владеть информацией и заранее всё обдумать.
3.
Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Такой способ имеет место быть в том случае, если руководитель или коллега уже имеет большой авторитет, для новичка такой способ воздействия не подойдёт.
4.
Заражение. Его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или психического настроя. В этом случае руководитель или коллега обладает талантом «вести за собой», его речь должна иметь большой эмоциональный накал, он должен сам верить в то, к чему призывает.
В любой форме деловой беседы необходимо придерживаться основных этапов, особенно, когда общение происходит в форме делового совещания или публичного выступления, для более чёткого изложения мысли.
Основными этапами деловой беседы являются: начало беседы; информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решений; завершение беседы.
В каждом отдельном случае необходимо знать
правила вербального этикета, связанного с манерами и формами речи, словарным запасом, т. е. со стилем речи, принятым в общении круга деловых людей. Кроме этого в этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней, улыбаться людям – всё это есть правила искусства «нравиться», которые предложил Американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей». Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров – это называется телефонным этикетом. Важно знать правила этикета делового письма, который тоже должны знать сотрудники образовательной организации, особенно её руководители.Современный деловой человек должен уважать себя как личность и с уважением относиться к другим, проявляя в деловом взаимоотношении терпимость, деликатность, тактичность, доверять не только себе, но и своим коллегам, должен быть убежден, что честь превыше достижения каких-либо результатов. А также признавать неизбежность конкуренции, но признавать необходимость сотрудничества, ценить свободу своих профессиональных действий и свободу действий коллег. Уметь рисковать и брать на себя ответственность за все принимаемые решения, выполнять обещания в срок, не оправдываться, а определять конкретные сроки.
Таким образом, деловой этикет состоит из множества отдельных деталей и элементов, которые говорят о профессионализме организации. В современном обществе в трудовых отношениях необходимо использовать приёмы делового общения, для достижения наилучших результатов. В каждом отдельном случае применяются свои правила и принципы.Знание делового этикета придает человеку уверенность при взаимодействии с коллегами. Умение пользоваться нормами дает возможность избежать ошибки, при совершении которых портрет субъекта становится отрицательным. Правила поведения необходимо использовать всегда, тогда они дойдут до автоматизма, и не будут требовать постоянного размышления о том, как себя нужно вести в обществе.
Как говорят, «Воспитанный человек – не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия для школьников по теме: Этикет, вежливость
Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет
Воспитательный час для выпускников 9 класса. Этикет. Конспект
Похожие статьи:
Правила поведения в обществе для младших школьников
Как правильно сервировать стол. Полезные советы и рекомендации для школьников
Как принимать гостей? Полезные советы и рекомендации для школьников
Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками
Этикет для школьников. Правила поведения в компании