Методическая разработка открытого занятия учебной практики по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» по теме «Приготовление рассольника «Ленинградского»»
Введение
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и качества обучения.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от обучающегося преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
• в качестве части урока (при работе с терминами);
• словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования);
• словарный аукцион: побеждают те, кто больше знает названий (сырья, оборудования, технологических процессов и т.д.) и назовет это название последним;
• дидактические игры на распознавание различного сырья: определение овощей круп на ощупь, определение овощей, фруктов, зелени по запаху и т.д;
• словесные игры: устная презентация приготовленных блюд, где обучающиеся учатся не только описать свое кулинарное творение, опираясь на имеющиеся знания и умения, но и учатся рекламировать его потребителю.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива обучающихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого обучающегося.
Цель моей работы: развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ, интереса к обучению, к профессии, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, создание среды в которой обучающиеся с ОВЗ благополучно социализируются, реализуют себя как полноценная, успешная личность.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым обучающимся;
- развивать у обучающихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
- сохранить здоровье обучающихся на период обучения в техникуме;
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности обучающихся, формируя способность к саморазвитию.
Применение игровых технологий на теоретических занятиях и занятиях учебной практики позволяют мне решать вышеуказанные задачи и добиваться своей цели.
План открытого занятия учебной практики Профессия: Повар, кондитер Раздел: «Заправочные супы» Тема занятия: «Приготовление рассольника Ленинградского» Цели занятия: 1. образовательные:
- дать представление обучающимся о разнообразии видов рассольников;
- актуализировать и закрепить знания обучающихся о подготовке сырья к технологическим процессам и о технологии приготовления рассольника Ленинградского;
- сформировать первичный практический опыт о обучающихся по приготовлению рассольника Ленинградского. 2. развивающие:
- способствовать формированию у обучающихся умений организовать собственную деятельность и осуществлять самоконтроль;
- способствовать развитию у обучающихся профессионально-важных качеств: глазомер, координация движения;
- развивать умения рассчитывать необходимое количество продуктов; 3. воспитательные:
- способствовать формированию у обучающихся интереса к избранной профессии;
- способствовать воспитанию трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность за качество выполненной работы (приготовленных блюд). Каждый обучающийся должен: иметь практический опыт:
• обработки овощей, обработки мяса, приготовления бульонов;
• по приготовлению рассольника; уметь:
• проверять органолептическим способом качество мяса и годность овощей и круп;
• выбирать производственный инвентарь и оборудование;
• оценивать качество готовых блюд; знать:
• правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним;
• последовательность выполнения технологических операций при подготовке;
• требования к качеству сырья, готовых блюд;
• правила проведения бракеража;
• способы сервировки и варианты оформления. Тип занятия: Урок по выполнению сложных комплексных работ. Методы обучения:
1. Словесные: беседа, диалог, опрос, инструктаж;
2. Наглядные: метод демонстраций, наблюдение;
3. Метод стимулирования и мотивации учения: познавательные игры.
4. Практические: метод упражнений, методы выполнения производственных заданий (репродуктивный /метод формирования умений/ и продуктивный / метод применения полученных знаний и умений/) под руководством мастера и самостоятельно,
5. Методы контроля и самоконтроля в обучении: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, метод устного контроля и самоконтроля. Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Межпредметные связи:
«Кулинария», «Физиология питания, санитария и гигиена», «Оборудование предприятий общественного питания». Материально-техническое обеспечение занятия:
- оборудование: производственный стол, электроплита;
- инвентарь: разделочная доска, нож, кастрюля, сковорода, половник, столовая ложка, сотейник, суповая тарелка, миски;
- сырьё: мясо, картофель, крупа перловая, огурцы соленые, лук, морковь, томатная паста, огуречный рассол, жир, специи, сметана, зелень. Комплексно-методическое обеспечение: опорный конспект, инструкционно-технологическая карта, сборник рецептур, раздаточный материал.