Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Труд в природе» с детьми средней группы
Автор: Косенко Ольга Леонидовна, воспитатель МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги.
Данный материал будет полезен воспитателям средних групп ДОУ.
Цель: воспитание у детей основ экологической культуры.
Задачи:
1. Углублять и конкретизировать знания детей об овощных культурах. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи об условиях роста растений.
2. Закреплять знания структуры трудового процесса рыхления и поливки растений. Обучать практическим навыкам ухода за овощными культурами.
3. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление.
4. Воспитывать любовь к природе, осознанное бережное отношение к ней; трудолюбие.
Средства обучения: магнитофон, аудиозапись песни «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского; садовый инвентарь: тяпка, палочки с заостренным концом, ведро с водой, большая лейка, маленькие лейки, пакет для мусора.
Предварительная работа: просмотр развивающего видео «Что растет в огороде», рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, чтение художественной литературы по теме, дидактические игры «Что растет на огороде?», «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Вершки и корешки», разучивание текста физминутки «Репка», подвижной игры «Повар и овощи», русской народной игры «Капуста».
Садовый инвентарь
Форма организации детей:групповая, подгрупповая.
Ход мероприятия:
Организационно-мотивационная часть.
Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью на прогулочном участке группы. К участку подходит Лунтик (родитель в костюме Лунтика).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!
Лунтик здоровается. Дети подходят к Лунтику, приветствуют его.
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик! Мы очень рады, что ты снова к нам пришел, поиграешь с нами?
Лунтик: Конечно, я с удовольствием с вами поиграю, только вот у меня проблема, мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Лунтик, расскажи нам, что у тебя случилось.
Лунтик: Ребята, я решил вырастить на своем огороде любимые овощи, посадил семена и рассаду. Но дни проходят, а семена очень плохо всходят и рассада погибает, становится вялой и бледной. Ничего не понимаю, почему? Я так мечтал вырастить вкусные и полезные овощи.
Воспитатель: Лунтик, а как ты ухаживаешь за своими растениями?
Лунтик: А за ними надо ухаживать? Но я не знаю как. Я просто жду, когда они вырастут.
Воспитатель: Ребята, а вы что скажете?
Дети предлагают научить Лунтика ухаживать за растениями, рассказать и показать ему трудовые операции.
Воспитатель: Правильно, ребята! Предлагаю взять садовый инвентарь и всем вместе пройти к нашему огороду.
Воспитатель, младший воспитатель, Лунтик и дети под звучание песни «Вместе весело шагать» отправляются на огород.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы с вами пришли?
Дети: Мы пришли на наш огород.
Воспитатель: Правильно. Ребята, скажите, что растет на нашем огороде?
Дети: Помидоры, огурцы, сладкий перец, свекла, морковка, укроп, петрушка.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Летом выросла…(капуста).
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную…(морковку).
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не промокла
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я…(свекла).
Летом в огороде – свежие зеленые,
А зимою в бочке – желтые соленые.
Отгадайте молодцы,
Как зовут нас?.. (огурцы).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Лунтик: Какой замечательный у вас огород!
Воспитатель: Да, Лунтик, весной мы с ребятами хорошо потрудились: вскопали землю, высадили рассаду, посеяли семена. Рассада окрепла, семена взошли. Но для того, чтобы растения росли и развивались нужно хорошо и правильно ухаживать за ними.
Посмотрите, на этой грядке у нас взошли семена свеклы, Но все ли всходы одинаковые? Присмотритесь внимательно!
(Ответы детей). Верно. Среди всходов свеклы есть другие растения. Сравните их по форме. Эти растения – сорная трава. Вот это – пырей, это – лебеда, а это – одуванчик. Сорняки мешают развиваться овощным культурам. Они забирают из почвы влагу, питательные вещества. Что же делать, как помочь растениям? Как вы думаете?
(Ответы детей). Правильно, надо убрать их - прополоть грядку. Как это сделать? Сорную траву нужно взять за стебель у самой земли, немножко раскачать и выдернуть, стряхнуть землю с корней. Если корень не выдергивается, надо палочкой разрыхлить землю у корня. Пропалывать огород легче, когда земля влажная. Сорванные сорняки нужно убрать в пакет для мусора, чтобы на огороде был порядок.
Воспитатель показывает, как правильно пропалывать грядку и предлагает детям и Лунтику сделать это самим.
Воспитатель: Ребята, что же еще необходимо для того, чтобы растения росли и развивались?
Дети: Тепло, воздух и вода.
Воспитатель: Совершенно верно. Солнце летом дает тепло, необходимое для растений. Но растениям нужен еще воздух. Посмотрите на грядку, где растет свекла. После дождя на земле образовалась корочка. Как вы думаете, воздух хорошо проходит к корням?
(Ответы детей). Конечно, нет. А мы можем помочь растениям?
Дети: Нужно разрыхлить землю вокруг всходов.
Воспитатель: Правильно. Для этого нам понадобится садовый инвентарь. Землю можно рыхлить тяпкой (показ тяпки) или палочками с заостренным концом. Сегодня земля влажная после дождя, поэтому рыхлить ее будет несложно. А вот если земля сухая, то лучше накануне полить ее. Рыхлить землю надо аккуратно, чтобы не повредить корни растений. Сейчас я покажу вам как это надо делать, а потом вы попробуете сделать это сами.
Воспитатель показывает, как правильно рыхлить землю. Затем дети и Лунтик повторяют действия.
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в
игру «Репка».
Дети повторяют за воспитателем слова с движениями.
РЕПКА
Репку мы сажали,
Потом поливали.
Вырастала репка большая и крепкая.
Репку мы потянем,
В кастрюле ее сварим.
Станем мы от репки здоровыми и крепкими.
Воспитатель: Ребята, мы с вами пропололи грядку, взрыхлили землю, а теперь польем наши всходы. Что нам для этого нужно, как вы думаете?
(Ответы детей). Конечно же, нам понадобятся лейки и вода. Поливать растения тоже нужно правильно. Лейка обязательно должна быть с ситечком. Лить воду надо низко к земле. Лейку нужно держать обеими руками боком к себе и двигаться вперед. Поливать нужно сначала одну сторону, затем другую, чтобы не размыть корни растений. Посмотрите, как я это делаю.
Воспитатель большой лейкой поливает часть грядки.
Воспитатель: Сейчас я налью воду в лейки, и вы попробуйте сами полить грядку.
Воспитатель наливает воду в лейки из ведра и предлагает детям полить грядку.
Воспитатель: Теперь проверим, достаточно ли мы полили грядку или надо сделать это еще раз.
(Проверяется палочкой). Земля хорошо пропиталась, поливать достаточно.
Лунтик: Теперь мне понятно, почему моя рассада так плохо растет и не всходят семена.
Спасибо вам!
Воспитатель: Конечно, Лунтик, за растениями надо ухаживать. Ребята, давайте повторим, как надо ухаживать за растениями.
Дети: Пропалывать - убирать сорняки, рыхлить землю, поливать! Растения живые! Чтобы они не погибли, им нужна вода, воздух, свет и тепло.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно сказали.
Лунтик: Ребята, я придумал игру, давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы отвечайте какой сок, суп, салат из них можно приготовить.
Сок из морковки – морковный.
Сок из капусты – капустный.
Сок из свеклы – свекольный.
Салат из огурцов – огуречный.
Суп из гороха – гороховый.
Суп из картофеля – картофельный.
Лунтик: Молодцы, ребята! Как интересно и полезно я провел с вами время. Спасибо вам! Но мне пора уходить.
Лунтик прощается и уходит.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы сделали! Помогли Лунтику, хорошо потрудились. А вы как считаете? Что вам понравилось? Было вам интересно?
Ответы детей.
Воспитатель: У нас обязательно вырастет хороший урожай. А теперь давайте пройдем на спортивную площадку и поиграем.
Ребята с воспитателем по музыку уходят на спортивную площадку.Приложение 1
Игры на спортивной площадке.
Подвижная игра «Повар и овощи».
Цель: развивать общую моторику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Встают по кругу.
Начинаем мы играть.
Мы сейчас не малыши,
Взявшись за руки, подходят
А с базара овощи.
К центру круга и поднимают руки.
Повар начал борщ варить:
«В супе овощи должны дружить,
Мы такие дружные,
Потому что нужные».
Вправо, влево повернул,
Идут по кругу вправо, влево.
Повар их водой помыл:
«Вот какие чистые,
«Повар» ребром ладони
Овощи отличные!»
«разрезает» круг – «режет овощи».
Надо мелко порубить
И в кастрюлю положить,
А овощи катаются,
Дети – «овощи» разбегаются,
В нее не собираются.
Повар ловит их.
В стороне на полу лежит большой обруч – «кастрюля». Дети встают по кругу в центре площадки, выполняя движении по тексту, на слова «а овощи катаются, в нее не собираются» разбегаются, «повар» ловит их и «кладет» в «кастрюлю».
Подвижная игра «Садоводы и огородники».
Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На площадке лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
Русская народная игра «Капуста».
Цель: развитие ловкости движений.
Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин садится рядом с «капустой» и говорит.
Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы.
Заяц усатый, медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», - победитель.
Рекомендуем посмотреть:
Трудовое воспитание в детском саду
Конспекты летних прогулок в старшей группе
Экологическая беседа в старшей группе
Экологическое воспитание детей дошкольников (из опыта работы)