Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологический проект "Огород на окне" во второй младшей группе

Экологический проект «Огород на окне «Приходи ко мне лечиться..» с детьми второй младшей группы.
Автор: Косенко Ольга Леонидовна, воспитатель МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги.
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ.
Название: «Огород на окне «Приходи ко мне лечиться…
Тип: познавательно-исследовательский, групповой, средней продолжительности.
Участники: дети второй младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели.
Сроки: с 02.03.2020 по 31.05.2020.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Пояснительная записка
Познавательно-исследовательская деятельность – один из самых эффективных способов формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Данный вид деятельности развивает любознательность, формирует устойчивые познавательные интересы, умение самостоятельно добывать знания, достигать поставленных целей в процессе взаимодействия и сотрудничества. Задача взрослых, используя эффективные средства, удовлетворить детскую любознательность, присущую им от природы, поддержать интерес, нацелить на самостоятельный поиск ответов. Ведь самые прочные и ценные знания для ребенка – это знания, добытые самостоятельно, в ходе исследований, опытов, экспериментов, решения практических задач и проблем.
В процессе бесед с детьми, выяснилось, что дети нашей группы хорошо знакомы с названиями овощей, могут их описать. Но на вопрос о том, откуда берутся, как появляются большинство детей ответить затрудняются. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности развит еще слабо. На основании этого мы решили создать проект «Огород на окне». Во время реализации проекта дети получат возможность наблюдать за ростом и развитием растений, научаться понимать простейшие взаимосвязи в природе, познакомятся с факторами, необходимыми для выращивания овощных культур.
Цель: развитие познавательной активности детей посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи
1. Актуализировать знания детей об овощных культурах и лекарственных растениях. Дать представление о выращивании растений из семян, луковиц. Формировать у детей знания о необходимости наличия влаги, света, тепла, почвы для благоприятного роста и развития растений. Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.
2. Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. Повышать уровень компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Условия для реализации проекта
1. Заинтересованность детей и родителей.
2. Обеспечение разнообразия детской деятельности.
3. Обеспечение практическим материалом.
4. Методическое сопровождение проекта.
Методы
1. Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов по теме).
2. Словесные (ситуации-общения, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
3. Практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).
4. Использование элементов ТРИЗ (круги Луллия).
5. Метод игрового проблемного обучения (игровые проблемные ситуации).
Содержание плана деятельности реализуется в следующих направлениях
1. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность;
2. Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах;
3. Самостоятельная деятельность детей.

Планируемые результаты проекта
1. Педагогами созданы условия для познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Разработаны методические пособия и дидактический материал.
2. Дети расширили знания об овощных культурах и лекарственных растениях. Выяснили, что растения выращивают из семян, луковиц.
3. Посредством экспериментальной деятельности дети получили необходимые знания об условиях роста растений. Научились вести наблюдения, делать первые выводы и фиксировать результаты в дневниках наблюдений.
4. У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру и уважительное отношение к труду.
5. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
6. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
7. Сформированы партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Итоговое мероприятие: развлечение для детей «В гостях у Айболита».
Продукты проекта
1. Рассада для объектов экологической тропы «Огород», «Зеленая аптека».
2. Презентация «Наш огород на окне».
3. Памятка для родителей «Как организовать огород на окне дома».
4. Буклет для родителей «Лекарства с грядки».
5. Выставка детских работ.
6. Выставка книжек-самоделок, изготовленных детьми и родителями «Забавные овощи», «Лекарственные растения».
Организация проектной деятельности
1. Подготовительный этап.
1. Обсуждение с детьми и родителями проблемной ситуации и составление плана действий.
3. Разработка методического сопровождения проекта.
4. Подбор демонстрационного и практического материала (семена овощей и лекарственных растений, контейнеры для выращивания овощей, грунт, атрибуты для оформления «Огорода на окне»).

2. Основной этап. Практическая деятельность по реализации проекта.
Познавательно-исследовательская деятельность.
НОД « Расскажем зайке, как живут растения», «Лекарства с грядки».
Рассматривание натуральных овощей, иллюстраций и фотографий дома и в детском саду.
Сбор сведений о любимом овоще и изготовление книжки-самоделки совместно с родителями.
Рассматривание и сравнение семян овощных культур и лекарственных растений: помидор, огурец, перец болгарский, свекла, ромашка аптечная, мята, календула, шалфей.
Опыты:
Опыт 1
Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
В два одинаковых контейнера посадили луковицы и поставили их на подоконник. В одном контейнере лук поливали, а в другом нет.
Дети сравнивают лук, выращенный в контейнерах: лук, который поливали – вырос длинный, сочный, крепкий зеленый. Дети характеризуют этот лук, рассказывают о нем. А во втором контейнере – лучок только проклюнулся. Он – короткий неуверенный, слабый.
Вывод: для роста растений нужна вода.
Опыт 2
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.
Один контейнер с луком помещается в темное место, а другой в светлое. В обоих случаях лук поливают. Дети сравнивают два лотка с луком. Характеризуют лук, выросший без света: побеги его длинные, но бледные, бесцветные; лук, выросший на свету – зеленый, сочный, крепкий.
Вывод: растения нуждаются в свете.
Опыт 3.
Цель: подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
В этом опыте предлагается сравнить контейнер с луком, выросшим на подоконнике, в теплой комнате, и лук, который вынесли на улицу в апреле месяце, там было холодно.
Дети рассматривают лук, выросший на подоконнике, характеризуют его: он зеленый. Сочный, длинный, густой. А в другом контейнере – он даже не проклюнулся, он просто замерз.
Вывод: зимой и ранней весной растения не растут на улице, им необходимо тепло.

Коммуникативная деятельность.
Составление описательных рассказов об овощах.
Разгадывание и придумывание загадок.
Беседы:
- Где живут витамины?
- Ах, картошка!
- Лакомство для зайчат.
- Огуречик, огуречик, ты совсем как человечек.
- Рассказ Чиполлино о своей семье.
- Что едят в сыром виде, а что в вареном?
- Что мы узнали из разговора семечка тыквы и семечка подсолнуха.
- Принцесса Ромашка и ее друзья.

Чтение художественной литературы:
- О. Бундур «В огороде», С. Иванов «Веселый огород», А. Береснев «Приходите в огород», «Огородница», «Женя-огородница», «Горох-хитрец», М. Садретдинов «Грядки», О. Григорьев «Лук», Р. Грановский «Луковка», В. Сабиров «Словно мячик», «Вестник лета», «На грядке все в порядке», «Помидоры», В. Вита «Зеленый телефон», Б. Салимов «Огурец», И. Мазнин «Что за дом?», З. Александрова «Картошка», Л. Некрасова «Огородники», И. Токмакова «Купите лук», Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде», Ю. Тувим «Овощи», русская народная сказка «Вершки и корешки», белорусская народная сказка «Пых», А.Н. Толстой «Мужик и медведь».

Игровая деятельность.
Проблемные игровые ситуации:
- «Почему у зайчика не выросла морковка, чем ему помочь?»
- «Что нужно купить в магазине для овощного салата?»
- «Как сварить вкусный борщ для кукол?»
- «У лисички горлышко заболело, что делать?»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Супермаркет», сюжет: «Овощной отдел».
- «Семья», сюжет: «Угостим гостей полезным и вкусным обедом», «Собираем урожай на даче»
- «Зеленая аптека», сюжет: «Лечимся без таблеток».
Театрализованные игры по мотивам русской народной сказки «Репка», сказки А. Н. Толстого «Мужик и медведь» (ролевые диалоги, режиссерские игры с фигурками настольного, пальчикового театра, театра на магнитах; игры-драматизации).
Дидактические игры:
- «Готовим витаминный салат» Цель: закрепить представление о полезных свойствах овощей.
- «Что растет на грядке, а что на дереве?» Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания).
- «Сварим суп из овощей и компот из фруктов» Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по способу применения).
- «Узнай овощ на ощупь» Цель: закреплять умение распознавать овощи с помощью одного из анализаторов.
- « Узнай овощ на вкус» Цель: закреплять умение распознавать овощи с помощью одного из анализаторов.
- Лото настольное «Овощи и фрукты» Цель: развивать быстроту реакции, мышление, внимание, выдержку.
- «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания о том, что у каждого овоща есть верхняя часть «вершки» и нижняя часть «корешки», съедобными могут быть и вершки и корешки. Закреплять представление детей об использовании овощей человеком.
- Круги Луилля: «Овощи» Цель: развивать умение детей описывать внешний вид (цвет, форму), место произрастания овощей.
- «Посади огород» Цель: закреплять умение ориентироваться на ограниченной поверхности, знать ее направления: в начале, в конце, в середине.
- «Для чего это нужно? Садовый инвентарь» Цель: Закреплять знания детей об орудиях труда.

Трудовая деятельность.
Выращивание рассады овощей и лекарственных растений:
- подготовка почвы для посадки семян;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка семян овощей и лекарственных растений;
- полив и рыхление;
- знакомство с моделью строения растений, кустарников, деревьев;
- наблюдение за первыми всходами и развитием растений; фиксирование результатов наблюдений в дневниках.

Двигательная деятельность.
Подвижные игры «Мыши в кладовой», «Посадка картошки», «Съедобное-несъедобное», «Собери урожай», «Садоводы и огородники». Русская народная игра «Капуста». Хороводные игры «Кабачок», «Урожай собирай», Пальчиковые игры «Мы капусту рубим, рубим…», «Чистим картошку». Физминутки «Репку мы сажали, потом поливали», «Репка», «Картошка», «Корзинка овощей».

Продуктивная деятельность.
Рисование «Хозяйка с базара однажды пришла…», «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам». Аппликация «Подкорми зайчика морковкой», «Чудо-овощи». Лепка «Забавный лучок», «Поможем Доктору Айболиту вылечить зверей».
Музыкальная деятельность.
Песни: «Веселый огород» (сл. и муз. О. Григорьева), «Соберем урожай» (сл. и муз. Г. Вихаревой). Слушание: «Во саду ли, в огороде… (рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева).

3. Заключительный этап.
Презентация проекта «Огород на окне «Приходи ко мне лечиться».
Развлечение «В гостях у Айболита».
Выставка детских и совместных детско-родительских работ.
Высадка рассады на объекты экологической тропы ДОУ «Огород», «Зеленая аптека».

По реализации проекта «Огород на окне «Приходи ко мне лечиться…» были получены следующие результаты:
1. Повысилась познавательная активность детей.
2. Дети познакомились с лекарственными растениями, расширили знания об овощных культурах.
3. У детей расширились представления о растениях, как живых организмах, условиях, необходимых для их роста и развития.
4. Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.
5. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Посадили огород.

Вот какую рассаду мы вырастили.

Рекомендуем посмотреть:

Проект по экологии для детского сада. Вторая младшая группа Экологический проект «Огород на подоконнике». Вторая группа раннего возраста Проект по экологии в детском саду во второй младшей группе Проект «Огород на окне» в детском саду во второй младшей группе
Дистанционное занятие по рисованию. Вторая младшая группа | Конспект ООД по экологии «Труд в природе» в детском саду в средней группе
Опубликовано: 1604 дня назад (1 июля 2020)
Просмотров: 1330
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Наталья Косарева # 2 июля 2020 в 22:33 0
Очень интересный и актуальный проект.!
Голосую!
Ольга Леонидовна Косенко # 2 июля 2020 в 22:50 +1
Здравствуйте, Наталья Николаевна! Большое спасибо за поддержку, комментарий и голос!
Светлана Константиновна Бычкова # 3 июля 2020 в 09:57 +1
Добрый день, Наталья Николаевна! Вы представили интересный экологический проект, увлекательный для детей данного возраста. Результат великолепный! Голос!
Ольга Леонидовна Косенко # 3 июля 2020 в 21:01 +1
Светлана Константиновна, здравствуйте! Спасибо за Вашу оценку! Благодарю за комментарий и голос!