Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание детей дошкольников (из опыта работы)

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Экологическое воспитание детей дошкольников
Автор: Сорокина Олеся Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО ДТДиМ Центра психолого-педагогической реабилитации детей "Орион" города Оренбурга.
Описание материала: Эта статья будет полезна и интересна педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям и всем тем, кого волнует проблема воспитания гуманизма в наших детях через воспитание у них экологической культуры.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания:
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Развивать эстетические чувства, умение замечать прекрасное, любоваться объектами природы, оберегать красоту и богатства родной природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать положительные эмоции по отношению к природе.
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
«Я узнал, что у меня
Есть огpомная семья -
И тpопинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое -
Это все мое, pодное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»

В настоящее время современный культурный человек – это человек, у которого воспитано чувство бережного отношения к природе, к окружающему миру, животным, растениям. Увы, с растущей цивилизацией, с развитием промышленности, науки и технического производства, интенсивным использованием для этого природных ресурсов проблема сохранения окружающей природы становится очень злободневной. Кроме того, в век высоких скоростей и технологий, постоянного цейтнота – порой нет времени на сочувствие, переживание, сострадание. Человек ставится в рамки жёсткого отношения к себе, к окружающим и даже близким. Конечно, нельзя забывать, что воспитание человечности начинается с самого раннего возраста. И экологическому воспитанию, экологической культуре человека отводится огромная роль.
Я хотела бы поделиться своим опытом воспитания неравнодушия к природе у детей среднего дошкольного возраста, с которыми работаю 5 лет.
Однажды весной, в мае, когда зацвели тюльпаны, мы решили с детьми и родителями сходить на экскурсию в лес. Пока добирались – на лужайках видели настоящие ковры из тюльпанов. Детям очень хотелось нарвать букеты, но мы – взрослые – рассказывали о том, что цветы своей красотой должны радовать всех, кто видит их, а сорванные в букете – они постоят один-два дня и завянут. А, кроме того, тюльпаны занесены в Красную книгу. (Сразу много вопросов, что такое Красная книга, кто выращивает степные тюльпаны). За рассказом не заметили, как дошли до конечной части маршрута. Остановились, организовали маленький завтрак. Вдруг, кто-то увидел, как к коробке с оставшимися недоеденными бутербродами подбежал, воровато озираясь, ёжик. Схватил кусочек хлебца и убежал. Заметили, что к рассыпанным крошкам подползли муравьи и начали уносить крошки. Мы стали рассказывать детям, что муравьи – санитары леса, а ходить по лесу нужно по тропинке, чтобы не раздавить муравьёв, чтобы не смять траву. После небольшого перекуса собрали все бумажки, пластиковые контейнеры и взяли с собой – нельзя засорять такую красивую природу, мы пришли к ней в гости. На прощание дети захотели оставить немного молочка ёжику, но потом подумали, что пластиковая миска, куда хотели налить молоко – это тоже мусор, а засорять природу мы не будем. Тогда решили оставить маленький кусочек яблока около пенька, откуда выбегал ёжик.
А потом, после того как вернулись, решили нарисовать, что запомнилось. Кто-то нарисовал тюльпаны, кто-то – ёжика, и даже был рисунок книги красного цвета – наверное, так представлялась Красная книга. Экскурсия всем понравилась. Решили, что обязательно сходим ещё! И, действительно, мы приходили в этот уголок леса ещё несколько раз, в разное время года. Мы приходили сюда за ягодами (у нас много ежевики в августе), и наша экскурсия называлась «Природные витамины». В июле мы организовали экскурсию на тему «Лесная аптека», где рассказывали о подорожнике, ромашке, клевере – лекарственных растениях. А однажды организовали экскурсию на сутки (заранее договорились с начальником детского загородного лагеря, переночевав там). Экскурсию мы назвали «Музыка леса». На вопрос «Есть ли музыка в лесу?» дети ответили, что никогда такого не слышали. И вот когда мы зашли в глубину деревьев, то в лесной тишине вдруг услышали свист и пение птицы. Может быть это соловей? Скорее всего – скворец-пересмешник, который имитирует пение многих птиц. А сколько было впечатлений, когда мы все слушали непрекращающееся ночное кваканье лягушек, которое они посвящают своим любимым! А потом мы вдруг увидели как по всему лесу, в ночной темноте – как будто кто-то накрыл землю сетью волшебных гирлянд с мелкими лампочками – это были светлячки!
А однажды мы увидели, как сломана ветка и содрана кора на нашей любимой берёзе. Решено было организовать «станцию скорой помощи». И на следующий день мы с детьми лечили «раненое» дерево – забинтовали ветку и намазали рану садовым варом.
А зимой дети спрашивали нас: «Как живётся лесу и птичкам зимой?» И тогда мы смастерили 3 кормушки из пятилитровых бутылок и снова посетили наш любимый уголок. Когда родители развесили и укрепили кормушки на деревьях, дети с радостью увидели, как слетаются синички и воробьи на пир из зёрнышек и крошек.
Наблюдая за лесом в разное время года, мы находили, что лес всегда красив и красив по-разному – то летним разнотравьем, то разноцветной палитрой красок осенней листвы, а зимой – пламенеющими ягодами рябины и калины на фоне белоснежной чистоты и искрящегося снега. А ещё все дети поняли, что в лесу есть своя жизнь – это и выбегающий на опушку ёжик, и пугливая белочка, которую мы кормили орешками, это и червячки, которые рыхлят и удобряют почву, это и птицы, которые умеют петь только в лесной тишине. Мы рассказывали детям о том, что природа нуждается в нашей защите, что в лесу есть свои правила поведения, не соблюдая которые, можно всё разрушить. Всякий раз свои впечатления мы закрепляли рисунками или поделками из лесного материала: шишек, семян, листьев. Мы учились составлять гербарий, а потом проводили викторину «Как мы знаем лес», где давались задания: «Узнай, чьи это листья», «Выбери лекарственные растения, как они называются», проводили конкурс, кто больше знает загадок про лес и пословиц. Мы проводили выставки детских работ «Красота родного края».
Конечно, моё начинание далеко от завершения. Но я вижу, что результат уже есть. Дети эмоционально и увлечённо воспринимают информацию. Такие экскурсии и мероприятия помогают воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней, а так же к людям. Дети становятся добрее, отзывчивее, у них развивается чувство сострадания к чужой боли и желание прийти на помощь в трудную минуту друг другу, а также своим близким.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Опубликовано: 3182 дня назад (18 февраля 2016)
Просмотров: 2084
+27
Голосов: 27
Марина Викторовна Киселева # 18 февраля 2016 в 21:20 +4
Олеся Геннадьевна!
Примите первый голос за экологическое воспитание детей!
Добавьте цель и задачи экологического воспитания!
Успехов!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 21:27 +3
Спасибо, Марина Викторовна!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 18 февраля 2016 в 21:29 +6
Олеся Геннадьевна, статья действительно актуальна, спасибо вам, что в своей работе уделяете внимание экологическому воспитанию. Небольшая рекомендация по оформлению публикации, укажите в начале статьи цель и задачи. Успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 21:42 +4
Спасибо за отзыв и рекомендации, Татьяна Николаевна!
Юлия Сергеевна Левшина # 18 февраля 2016 в 21:31 +3
Работа интересная, думаю что данная тема детям интересна.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 22:16 +3
Спасибо, Юлия Сергеевна, за голос!
Софья Владимировна Юхнина # 18 февраля 2016 в 21:35 +4
Олеся Геннадьевна, добрый вечер! Благодарю за приглашение на знакомство со статьёй: "Экологическое воспитание детей дошкольников". С дебютом! Ваш опыт интересен, работа проделана большая. Очень приятно, что детки такие отзывчивые, мне понравилась Ваша публикация. Голосую, УДАЧИ ВАМ!!!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 21:41 +3
Благодарю вас, Софья Владимировна!
Гульнара Михайловна Тузова # 18 февраля 2016 в 22:04 +6
Спасибо большое, Олеся Геннадьевна, за приглашение на интересную и познавательную экскурсию в лес по экологическому воспитанию детей. Статья мне очень понравилась: пронизана душевной теплотой ко всему живому в природе, которая именно направляет и учит детей, как бережно и с любовью относиться к родной природе. Вспомнились слова писателя-натуралиста М. М. Пришвина "Любить природу - значит любить свою Родину!" Именно этому Вы учите подрастающее поколение. Поздравляю Вас с первой публикацией. Желаю успехов и удачи! Примите мой голос!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 22:12 +3
Благодарю вас, Гульнара Михайловна, за ваш позитивный отзыв и оценку моей статье! Для меня это важно и очень приятно!
Татьяна Александровна Толстикова # 18 февраля 2016 в 22:06 +6
Олеся Геннадьевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с опытом Вашей работы по экологическому воспитанию детей. По вашему увлечённому рассказу чувствуется, насколько Вам самой интересно всё происходящее. Не удивительно, что дети с таким же увлечением и интересом идут в лес и делают для себя каждый раз новые открытия. Спасибо за приглашение, примите мой голос.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 22:15 +4
Спасибо, Татьяна Александровна, за ваш отзыв и оценку! Мне очень приятно!
Елена Владимировна Иванова # 18 февраля 2016 в 22:44 +5
Олеся Геннадьевна! Поздравляю вас с первой публикацией! Я тоже считаю развитие детей в экологическом направлении очень важным. Ваш рассказ из опыта работы написан от души, я бы сказала - художественным словом. Читаешь и представляешь вашу прогулку. Может быть у вас и фотографии сохранились? Они бы украсили вашу работу. Продолжайте в том же духе, у вас все получится! Голос № 7.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 23:24 +3
Благодарю, Елена Владимировна, за душевный комментарий к моей статье!
Ирина Владимировна Глебова # 18 февраля 2016 в 22:54 +4
Рада Вашему приглашению в гости, Олеся Геннадьевна! Материал статьи актуален и полезен для всех нас - и взрослых и детей. Ваш ценный опыт вдохновит на верные мысли и добрые идеи - действия: познания родной природы, её сохранения и помощи лесным обитателям ))). Обязательный голос! Светлых Вам идей и творческих воплощений smile
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 23:27 +3
Спасибо вам, Ирина Владимировна! Мне очень приятно принимать от вас отзыв!
Алла Ивановна Ефимова # 18 февраля 2016 в 23:11 +4
Интересная статья, замечательные экскурсии и наблюдения. Дети столько всего интересного узнают, делают свои выводы.
Представляю, какие интересные выставки вы устраивали.
Примите голос.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 18 февраля 2016 в 23:29 +3
Благодарю, Анна Ивановна, за ваш комментарий и голос!!!
Михалина Юрьевна Струнина # 19 февраля 2016 в 07:45 +4
Тема очень актуальна, даже в воспитании своих сыновей,я уделяю большое внимание экологическому воспитанию. А если в детских садах,школах это будут еще и закреплять,тогда мы воспитаем очень добрых, умных, отзывчивых людей.Держите Олеся Генадьевна голос!
Сырцова Екатерина # 19 февраля 2016 в 08:18 +3
Примите мой голос. Очень необходимое в наши дни и актуальная тема
Елена Владимировна Парфенова # 19 февраля 2016 в 09:47 +4
Спасибо за приглашение, Олеся Геннадьевна....МАтериал по экологическому воспитанию получился хороший, тема настолько актуальна в наше время, полезна для подрастающего поколения и для взрослых...... ( самое ужасное-ее приходится охранять от людей, это говорит об отсутствии культуры в самом широком смысле) Развитие знаний в этом направлении очень и очень важно для наших воспитанников, ведь есть такие слова М. М. Пришвина "Любить природу - значит любить свою Родину!" В своем материале, именно этому Вы учите подрастающее поколение. Голос!!!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 19 февраля 2016 в 18:28 +2
Благодарю, Елена Владимировна, за отзыв и содержательный комментарий!
Елена Григорьевна Полякова # 19 февраля 2016 в 11:35 +7
Уважаемая Олеся Геннадьевна, примите голос,
поздравляю Вас с публикацией!
Очень важную и значимую работу Вы проводите с детишками.
Думаю, что из этих деток вырастут достойные взрослые люди,
которые никогда не позволят себе варварски относиться к
природе, что сейчас, к сожалению, "процветает" в наших лесах.
Больно смотреть на то, что происходит. Очень важно как можно раньше,
с дошкольного возраста, говорить об экологии. Ваши занятия очень
увлекательны, в них столько доброты, любви к природе и детям, что
равнодушных быть не может. Если Вы сможете поделиться с педагогами
конспектами экологических занятий на нашем Портале, то это станет очень
весомым вкладом в воспитание экологической и общей культуры подрастающего
поколения. Желаю Вам творческих успехов и удач!
С уважением, Е.Г.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 19 февраля 2016 в 18:31 +1
Благодарю вас, Елена Григорьевна! Буду очень стараться!
Сидорова Зоя Григорьевна # 19 февраля 2016 в 12:48 +6
Олеся Геннадьевна!
Статья мне показалась актуальной. Экологическое воспитание неотделимо от эстетического. Больше того, мне кажется, что с эстетической ценности природы начинается воспитание человека. С этого и начинается воспитание любви к природе, воспитание экологически грамотной личности, патриотизма, доброты.
Спасибо за прекрасный материал.
Всяческих Вам благ!
Голос!
Зоя.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 19 февраля 2016 в 18:32 +3
Спасибо, Зоя Григорьевна, за ваш отзыв и голос!
Валентина Николаевна Разумова # 19 февраля 2016 в 16:10 +9
Олеся Геннадьевна, с удовольствием познакомилась с вашей статьёй. Очень живо и интересно написано. Я прямо представила всё, о чём вы нам поведали. Когда педагог заинтересован, тогда и дети потянутся и будут открыты в восприятии нового. А мир природы, насколько он интересен, и сколько всего он может показать любознательному человеку, открыто смотрящему на мир. Мы с моими ребятами тоже очень любим экскурсии.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 19 февраля 2016 в 18:34 +4
Благодарю вас, Валентина Николаевна, что не остались равнодушной к моей работе!
Ирина Юрьевна Ручина # 19 февраля 2016 в 18:26 +9
Олеся Геннадьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Статья очень интересная, актуальная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 19 февраля 2016 в 18:35 +4
Спасибо, Ирина Юрьевна! Очень приятно!
Вера Александровна Орехова # 20 февраля 2016 в 08:45 +5
Олеся Геннадьевна, спасибо за приглашение.
Познавательная, полезная и интересная статья. Поздравляю с первой публикацией.
Вы правы, ведь самой главной целью экологического воспитания детей является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
Голос +1.
Желаю удачи и успехов!!!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 22 февраля 2016 в 20:47 +4
Спасибо, Вера Александровна, за столь подробный и интересный комментарий к моей работе! Очень приятно!
Ирина Николаевна Ступченко # 21 февраля 2016 в 13:37 +5
Олеся Геннадьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Статья очень интересная, актуальная, мне понравилась. В наше время надо чаще проводить подобные занятия и напоминать детям о красоте и бережном отношении к окружающему миру, о сохранности нашей природы.
Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос.
Ольга Николаевна Гельденберг # 21 февраля 2016 в 16:41 +5
Здравствуйте Олеся Геннадьевна!
Спасибо за приглашение на экологическую экскурсию, очень актуальная тема в наши дни.
Дети должны знать как нужно относится к природе, ведь мы часть ее.
Примите мой голос +1!!!
Желаю вам удачи и успехов!!!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 22 февраля 2016 в 20:49 +2
Спасибо, Ольга Николаевна, за внимание и голос!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 22 февраля 2016 в 20:48 +2
Благодарю, Ирина Николаевна! ))))
Тамара Буланкина # 21 февраля 2016 в 23:22 +3
Олеся Геннадьевна,благодарю за приглашение. Актуальная тема статьи! Спасибо за интересный опыт по экологическому воспитанию! Голос! Удачи!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 22 февраля 2016 в 20:50 +2
Благодарю, Тамара!
Елена Юрьевна Деришева # 22 февраля 2016 в 13:50 +2
Интересная, познавательная экскурсия. Голос.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 22 февраля 2016 в 20:51 +2
Спасибо, Елена Юрьевна, за голос!
Марина Константиновна Загарских # 23 февраля 2016 в 12:27 +2
Полезный материал! Есть интересные идеи и находки. Голос!
Вера Георгиевна Яковлева # 24 февраля 2016 в 15:44 +3
дорогая Олеся Геннадьевна!Спасибо за такой добрый и яркий рассказ! Сразу чувствуется,какой любовью к детям и к природе пронизаны все ваши слова,рассуждения,мысли!обязательно использую что-то из вашего опыта и для себя-мы организуем спортивно-оздоровительную экскурсию на природу,но ваш опыт пригодится и нам тоже!примите мой голос!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 24 февраля 2016 в 18:08 +2
Благодарю, вас, Вера Георгиевна!
Виктория Леонидовна Жирова # 12 апреля 2016 в 17:13 +2
Олеся Геннадьевна!Спасибо за приглашение, работа интересна и актуальна для любого образовательного учреждения. В наше время, когда экология находится не в лучшем состоянии, мы должны все чаще и чаще доносить о ее значимости нашему младшему поколению, дабы они продолжатели и хранители ее недр и красоты в будущем! И чем раньше мы начнем это делать, тем лучше! Голосую. спасибо за интересный опыт!
Елена Александровна Шашенко # 25 апреля 2016 в 07:03 +1
Олеся Геннадьевна!
Примите первый голос за экологическое воспитание детей!
Добавьте цель и задачи экологического воспитания!
Успехов!