Из опыта работы педагога дополнительного образования. Экологическое воспитание детей дошкольников
Автор: Сорокина Олеся Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО ДТДиМ Центра психолого-педагогической реабилитации детей "Орион" города Оренбурга.
Описание материала: Эта статья будет полезна и интересна педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям и всем тем, кого волнует проблема воспитания гуманизма в наших детях через воспитание у них экологической культуры.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания:
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Развивать эстетические чувства, умение замечать прекрасное, любоваться объектами природы, оберегать красоту и богатства родной природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать положительные эмоции по отношению к природе.
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
«Я узнал, что у меня
Есть огpомная семья -
И тpопинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое -
Это все мое, pодное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
В настоящее время современный культурный человек – это человек, у которого воспитано чувство бережного отношения к природе, к окружающему миру, животным, растениям. Увы, с растущей цивилизацией, с развитием промышленности, науки и технического производства, интенсивным использованием для этого природных ресурсов проблема сохранения окружающей природы становится очень злободневной. Кроме того, в век высоких скоростей и технологий, постоянного цейтнота – порой нет времени на сочувствие, переживание, сострадание. Человек ставится в рамки жёсткого отношения к себе, к окружающим и даже близким. Конечно, нельзя забывать, что воспитание человечности начинается с самого раннего возраста. И экологическому воспитанию, экологической культуре человека отводится огромная роль.
Я хотела бы поделиться своим опытом воспитания неравнодушия к природе у детей среднего дошкольного возраста, с которыми работаю 5 лет.
Однажды весной, в мае, когда зацвели тюльпаны, мы решили с детьми и родителями сходить на экскурсию в лес. Пока добирались – на лужайках видели настоящие ковры из тюльпанов. Детям очень хотелось нарвать букеты, но мы – взрослые – рассказывали о том, что цветы своей красотой должны радовать всех, кто видит их, а сорванные в букете – они постоят один-два дня и завянут. А, кроме того, тюльпаны занесены в Красную книгу. (Сразу много вопросов, что такое Красная книга, кто выращивает степные тюльпаны). За рассказом не заметили, как дошли до конечной части маршрута. Остановились, организовали маленький завтрак. Вдруг, кто-то увидел, как к коробке с оставшимися недоеденными бутербродами подбежал, воровато озираясь, ёжик. Схватил кусочек хлебца и убежал. Заметили, что к рассыпанным крошкам подползли муравьи и начали уносить крошки. Мы стали рассказывать детям, что муравьи – санитары леса, а ходить по лесу нужно по тропинке, чтобы не раздавить муравьёв, чтобы не смять траву. После небольшого перекуса собрали все бумажки, пластиковые контейнеры и взяли с собой – нельзя засорять такую красивую природу, мы пришли к ней в гости. На прощание дети захотели оставить немного молочка ёжику, но потом подумали, что пластиковая миска, куда хотели налить молоко – это тоже мусор, а засорять природу мы не будем. Тогда решили оставить маленький кусочек яблока около пенька, откуда выбегал ёжик.
А потом, после того как вернулись, решили нарисовать, что запомнилось. Кто-то нарисовал тюльпаны, кто-то – ёжика, и даже был рисунок книги красного цвета – наверное, так представлялась Красная книга. Экскурсия всем понравилась. Решили, что обязательно сходим ещё! И, действительно, мы приходили в этот уголок леса ещё несколько раз, в разное время года. Мы приходили сюда за ягодами (у нас много ежевики в августе), и наша экскурсия называлась «Природные витамины». В июле мы организовали экскурсию на тему «Лесная аптека», где рассказывали о подорожнике, ромашке, клевере – лекарственных растениях. А однажды организовали экскурсию на сутки (заранее договорились с начальником детского загородного лагеря, переночевав там). Экскурсию мы назвали «Музыка леса». На вопрос «Есть ли музыка в лесу?» дети ответили, что никогда такого не слышали. И вот когда мы зашли в глубину деревьев, то в лесной тишине вдруг услышали свист и пение птицы. Может быть это соловей? Скорее всего – скворец-пересмешник, который имитирует пение многих птиц. А сколько было впечатлений, когда мы все слушали непрекращающееся ночное кваканье лягушек, которое они посвящают своим любимым! А потом мы вдруг увидели как по всему лесу, в ночной темноте – как будто кто-то накрыл землю сетью волшебных гирлянд с мелкими лампочками – это были светлячки!
А однажды мы увидели, как сломана ветка и содрана кора на нашей любимой берёзе. Решено было организовать «станцию скорой помощи». И на следующий день мы с детьми лечили «раненое» дерево – забинтовали ветку и намазали рану садовым варом.
А зимой дети спрашивали нас: «Как живётся лесу и птичкам зимой?» И тогда мы смастерили 3 кормушки из пятилитровых бутылок и снова посетили наш любимый уголок. Когда родители развесили и укрепили кормушки на деревьях, дети с радостью увидели, как слетаются синички и воробьи на пир из зёрнышек и крошек.
Наблюдая за лесом в разное время года, мы находили, что лес всегда красив и красив по-разному – то летним разнотравьем, то разноцветной палитрой красок осенней листвы, а зимой – пламенеющими ягодами рябины и калины на фоне белоснежной чистоты и искрящегося снега. А ещё все дети поняли, что в лесу есть своя жизнь – это и выбегающий на опушку ёжик, и пугливая белочка, которую мы кормили орешками, это и червячки, которые рыхлят и удобряют почву, это и птицы, которые умеют петь только в лесной тишине. Мы рассказывали детям о том, что природа нуждается в нашей защите, что в лесу есть свои правила поведения, не соблюдая которые, можно всё разрушить. Всякий раз свои впечатления мы закрепляли рисунками или поделками из лесного материала: шишек, семян, листьев. Мы учились составлять гербарий, а потом проводили викторину «Как мы знаем лес», где давались задания: «Узнай, чьи это листья», «Выбери лекарственные растения, как они называются», проводили конкурс, кто больше знает загадок про лес и пословиц. Мы проводили выставки детских работ «Красота родного края».
Конечно, моё начинание далеко от завершения. Но я вижу, что результат уже есть. Дети эмоционально и увлечённо воспринимают информацию. Такие экскурсии и мероприятия помогают воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней, а так же к людям. Дети становятся добрее, отзывчивее, у них развивается чувство сострадания к чужой боли и желание прийти на помощь в трудную минуту друг другу, а также своим близким.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе