Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР. Перелетные птицы
Конспект занятия с презентацией в группе детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительного возраста «Перелётные птицы»
Цель: Расширять и закреплять знания о перелетных птицах: внешнем виде, среде обитания, питании, повадках, перелёте. Задачи: Образовательные:
- продолжать формировать умение отличать перелётных птиц от зимующих с помощью знаний о связи между характером корма и способом его добывания; Развивающие:
- активизировать словарный запас – перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой;
- развивать умение согласовывать имена существительные с числительными;
- развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами;
- формировать связную речь, развивать внимание; Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы. Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные».
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.
2. Тема занятия.
Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (об осени)
Куда же это все птицы улетают? (в тёплые края).
Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
3. Беседа.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать. Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Птицы бывают зерноядные, насекомоядные и всеядные. А каких насекомоядных птиц вы знаете? Дети. (Делают предположения) Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете. Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Посмотрите и послушайте про других перелётных птиц.
4. Беседа. Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
5. Физкультурная минутка Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
6. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом) Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей… поёт,
Ласточка… щебечет,
Журавль… курлычет,
Ворона … каркает,
Кукушка… кукует,
Утка крякает,
Курица квохчет,
Голубь воркует,
Воробей чирикает.
7. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
8. Словесная игра «Считай и называй» Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».
9. Итог занятия Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
(Ответы детей).