Сценарий классного часа «Сохраним климат с помощью простых решений по сбережению ресурсов и энергии»
Тема: сценарии, конспекты классных часов
Автор: Косс Галина Ильинична. Учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ № 24 г. Калининграда, педагог дополнительного образования.
Плакат на тему "Энергосбережение", нарисованный ученицей Косс Г.И. Фарзалиевой Дианой.
Вопрос экологии «витает» в воздухе постоянно. Мы слышим о плохой экологии, о том, что о ней нужно заботиться. К сожалению, когда постоянно о чем-то вокруг говорят, то предмет темы перестает быть актуальным, «острым». Чтобы тема была интересна и важна, она должна быть причастна к каждому человеку.
В современном обществе понятие «самообслуживание» очень упростилось. За нас все делает доступная и многочисленная бытовая техника. Взрослые еще помнят, как стирать вручную, мыть посуду, а для многих детей – это уже новая удивительная жизненная информация.
И если современное понятие комфорта связано исключительно с работой электроприборов на человека, то задача каждого человека – это экономия электроэнергии. Мы не можем заставит человечество перейти от пылесосов к веникам, от ламп накаливания к свечам и т.д. Но мы можем научиться экономичнее использовать предметы бытовой техники. Так, мы решим задачу энергосбережения у себя дома, в школе. И своим личным примером будем способствовать сохранению экологии в своем городе, в своей стране, на нашей планете.
Сценарий классного часа рассчитан на учеников 4 – 5 классов средней школы.
Цели и задачи:
- знакомство с эволюцией самообслуживания человека.
- привлечение внимания к экономии энергоресурсов, охране окружающей среды.
- создание собственного стимула для сбережения энергии.
- вовлечение детей в полезную деятельность по энергосбережению.
Ход занятия:
Учитель: Ребята, давайте представим, что мы сели в машину времени и отправились на много-много лет назад. Тогда тоже жили люди, которые, как и мы, следили за собой, готовили еду и убирались в своих домах.
Посмотрите на рисунки. Уборку выполняли веником, белье стирали на стиральных досках, еду готовили в русской печи, а сохраняли за окном в холодную погоду или в погребах, чай пили из дровяных самоваров. Чтобы не дуло из окон, между рам прокладывали вату, а чтобы было светло, зажигали свечу… Интересно, конечно. А вы хотели бы так жить? (Нет). Мы привыкли к комфорту, и у нас много помощников. У меня есть рисунки с этими помощниками. Нужно найти современную замену предмету из прошлого.
Вызывается по одному человеку от ряда, которые в команде выкладывают пары. Что получилось?
Ребята озвучивают:
Веник - пылесос.
Русская печь – микроволновая печь.
Дровяной самовар – электрочайник.
Холод за окном – холодильник.
Доска для стирки – стиральная машина.
Свеча – лампа.
Карточки с рисунками Косс Г.И.
Учитель:А какое одно название можно дать всем современным помощникам?
Ученики: Бытовая техника.
Учитель: Верно. Но раньше человек все делал сам, почему современная бытовая техника такая самостоятельная?
Ученики: Потому что она работает от электричества.
Учитель: Да. Электричество-это та энергия, которая и управляет нашей с вами бытовой техникой. Источники энергии бывают двух видов – возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относятся природные, неисчерпаемые ресурсы. Это энергия солнца, сила ветра и другие. К невозобновляемым источникам - исчерпываемые ресурсы: нефть, газ. К сожалению, человечество вынуждено жить с помощью исчерпываемых ресурсов. Это наносит большой вред климату и экологии нашей планеты. Давайте разберем, как пользоваться каждым предметом бытовой техники, чтобы сохранять энергию.
Методом жеребьевки ученики выбирают изображение современного предмета бытовой техники. Получаются группы по 4-5 человек, которые расходятся на обсуждение. Обсуждение длится 7-8 минут, после чего учитель объявляет «круглый стол», на котором каждая группа резюмирует свои мысли и доводы. Представитель каждой команды вытягивает свой номер. Выступление начинается. Сложнее всего самостоятельно формулировать свои мысли будет первой группе, поэтому учитель помогает ребятам.
Учитель: Первая группа. Холодильник.
Я – огромный холодильник.
У меня внутри – дубильник.
Вся домашняя еда
Здесь хранится, у меня.
Как сделать так, чтобы холодильник работал, охлаждал продукты, но энергии тратил меньше?
Ответы детей, в которых акцентируем внимание на том, что холодильник нужно мыть, чтобы внутри не было «ледяной шубы». В холодильник нельзя ставить теплую еду. Холодильнику сложнее работать в тепле, поэтому рядом с батареей он не должен стоять.
Учитель: Вторая группа. Стиральная машина.
Шарфы, варежки и шапки…
Соберите все в охапку!
Ни пятна не пропущу –
Простирну, прополощу.
Как думаете, что делать, чтобы экономить электроэнергию при стирке?
Ответы детей. Обращаем внимание на то, что не всегда стирать нужно в теплой воде. Для стирки машина должна заполняться полностью, а мелкие вещи можно простирнуть самостоятельно.
Учитель: Третья группа. Электрочайник.
Я зовусь электрочайник.
Всем напиткам я начальник!
Кофе вам иль молока?
Только б чашечка была.
Что нужно делать, чтобы сохранять энергию при пользовании электрическим чайником?
Ответы детей. Говорим о том, что нужно кипятить столько воды, сколько выпьете за раз. Для сохранения горячей воды можно использовать термос.
Учитель: Четвертая группа. Телевизор.
Я плоский цветной и большой телевизор.
Хочу сообщить, что творится по жизни.
Могу рассказать, и могу показать.
А ты успевай только переключать.
Как сохраняем электроэнергию при просмотре телевизора?
Ответы детей. Телевизор не должен работать целый день, выключаем его сразу после просмотра. Громкость должна быть невысокой.
Учитель: Пятая группа. Фен.
Я – не ветер перемен.
Я – простой домашний фен.
Только кнопочку нажмите
И сушите, что хотите.
Скажите, а так ли важно каждый раз сушить волосы феном?
Ответы детей. Горячий воздух, выдуваемый феном, вреден для волос. Если никуда не спешишь, не лучше ли высушить волосы дома, в тепле?
Учитель: Вот мы с вами и узнали, что предшествовало предметам современной бытовой техники. Теперь мы не только знаем, как пользоваться этими предметами, но и умеем экономить электроэнергию. Соблюдая эти несложные правила, мы вносим личный вклад в сохранение экологии в нашем доме, в нашем городе, на нашей планете.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 5 класс. Правила общения
Классный час в 5 классе. Здоровое питание
Классный час в 5 классе на тему: Сотвори себя сам
Классный час в 5 классе на тему: Здоровый образ жизни