Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по истории России, 6 класс. Правление князя Владимира. Крещение Руси

Методическая разработка урока по истории России (тема "Правление князя Владимира. Крещение Руси")
Общая информация: УМК – Данилов А. А. и др. История России. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока, урок 8 - «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
Тип урока – Изучение нового материала.
Цель, задачи.
Цель – подвести учащихся к пониманию основных направлений, задач внутренней и внешней политики Владимира Святославича, значения его реформ.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с целями, значением реформ Владимира Святославича, направлениями его внешней политики, ключевыми датами, новыми понятиями (христианство, иудаизм, ислам, единобожие, крещение).
- развивающие: способствовать формированию умения анализировать, систематизировать учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, давать оценку и аргументировать собственное мнение, работать с картой; навыков групповой работы, коммуникативных навыков.
- воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к истории России, ценностное отношение к деятельности князя Владимира..
Предварительная подготовка учащихся: вспомнить особенности языческих верований восточных славян, задачи внешней и внутренней политики, решаемые киевскими князьями на раннем этапе существования средневекового восточнославянского государства – Киевской Руси.
Необходимое оборудование: учебное пособие, компьютер, мультимедийная установка, историческая карта «Киевская Русь в 9-11 веках».
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал (карточки с текстами для работы в группах), фрагмент «Повести временных лет» о выборе князем Владимиром веры, фрагмент фильма о князе Владимире, атрибуты, используемые на этапе рефлексии.

Планируемые результаты урока
- личностные: учащиеся понимают роль христианской религии в формировании российской культуры и государственности.
- предметные: учащиеся знают важнейшие реформы Владимира Святославича, достижения в его внешней политике, ключевые даты (980, 988, 980-1015), мотивы выбора христианской (православной) религии и последствия крещения Руси.
- метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);
б) познавательные УУД (способен ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, проявлять умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию в виде моделей;
в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос учащихся, составление кластера, синквейна, организация работы с текстом индивидуально и в группах.

Литература
Основная: Данилов А. А. и др. История России. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная:
Рыбаков Б. А. Первые века русской истории.
Рассказы начальной русской летописи.
Карпов А. Ю. Владимир Святой.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
1. Организационный этап. (2 минуты)
Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовленность классного помещения к уроку, наличие у учащихся школьных принадлежностей.
Учащиеся приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

Учитель стимулирует создание позитивного эмоционального настроя, предлагая ученикам пожать друг другу руки, улыбнуться и показать написанные на листочках добрые пожелания друг другу.
Ученики выполняют предложенные действия.

2. Актуализация знаний (подготовка к изучению нового материала). (5 минут)
Учитель просит учащихся рассказать, какие проблемы стояли перед первыми киевскими князьями во внутренней и внешней политике. Ответы учащихся: «существование внешней угрозы со стороны кочевых народов – хазаров, печенегов», «сложные отношения с Византией, нарушение византийцами условий торговых договоров», «непрочность киевского государства, сопротивление восточнославянских племен власти киевского князя», «незавершенность объединения под властью киевских князей восточнославянских земель».

Учитель благодарит учащихся и предлагает вспомнить особенности религии восточных славян и подумать, отвечала ли эта религия решению задачи сплочения восточнославянских племен под властью киевского государства. Ответы учащихся: «славяне обожествляли землю, солнце, небо», «были убеждены в том, что боги влияют на общественные и природные явления, покровительствуют тому или иному виду деятельности». При ответе на второй вопрос учащиеся испытывают затруднения.

Учитель спрашивает учащихся, известно ли им имя киевского князя Владимира и его вклад в развитие Киевского государства, методы решения выявленных проблем внешней и внутренней политике. Учащиеся испытывают затруднения, совместно с учителем формулируют название темы («Владимир Святославич. Принятие христианства»), план ее изучения.

3. Первичное усвоение новых знаний. (27 минут)
Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент видеофильма о князе Владимире и выделить основные направления его внешней и внутренней политики.
Ответы учащихся: «защита южных рубежей от кочевников», «развитие культурных, экономических связей с Византией», «укрепление единства государства», «собирание восточнославянских земель».

Учитель благодарит учащихся и раздает учащимся, поделенным на четыре группы, карточки с текстами (отрывками из летописей) о выявленных учениками направлениях политики Владимира, предлагает подготовить мини-проекты о методах решения правителем поставленных задач (1 группа – о защите южных границ, 2 – о собирании русских земель, 3 – о развитии культурно-экономических, политических связей с Византией, 4 (из более сильных учащихся) – об укреплении единства государства). Предварительно учитель объясняет значение понятий «крещение», «религии единобожия». Совместно с учителем учащиеся готовят алгоритм ответа.
Возможный алгоритм ответа:
1. Значимость рассматриваемого направления политики;
2. Способы решения поставленной задачи;
3. Достигнутые успехи;
4. Значение для киевского государства деятельности князя Владимира.
Учащиеся готовят ответы и поочередно выступают с проектами (при ответе используют карту). Первая группа учащихся рассказывает о создании системы сигнального оповещения на южных рубежах государства, об отражениях печенежских набегов; вторая группа – о соперничестве с Польшей за пограничные восточнославянские земли и походах на вятичей и белых хорватов; третья группа – о военной помощи, оказанной Византии в подавлении внутреннего мятежа, о походе Владимира на Корсунь и заимствовании христианской религии (отвечает на вопрос: почему князь, решив крестить Русь, совершил поход на византийский город Корсунь); четвертая группа – об усмирении восстающих племен, о защите славян от привилегированного ранее слоя варягов-дружинников, о религиозных реформах 980 и 988, о выборе христианской веры (отвечает на вопрос, почему князь решил отказаться от язычества и перейти к единобожию, и, опираясь на отрывок из «Повести временных лет»: почему князь из различных религий единобожия отдал предпочтение христианству). Совместно с учителем учащиеся делают выводы:
1) Единство государства не могло держаться на принуждении, требовалась религиозная реформа;
2) Первая религиозная реформа оказалась неудачной, так как она не сплачивала, а разобщала различные слои населения (земледельцев, ремесленников, скотоводов и других), отдававших предпочтение собственным богам-покровителям и не соглашавшихся с главенствующей ролью Перуна – покровителя князя и дружины. Поэтому потребовалось ввести единобожие.

Учитель предлагает учащимся поработать с текстом о значении крещения Руси. Совместно с учителем учащиеся называют последствия крещения: смягчение нравов; распространение письменности и грамотности; укрепление единства государства и авторитета князя; примирение людей с общественным неравенством; преодоление культурной и политической изоляции Руси от христианских стран, считавших ранее восточных славян варварами; развитие церковного искусства.

4. Первичное закрепление изученного материала. (3 минуты)
Учитель предлагает учащимся подумать, почему в народе Владимира прозвали «Святой», «Красно Солнышко», затем предлагает составить кластер-схему, показывающую связь ключевых понятий, знаний внутри темы (например: Владимир – основные задачи политики, достижения), проверяет.
Ученики отвечают на вопрос учителя, составляют кластер.

5. Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)
Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Князь Владимир», проверяет.
Ученики выполняют задание.

Учитель слушает ответы учеников, задает вопрос: хотели бы они быть похожими на князя Владимира и почему?
Ответы учащихся.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке, степень увлекательности и полезности урока (приглашает учащихся к рефлексии: предлагает в золотую шкатулку опустить 3 цветных листочка (красного, желтого, зеленого цвета, каждый из цветов отражает эмоциональное восприятие урока «красный» - урок понравился, «желтый» - не очень, «зеленый» - не понравился) и на листочке написать, чем объясняется указанное восприятие урока (почему понравилось или не понравилось, то есть, что узнал, что заинтересовало, чему научился, что показалось трудным, неинтересным).
Ответы учащихся.

6. Подведение итогов и постановка домашнего задания. (3 минуты)
Учитель совместно с классом оценивают степень результативности учащихся, выставляются оценки.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы к теме 5 и индивидуальные задания (дифференцированно, по группам в зависимости от уровня подготовленности учащихся: 1 группе (послабее) – нарисовать рисунки о деятельности князя Владимира (отразить достижения в политике князя), 2 группе (посильнее) – написать сочинение-размышление о князе Владимире, его вкладе в развитие русского государства.
Учащиеся записывают домашнее задание и консультируются с учителем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории для 6 класса по теме «Духовный отец России» Конспект повторительно-обобщающего урока по истории средних веков, 6 класс Конспект урока истории, 6 класс. Крестовые походы Урок ИЗО, интегрированный с историей в 6 классе к 9 мая - День Победы с презентацией

Похожие статьи:

Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса.

Конспекты уроков истории 6 класс

Внеурочное мероприятие по истории, 6 класс. Интеллектуальный турнир

Опубликовано: 582 дня назад (16 февраля 2020)
Просмотров: 1905
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!