Конкурсы

Внеурочное мероприятие по истории, 6 класс. Интеллектуальный турнир

Колесо истории средневековья. Интеллектуальный турнир знатоков истории средних веков в 6-х классах

Знать историю в строгом смысле слова — это значит знать все.

С. И. Танеев

Первый тур — «Что бы это значило?»

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (В Китае)

2. Кто был предводитель «Жаков» во время крестьянского восстания во Франции? (Гильом Каль)

3. В какой стране были сооружены самые длинные оборонительные стены? (В Китае)

4. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Арабские, но изобретены они в Индии)

5. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)

6. Как в средние века называли судью, осуществлявшего жестокий церковный суд над еретиками? (Инквизитор)

7. Когда в средневековье «воевали цветы»? (Война Алой и Белой розы)

8. Что такое «арабески»? (Арабские рисунки из геометрических фигур)

9. Два исторических деятеля жили в одной европейской стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка)

10. Назовите «жемчужину Индии». (Тадж-Махал)

11. Самый замечательный живописец раннего Возрождения. (Сандро Боттичелли)

12. Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг)

13. Назовите это определение одним словом: объединение мелких товаропроизводителей для защиты от феодалов и конкуренции, главная функция которого — утверждение монополии на данный вид ремесла и установление контроля над производством и продажей изделий. Принадлежность к нему в средневековье являлась обязательным условием для занятия ремеслом. (Цех)

14. Назовите это определение одним словом; объединение купцов одного города по профессиональным интересам, обеспечивающее своим членам монопольные или привилегированные условия в торговле и правовую защиту, оказывающие взаимопомощь, были религиозными или военными организациями. (Гильдия)

15. Как назывались семейные купеческие компании XIII- XVI вв., а также паевые товарищества (складничество, комменда). (Торговые дома)

16. Как называлась борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Западной Европе в X-XIII вв.? Первоначальный этап — борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии. Последующий этап — политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору. (Коммунальное движение)

Второй тур — «Объясни крылатое выражение»

1. Ходить в Каноссу. (Германский император XI в., выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания чего-либо).

2. Париж стоит мессы (обедни). (Слова эти якобы сказал Генрих Бурбонский, вождь гугенотов, когда в 1593 г. отрекся от своей веры и принял католичество. Этот шаг обеспечил ему французский престол. Он вступил на него под именем Генриха IV. Употребляется в значении «пойти на компромисс с корыстной целью ради выгоды»),

3. Бросить перчатку. (Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении «вызвать на спор, состязание»).

4. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. (Основатель ислама Магомет считался «пророком Аллаха на земле». По легенде он, желая доказать, что имеет необыкновенное могущество, приказал горе приблизиться. Но гора не сдвинулась с места. Тогда он сам подошел к ней. Употребляется в смысле необходимости подчинения тому, кого хотел заставить повиноваться себе).

5. Жребий брошен. (Восклицание Юлия Цезаря при переходе через Рубикон. Употребляется в значении: окончательное решение принято. По Светонию, слова «жребий брошен» были произнесены Юлием Цезарем на латинском языке (alea jacta est), а по Плутарху — на греческом, как цитата из комедии Менандра: «Да будет брошен жребий». Историческая фраза Цезаря часто цитируется в латинской форме).

6. Козел отпущения. (У древних евреев был своеобразный религиозный обычай — «азазел» («козлоотпущение»). Раз в году в назначенный для этого день собирался народ; одного козла приносили в жертву богу, а другого торжественно прогоняли («отпускали») в пустыню, предварительно «возложив на него руки», т. е. по очереди прикоснувшись к нему. Считалось, что грехи всего народа, перейдут на изгоняемого козла и он унесет их с собой. Отражением этого обычая в языках разных народов и осталось сочетание слов «козел отпущения». Так называют в переносном смысле человека, отдувающегося за чужие проступки, вынужденного расплачиваться за грехи других).

7. За круглым столом. (В преданиях английского народа большую роль играет король бриттов Артур, вождь, действительно существовавший, но известный нам главным образом по поэтическим легендам о нем. По легендам, король Артур, окруженный блестящей свитой рыцарей, пировал с ними за огромным круглым столом. Сотрапезники каждый раз передвигались на одно место по часовой стрелке, чтобы между ними не возникло споров, кто усажен почетнее других. Благодаря этому все чувствовали себя в равном положении. Поэтому выражение «собраться за круглым, столом» означает до сих пор: на равных условиях; его часто применяют, говоря о международных встречах государственных деятелей).

8. А все-таки она вертится! (Католическая церковь принудила великого итальянского физика и астронома Галилея (1564-1642) отречься от учения Коперника о том, что Земля подвижна, что она вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Перед лицом смертельной опасности семидесятилетний мудрец отступил. Но народ не поверил, что это случилось. Сложилось предание, будто, произнеся отречение, старый ученый в ярости воскликнул: «А все же она движется!». В наши дни это выражение значит: «Говорите что хотите, я уверен в своей правоте!»).

Третий тур — «Знаток средневековья»

1. Сколько времени длился исторический период средних веков, или феодализма, в Европе? (11-12 столетии)

2. Объясни, что такое «феодальная лестница»? (Феодальную иерархическую лестницу возглавлял король, ниже — социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне)

3. На какие три больших периода делится история феодализма? (1) V—XI вв. — раннее средневековье — время формирования феодального способа производства. 2) XI-XV вв. — классическое, развитое средневековье — период развитого феодализма. 3) XVI — сер. XVII вв. — поздний феодализм — разложение феодализма, зарождение капитализма).

4. Назовите первых самых известных «западных отцов церкви». (Августин, Иероним, Амвросий Медиоланский, папа Григорий)

5. Когда возникла Византия, или Восточная Римская империя? (Византия становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную в 395 г.)

6. Дайте краткую характеристику основных черт феодального общества. (1. Господство крупной земельной собственности: находится в руках феодалов — основа общества. 2. Сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, т.е. крестьян, которым феодалы на разных условиях раздавали в держание землю в отличие от рабовладения и капитализма)

Четвертый тур — «Выбери вариант ответа»

1. Месопотамией называется междуречье: а) Волги и Дона; б) Инда и Ганга; в) Рейна и Эльбы; г) Тигра и Евфрата. (Ответ — вариант «г»)

2. Руководствуясь примером, разделите античных богов на древнегреческих и древнеримских; соотнесите богов с их определениями: Аид, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Вакх, Венера, Деметра, Диана, Дионис, Зевс, Марс, Минерва, Нептун, Посейдон, Плутон, Церера, Юпитер.

Определения

Греческие боги

Римские боги

Бог-громовержец, правитель неба и земли

Зевс

Юпитер

Богиня плодородия

 

 

Бог подземного мира мертвых

 

 

Бог моря

 

 

Богиня любви и красоты

 

 

Бог войны

 

 

Богиня наук и военного искусства

 

 

Бог виноделия

 

 

Богиня охоты

 

 

Правильный вариант ответов:

Греческие боги

Римские боги

Зевс

Юпитер

Деметра

Церера

Аид

Плутон

Посейдон

Нептун

Афродита

Венера

Арес

Марс

Афина

Минерва

Дионис

Вакх

Артемида

Диана

3. Укажите двух главных противников в Пелопоннесской войне: а) Афины; б) Коринф; в) Македония; г) Персия; д) Сиракузы; е) Спарта; ж) Фивы. (Правильный вариант ответов — «а» и «е»)

4. Константинополь основан: а) императором Константином I Великим; б) императором Константином VII Багрянородным; в) великим князем Константином Павловичем; г) великим князем Константином Николаевичем. (Правильный вариант ответа — «а»)

5. Укажите, как называли себя жители Византии: а) византийцы; б) ромеи; в) греки; г) турки. (Правильный вариант ответа — «б»)

6. Вследствие слияния этих двух городов появилась столица современного европейского государства: а) Копен и Гаген; б) Буда и Пешт; в) Сток и Гольм; г) Братинец и Вячеслава. (Правильный вариант ответа — «б»)

7. Куликовская битва произошла в: а) 1378 г.; б) 1380 г.; в) 1382 г.; г) 1389 г. (Правильный вариант ответа — «б»)

8. Укажите лишнего: а) Василий Темный; б) Дмитрий Шемяка; в) Иван Красный; г) Василий Косой. (Правильный вариант ответа — «в», так как Василий Темный, Дмитрий Шемяка и Василий Косой — участники «феодальной» войны 1433-1453 гг., а Иван Красный — князь Московский и великий князь Владимирский с 1353 по 1359 гг.)

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассные мероприятия по истории. Разработки

Конспекты уроков истории 6 класс

Игра аукцион по истории и географии для школьников

Формы и методы реализации внеурочной деятельности по истории

Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса.

Олег Камильевич Аминов # 12 августа 2018 в 15:50 +1
Я не равнодушен к интеллектуальным играм, а если еще на историческую тему, то вообще... Данное внеклассное мероприятие построено грамотно и интересно в плане проведения. Непременно буду использовать его в своей практике.
Алена Валериевна Евсюкова # 12 сентября 2019 в 13:00 +1
Это хорошая разработка на внеурочное мероприятие. smile
Виктория Валериевна Чекулаева # 13 мая 2020 в 13:25 0
На следующий год дают как-раз 6 классы, данную разроботку обязательно применю в своей практике, жаль нет презентации к ней, но обязательно дополню её