Формы и методы реализации внеурочной деятельности по истории

Внеурочная деятельность по истории. Из опыта работы

Увеличение объема научно-познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, - хорошо известное явление.

Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник.

Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия?

Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении учащихся к внеклассным занятиям по предметам образовательного цикла.

Совершенствование различных форм и методов внеурочной деятельности по истории способствует углубленному изучению программного материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников, но в большей степени тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной эмпирической и исследовательской работы с исторической литературой, научно-историческими источниками, справочно-энциклопедическим и архивным материалами, воспитывает такие качества личности, как инициативность, уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за славное прошлое своей страны, принадлежность к её корням, за героизм соотечественников, проявленный на протяжении всей многовековой её истории.

Формы внеурочной деятельности разнообразны: игры, аукционы, викторины, народные фольклорные и календарные праздники.

При организации мероприятий, в основу которых положены игры как один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимого в детском возрасте, следует помнить о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к их проведению:

• игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

• игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое во внеурочное время оформление - красочным и разнообразным;

• в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность;

• игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

В ходе игры даже ученики, отличающиеся некоторой леностью ума, желающие все получить в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение проигравшего мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать на конкретные ситуации.

Учителя истории предлагают такие игры, само содержание которых активизирует деятельность учащихся: сюжетные, ролевые и игры-путешествия во времени.

Аукцион

Соревнование, в котором побеждает школьник, назвавший наибольшее количество фактов, характеризующих какую-либо тему (например: «Жизнь и быт москвичей в XIV в.», «Средневековый город»).

Учитель ведет аукцион: задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя.

Турнир ораторов

Несколько ребят делают сообщение по теме (заранее предложенной). Судит конкурс учитель или избранное классом жюри. Оцениваются не только знания, но и умение говорить связно, доказательно.

Вопрос - ответ

Цель игры - не столько повторение и закрепление пройденного учебного материала за определенный отрезок времени, сколько расширение кругозора новыми, малоизвестными историческими фактами и событиями. Эта игра может проводиться как в виде вариативной формы самого занятия, так и может быть включена одним из этапов занятия.

По команде учителя учащиеся записывают любой вопрос по истории. (Например: Какое событие произошло в 1812 году? Кто такой Александр Невский? Что значит Гражданская война?) Ассистенты собирают листочки, перемешивают их и раздают вновь. Учащиеся, получив листок с вопросом, пишут на другой стороне свою фамилию и ответ. Часть ответов зачитывается и анализируется учителем и школьниками.

На внеклассных занятиях нами апробировано несколько вариантов игр. Это учебно-познавательные, театрализованные и деловые игры.

Приведём один из вариантов деловой игры.

В начале занятия, на котором заявлена для рассмотрения о трудовых правах проблема, учащиеся распределяются на группы. Каждая мини-группа исполняет роль различных участников трудовых правоотношений (администрация предприятия, профсоюзный комитет, совет трудового коллектива, суд присяжных, мировой судья). Учащиеся получают несколько «документов» (заявления, докладные, объяснительные записки), причем не все из них относятся к компетенции того участника правоотношений, роль которого играет данная группа ребят. Нужно сначала переадресовать «чужие» документы, а затем принять правильное решение по «своим».

На выполнение первого задания - 10 минут, второго - 15 минут.

Содержание «документов» должно быть понятно участникам игры. Составляя их, следует использовать названия близлежащих учреждений и предприятий. Задания выполняются на основе текста Трудового кодекса Российской Федерации (книги находятся на столах). Можно использовать свои блокнотные записи, тексты принятых в последнее время законов, материалы периодической печати, СМИ.

После того как ребята выполнили задание, весь класс в течение 5 или 10 минут обсуждает правильность принятых решений.

Окончательное решение о том, кому рассматривать тот или иной спорный «документ», принимается после разъяснений учителя.

После коллективного обсуждения и выполнения обоих заданий ученики сами дают оценку работе групп. Учитель комментирует итоги работы. Важно подчеркнуть, что разграничение компетенции различных участников трудовых правоотношений - это не «бюрократические игры» с «бумажками», а необходимое условие справедливого разрешения трудовых споров и иных конфликтов, возникающих в процессе производственной деятельности.

Итогом игры может стать дискуссия о сильных и слабых сторонах действующего трудового законодательства.

Каждый народ в мире имеет свои, только ему присущие национальные особенности, характер. О жизни русского народа написано много и писателями, и философами, и политиками. Через века из поколения в поколение передавались нравственные ценности, обычаи, традиции.

В наши дни поток информации о материальных жизненных ценностях, достижениях в науке и технике порой заглушает интерес к самобытному народному творчеству, к главному занятию человека на земле - хлебопашеству. А потому необходимо во внеурочной деятельности более подробно говорить об этом, напоминая о наших национальных традициях, воспитывая уважение к труду предков, подводя к пониманию духовных народных корней.

Трудолюбие как главная добродетель крестьянина, добросовестное отношение к труду, ставшее устойчивым обычаем и привычкой, потребность в труде, превратившаяся в один из главных мотивов жизнедеятельности, составляли на Руси неотъемлемую часть мировоззрения крестьянина.

Сельский труд имел ценнейшую духовно-нравственную основу: стремление выполнить работу как можно лучше обусловливалось внутренней культурой хлебопашца. Любовь к земле- матушке как к кормилице, любовь к родной природе, красоту которой неграмотный крестьянин понимал, боготворил, воспевал, ярко выражена в народном творчестве.

Эту тему мы предлагаем раскрыть на внеклассном занятии «Ремесла на Руси». Обращая внимание детей на произведения искусства, сделанные руками простых людей, невольно подводишь к выводу: какие талантливые люди жили в России!

Крестьянские ремесла на Руси отличаются глубокой самобытностью, являются истоками нашей национальной культуры. Это был не просто труд, а труд, приносящий удовлетворение душе, детям, окружающим. У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, хохломская, гжельская росписи и др. Они продолжают развиваться и сегодня.

Отрадно, что в нашей стране есть истинные подвижники, не дающие погибнуть многим старинным ремеслам. Тем насущнее встает вопрос о пропаганде богатых традиций народного искусства среди учащихся и привлечении их к творческому труду во внеклассной работе.

Вплоть до начала XX века многие лучшие черты отношения к труду сохранялись в монастырях, которые были образцами добросовестной качественной работы. В этом плане ярким примером служит Троице-Сергиев монастырь, основателем которого стал Сергий Радонежский. Народ признал его своим игуменом, то есть наставником. Это значит, что трудолюбие, желание старательно и добросовестно делать свое дело были главным народным идеалом, определяющим его жизнеспособность. «Труд - дело святое», - считали монахи. На примере жизни Сергия Радонежского и его сподвижников можно раскрыть перед учащимися эту тему на очередном внеклассном занятии.

Христианство внесло сильное организующее начало в развитие труда, укрепило его духовно-нравственное ядро. Описание жизни в монастыре, постоянный труд самого Преподобного, его скромность, непритязательность в быту и в то же время забота о ближних давали ориентир в жизни. Своей святой и высокой жизнью он совершал в сердцах и умах своих современников глубокую нравственную и мировоззренческую перемену, которую в народе назвали чудом. Именно эти духовно-нравственные ценности должны насытить содержание внеклассного занятия, и замечательно, если о них расскажут сами ученики.

Не случайно поколение, принявшее за образец жизнь Сергия, смогло справиться с труднейшей и самой важной задачей своего времени — победить врага в главной битве - Куликовской.

«Преподобный Сергий любил свою Родину и верил в творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие», - отмечал Патриарх Москов-ский и Всея Руси Алексий II.

Раскрывая эту тему перед учащимися, учитель подводит их к пониманию того, что Преподобный Сергий и история нашей страны связаны нерушимыми узами. «Печать благодатного влияния Преподобного, его небесного заступничества легла на все важнейшие события в судьбах нашего Отечества», - отмечал Алексий II.

А мы добавим, что и сегодня духовное начало продолжает оставаться главным залогом успешного развития России и нам по примеру Сергия Радонежского надо прежде всего научиться служить ближнему, своими добрыми делами и поступками увеличивать положительный потенциал нашего общества.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

КВН по истории Казахстана

Нет комментариев. Ваш будет первым!