Размышления о воспитании
Ребенок – самое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу, возможность превратиться в Волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с душой ребенка, педагог сможет постепенно раскрыть безграничное множество задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Он сможет направить ребенка на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование. Волшебство учителя в том и заключается, чтобы придать обучению многогранность и гармоничность. Для этого необходимо вооружиться верой в то, что ребенок не случайность, а явление в нашей земной жизни, что он несет в себе свою миссию и наделен огромной энергией духа для ее претворения.
Гуманная Педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. В основу всякого развития ребенка она ставит развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству.
Понятия Воспитатель и Воспитанник содержат высочайшее духовное содержание, имеющее тот же источник, что и базисные для нас понятия: Детский сад, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Педагог и воспитанник являются главными обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.
Пространство детства – что это такое? Как в нём вести себя взрослому? Как строить жизнь рядом с ребёнком? Пространство детства – это простор, в котором есть место всему: познанию и игре, любви, дружбе, семье, природе, социуму. В этом пространстве ребёнок находится рядом с теми, кто его учит и воспитывает. И от педагога зависит, что с ним там произойдёт. Пространство – хорошее слово. Как океан, в котором плавают рыбы – дети. Конечно, это образ, виртуальная реальность. Нам кажется, что мы всё знаем про детство, а на самом деле это таинственный мир. Надо погрузиться, поплавать в нём, чтобы что-то понять. Януш Корчак не зря говорил о том, что мы не можем до конца знать, как ребёнок растёт духовно. Почему он вдруг в одночасье делается хорошим? Это таинственные процессы. Мы должны остановиться в изумлении перед входом, а не вторгаться со своими требованиями и запретами.
Мне очень нравятся
10 заповедей воспитания Януша Корчака. Я предлагаю вам некоторые из них:
Не жди, что твой воспитанник будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Вы знаете, детство на самом деле всегда страшно, всегда трудно. Ребёнку необходима помощь. Живя вместе с ребёнком его жизнью, мы, по сути, рассказываем ему, кто он такой. Главный результат один – высокая самооценка ребёнка. Он любит себя, знает себя, а значит, может любить других, может выстраивать позитивные отношения с миром.
Что же мешает нам строить отношения с нашими воспитанниками? Мешает непонимание ценности сегодняшней жизни ребёнка, незнание, кем он является сегодня. То есть, конечно, теперь уже все говорят, что ребёнок не готовится к жизни, а живёт прямо сейчас, но на практике это осуществляется редко. Мешает неготовность обеспечивать ребёнку полноценную жизнь. Больно и трудно быть ребёнком. А мы говорим: это всё ерунда, не вовремя, надо учиться, а не забивать голову пустяками. Детство воспринимается как черновик, который потом можно переписать набело. Это ужасная ошибка.
Хороший педагог видит своего воспитанника как бы в трёх проекциях: прошлого, настоящего и будущего. Будущее - совершенный образ, где подмеченные педагогом задатки, те или иные психологические свойства личности доведены до высочайшего уровня развития. Настоящее- то, что уже реально есть. Прошлое- то, что было до настоящего.
Всматриваясь вместе с ребенком в его настоящее, педагог помогает ему увидеть изменения, тенденции роста, соотносит их с тем, что было и что ожидается в будущем, планирует дальнейшую деятельность. Предвидеть будущее, мечтать о нём, действовать сообразно мечте - вот незаменимое топливо и воспитания, и самовоспитания. Воспитатель по крупицам отмечает первые ростки, первые микроэлементы будущего, человека.
Каждый находит в жизни то, что хочет найти. Если наши ребята будут искать светлое, они его найдут непременно. Важно, чтобы у этого поиска был верный компас- мечта. Хотите, чтобы дети жили счастливо и интересно? Мечтайте с ними. Хотите вырастить бесстрашных борцов за светлое, высокое, доброе? Учите их мечтать о светлом, высоком, добром.
Проблема отношений, общения, взаимопонимания – одна из главных в педагогике. Подлинное общение невозможно с позиции силы, волюнтаризма, авторитарности. Детский сад должен воспитывать у своих учеников бережное, гуманное отношение к людям и созданному их трудом. Детский сад - это его порядки, режим, система обучения, и прежде всего, воспитатели. Каждый из них, ведя свою мелодию, должен уметь слышать, насколько она созвучна другим, чтобы весь ансамбль исполнял одну симфонию.
Наша цель – дать возможность каждому найти и реализовать себя, побудить к самообразованию, саморазвитию, научить учиться, то есть помочь ребёнку кем-то стать завтра. Задача педагога не упустить первые росточки успеха, первые блёстки таланта, поддержать, помочь осознать свои возможности, направить в нужное русло энергию, и сделать это тактично, умно, ненавязчиво. Но как часто нам не хватает времени, чтобы заметить доброе, хорошее в ребенке, чтобы помочь ему увидеть себя другими глазами, таким, каким он может и должен стать. Плохое замечаем, подчёркиваем, а вот доброе разглядеть часто и не пытаемся. А вслед за нами и дети не умеют радоваться успеху товарища, доброму делу, сильным сторонам характера.
Детей нельзя воспитывать по-детски. Ребёнок играет ту роль, которую ему предоставляют обстоятельства. Маленькая роль растит маленького человека, масштабная, великая роль растит масштабную, великую личность.
Современный писатель и философ Г.С. Померанц пишет: «Жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни люди всё время слышат только скрип, а другие всё-таки умудряются расслышать музыку». Педагогическая программа – научить ребёнка тонко улавливать и различать подлинную музыку жизни! Счастлив дом, где голос скрипки наставляет нас на путь…
Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведёт к тому, чтобы нейтрализовать, задавить, уничтожить всё, что есть воля и свобода ребёнка, сила его требований и стремлений. «Послушный, воспитанный, добрый, удобный…». И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни. Нельзя сказать человеку: Ты можешь творить. Так давай, твори. Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет. И сразу он, твой воспитанник, объявит: я готов жить своей жизнью, и ты откликнешься: теперь ты можешь жить сам, живи же.
Ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Вы помните, с чего мы начинали наш разговор? «Ребёнок – самое удивительное чудо из всех чудес». Хорошо бы нам помнить об этом в нашей повседневной реальности и, беспокоясь о том, кем ребёнок будет завтра, не забывать, что кем-то он является уже сегодня.
Рекомендуем посмотреть:
Визитка воспитателя детского сада
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия
Визитная карточка "Моя профессия - воспитатель"
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия