Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности»
На современном этапе развития российского общества главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Один из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, — метод проектной деятельности. В дошкольном образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.
Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно любознательны. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.
Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется возможность шире реализовать свои возможности в познании.
Использование учебного проекта дает возможность интегрировать различные образовательные области и направления деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
Чаще всего используются смешанные типы проектов:
• исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
• информационно-практико-ориентированные, где дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
• творчески-ориентированные с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказок и решают поставленные проблемы.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:
• умение работать в коллективе,
• умение брать ответственность за решение,
• умение разделять ответственность,
• умение анализировать результаты своей деятельности.
При использовании метода проектов необходимо придерживаться следующих требований:
1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).
5. Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
Можно использовать следующие формы детских проектов:
1. Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
2. Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Домашние животные».
3. Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
4. Игровые: «Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.
Работу над проектом необходимо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
1. Постановка цели;
2. Поиск формы реализации проекта;
3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7. Работа над проектом, его коррекция;
8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.
К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей. Форма защиты проекта должна проходить ярко и интересно, так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»