Урок литературы, 9 класс. Образ родины в стихотворениях Есенина
Конспект урока литературы в 9 классе на тему «Образ родины в стихотворениях С.А. Есенина»
Цель: расширить представления учащихся о поэзии С.А.Есенина и ее значении в литературе. Задачи: Обучающие: познакомить со стихотворениями поэта и их особенностями. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, творческие способности, навыки литературоведческого анализа, коммуникативные и информационные компетентности. Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ. Методические приёмы: технология развития критического мышления; выразительное чтение, ИКТ, элементы анализа текста. На доске оформление: портрет Есенина, фотография дома, в котором он родился, рязанских просторов, березы и пр. На столе раздаточный материал, учебник литературы, словари русского языка.
Ход урока
Вы знаете, что в этом году наша страна празднует 125-летие со дня рождения С.А. Есенина. Сегодняшний урок литературы мы посвятим изучению его стихотворений и рассмотрим их особенности. Подробности вы узнаете чуть позже. А сначала посмотрите оформление доски и подумайте, какие ассоциации (мысли) приходят вам в голову, когда вы слышите слово Родина?
Фаза вызова
Подумайте и запишите слова в столбик. На обдумывание и запись 2-3 минуты. На доске: Родина
Запись на доске в первый столбик, во второй столбик будем записывать слова и выражения из стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
(Ребята читают свои варианты слов)
Таблица 1 (см. приложение)
МОИ АССОЦИАЦИИ
Страна
Россия
Природа
Березы
Простор
Фаза осмысления
Поэты часто посвящают своей стране большое количество произведений.
Подумайте, почему так много пишут о Родине? Записать в свободные строчки на раздаточном материале.
Ответы детей: выразить свои чувства, рассказать о том, чем можно гордиться, чтобы ценили и любили свой край.
Сергея Александровича Есенина считают единственным поэтом, в творчестве которого стихи о родине трудно выделить в отдельный раздел. Сам поэт писал, что чувство родины основное в его творчестве. Следует отметить, что поэт родился и рос в глубоко религиозной семье. Бабушка часто водила внука в монастырь. В ее доме собирались странники, монахи, художники, которые рассказывали друг другу разные истории о чудесах, о Боге, читали Библию. Дедушка его так же знал очень много из духовных стихов. В такой обстановке и рос будущий Есенин, создавший свой особый поэтический мир. Какой он? Сегодня нам предстоит разобраться в нашей творческой лаборатории.
Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение С.А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная». Учебник Литература В.Я.Коровина, 2 часть, стр. 68 или раздаточный материал и выпишем фразы (во 2-й столбик), которые ассоциируются со словом Родина. (работа учащихся 5 мин)
Таблица 1
- Посмотрите на запись. Скажите, что такое Родина? Какая она у Есенина?
- Ответы ребят: Это историческое название Русь, это бескрайние просторы, природы, деревня.
- Теперь проанализируем стихотворение. Работа в парах или группах.
Прочитайте еще раз стихотворение и отметьте все незнакомые вам слова, найдите их толкование в словаре.
Для чего Есенин использует в небольшом стихотворении столько устаревших и диалектных слов? (Образ родины, деревни автор переедет такими словами, в которых звучит святость, религиозность, нежность, любовь. Глубина и сила выражения своих чувств.)
- Давайте посмотрим видеофрагмент из х/ф «Есенин»
- Понравилось вам чтение стихотворения?
- Какие чувства возникли у вас от этого прочтения?
- Вы сможете так же прочитать?
- Ответы ребят.
- Теперь вернемся к стихотворению и проанализируем его, вопросы в таблице в левом столбике, в правый вы записываете ответы:
Работа в парах или группах
Заполнение таблицы 2
Группы представляют свои работы, сравниваем, анализируем.
Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный» стр 68, отметьте слова, которые ассоциируются с образом Родины у поэта.
Ответы ребят (заброшенный край, пустырь, монастырь, забоченились избы и пр).
Фаза рефлексии
На заключительном этапе урока составьте синквейн, который будет вашим выводом к сегодняшнему уроку. Каков образ Родины у С.А.Есенина (по одному или двум прочитанным стихотворениям)
Памятка на столе или проецируется на экран. Составление синквейна развивает у школьников умение оформлять выводы в краткой форме.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.
5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней.
1 Родина
2 бескрайний, святой
3 смотрю, побегу, прозвенит
4 «Не надо Рая, дайте родину мою»
5 любовь
Ученики зачитывают свои варианты синквейнов. Запишите в таблицу: о чем и о ком вы узнали сегодня на уроке.
Подумайте, как можно было бы назвать сегодняшний урок? Варианты ответов, записать тему урока на доске из предложенных тем или сформированных коллективно, например, «Образ родины в стихотворениях С.А. Есенина».
Образ родины в стихотворениях Есенина один из основных в его творчестве. Родина для него – это, прежде всего, русская деревня (часто заброшенная, с кривыми избами), природа, простой деревенский народ.
С.А Есенин прекрасно знал крестьянскую жизнь, был с ней тесно связан и гордился ею — всё это отразилось на его поэтическом творчестве, он смог стать настоящим народным поэтом. Домашнее задание у вас будет групповое: проанализировать по группам стихотворения в учебнике (стр. 69-72)
Скачать Урок литературы в 9 классе «Образ родины в стихотворениях С.А.Есенина»
Добрый вечер Лилия Викторовна, замечательная разработка у вас получилась,интересная и познавательная,увлекательная, а главное доступная. Я очень люблю творчество Сергея Есенина, спасибо большое! Голос!