Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы?

Конспект интегрированного урока в 9 классе. Литература + МХК
Конспект интегрированного урока (литература + МХК, рассчитан на 2 ч.) по теме: «Кто вы, Печорин? - Вы человек иль демон? - Я -…»
Художественно-педагогический замысел: Г. А. Печорин: человек, демон, игрок.
Цели: продолжить знакомство с романом и образом главного героя; дать учащимся панораму образа Печорина в романе; совершенствование навыков сопоставительного анализа главных героев двух произведений М. Ю. Лермонтова; показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства; развитие речи.
Задачи: выявить основные характеристики образа Печорина, эскизно познакомив учащихся с основными сюжетными линиями романа; помочь проведению сопоставительного анализа главных героев двух произведений М. Ю. Лермонтова: поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени»; показать, как отражены данные образы, чувства, настроения в других видах искусства.
Оборудование: 1. доска с записью темы, эпиграфа урока;
2. диапроектор;
3. экран на штативе;
4. музыкальный центр;
5. аудиозаписи: М. И. Глинка. Ноктюрн «Разлука»; Фуга для органа ми бемоль мажор и слайды (слайд-комплект «М. Врубель», кадры 2 – «Демон сидящий»; 4 – «Тамара и Демон-1»; 5 – «Тамара и Демон-2»; 18 – «Азраил»; 19 – «Серафим»).
Раздаточный материал: фрагменты поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» и романа «Герой нашего времени».
Ход урока: 1. Оргмомент (1мин)
2. Проверка домашнего задания (10мин):
А) Краткая справка о времени создания обоих произведений, сопоставительный анализ которых будет проводиться в ходе урока (учитель).
Б) Пространство в поэме и романе (фрагменты зачитывают учащиеся).
Чтение фрагмента №1 (из поэмы «Демон»):
На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Ещё стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной.
……………………………….
……………………………….
(До слов включительно): Идут, звеня, издалека,
И, низвергаясь сквозь туманы,
Блестит и пенится река.
Вопросы к классу: - Где происходит действие поэмы?
- Где находится эта долина?
Чтение фрагмента №2 (из романа «Герой нашего времени»):
«Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. ………… до слов Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились…»
Вопросы к классу: - Что общего в прочитанных эпизодах?
- Как вы думаете, почему Лермонтов выбирает Кавказ местом действия?
3. Новая тема:
1) Экспозиция: главный герой романа и урока.
Чтение фрагмента №3(предисловие к роману «Герой нашего времени»):
« Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили в возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у нас пощады? Уж не оттого ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали?...»
Вопросы к классу: - Кто к нам обращается?
- Кому адресованы вопросы из предисловия романа?
- Зачем Лермонтов задаёт так много вопросов, когда
роман ещё не начат?
- Судя по этому фрагменту, с каким героем нам
предстоит встретиться?
2) Завязка действия.
Краткая справка: интерес М. А. Врубеля к творчеству М. Ю. Лермонтова, тема Демона в живописи художника ( с 1890 г.); работа над иллюстрациями к роману «Герой нашего времени» (1891 г.)
Показ кадра «Демон сидящий»
- Каким вы видите Демона?
- Какой он для вас?
- В каком мире он находится?
Вывод в тетрадь: как постоянно движется, меняется этот мир, так изменчив и человек. Каждую минуту он становится иным.
Слово учителя (в тетрадь): То, что поэма «Демон» и роман «Герой нашего времени» написаны практически в одно и то же время, не является случайным. Не случайно и совпадение места действия. На сегодняшнем уроке нам предстоит провести сопоставление двух главных героев произведений: в чём их сходство, а в чём различие?
Комментарии учителя к эпиграфу урока: «Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе» (М. А. Врубель).
Врубелю было очень важно подчеркнуть, что Демон – это не чёрт с рожками и копытцами, а дух. Частица его живёт в душе каждого человека. Поэтому тему мы обозначили цитатой из другого произведения М. Ю. Лермонтова – драмы «Маскарад».
Запись темы урока: «Кто вы, Г. А. Печорин? «- Вы человек иль демон?
- Я -…»
На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.
3) Развитие действия.
Возвращение к образу Демона.
Экспонируется кадр «Демон сидящий». Звучит фрагмент 4-а.
1
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
……………………………………
……………………………………
До слов: Припомнить не имел он силы!
Вопросы к классу: - В каком настроении (состоянии) показан главный герой?
- Всегда ли он был таким?
- Что вызывает его печаль?
Звучит фрагмент 4-б.

2
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
………………………………….
До слов: И зло наскучило ему.
Вопросы к классу: - Каким становится отвергнутый высшими силами Демон для жителей земного мира?
- Нравится ли ему «сеять зло»?
- К какому итогу он приходит?
Звучит фрагмент 4-в.
Слово учителя: - Теперь посмотрим, каким мы встречаем «героя нашего времени» - Печорина. Каков этот человек? Какие качества его отличают?
«Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные………..До слов: …Вот уже полтора месяца, как я в крепости N; Максим Максимыч ушёл на охоту…Скучно!
Проблемная ситуация: Выделите в текстах то, что подчёркивает внутреннюю общность Печорина и Демона.
4) Отношение героев к миру природы.
Фрагмент 5-а.
4
И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
………………………………………
………………………………………
До слов: И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
Вопросы и задания классу: - Какова природа Кавказа?
- Найдите в тексте те образные выражения, к каким обращается Лермонтов, чтобы описать этот край.
- Замечает ли это великолепие главный герой?
- Каким эхом оно отзывается в его душе? Почему?
Но та же природа окружает и Печорина. Что чувствует при виде этого пейзажа Печорин? (Работа с ключевыми словами, оборотами:
- «вид с трёх сторон у меня чудесный»;
- «на восток смотреть веселее»;
- «весело жить в такой земле»;
- надежда на избавление от «страстей, желаний, сожалений»).
Помните, у Пушкина: «На свете счастья нет,
Но есть покой и воля».
Именно этого и ищет Печорин. Но найдёт ли он то, чего желает?
- Отличается ли видение мира природы Печорина от видения Демона? Почему?
Сообщение уч-ся. Кратко содержание «Бэлы» (Печорин на свадебном пиру видит Бэлу, и та оказывает ему знаки внимания. Печорин крадёт Бэлу и стремится добиться её благосклонности.
Фрагмент 6-а.
Поисковая работа по тексту романа.
… она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня, - прибавил он, ударив кулаком по столу…
- Выделите и прочитайте ту часть текста, которая доказывает сильное волнение Печорина. Почему он так взволнован?
Слово учителя: - Однажды Максим Максимыч оказывается случайным свидетелем разговора Печорина с Бэлой, которая по-прежнему прячет от него свой взгляд и дичится. Максим Максимыч входит к Печорину.
Фрагмент 6-б.
Григорий Александрович ударил себя в лоб кулаком и выскочил в другую комнату. Я зашёл к нему; он сложа руки прохаживался угрюмый взад и вперёд.
- Что, батюшка? – сказал я ему.
До слов: Мы ударили по рукам и разошлись.
Вопросы на осмысление эпизода: - Чего хочет Печорин?
- Только ли покорности Бэлы?
- Какие особенности характера, души Печорина видны в этих фрагментах?
Слово учителя: - Вернёмся к поэме «Демон». (Кратко: пролетая над горами Кавказа, Демон видит пляску Тамары на свадебном пиру. Девушка привлекает его внимание. В тот же день Демон губит её жениха.
Фрагмент 7-а + слайд
Выразительное чтение отрывка из поэмы:
15
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
…………………………
…………………………
До слов: Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
Вопросы: - Зачем Демон поёт девушке, утратившей жениха, эту лёгкую и сладкую песнь?
- Чего он хочет добиться?
Фрагмент 7-б.
Кратко: Печорин требует от Бэлы весёлости, даже когда она догадывается о его охлаждении к ней. Максима Максимыча это тревожит, и он заводит с Печориным откровенный разговор об этом.
- Чем же вызвано охлаждение Печорина?
Выразительное чтение отрывка:
«Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так……….. До слов: Так говорил он долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний…»
Слово учителя: - Обратите внимание на выражение «мне всё мало». Найдите в тексте слова, которые раскрывают эту мысль. (Бесконечная борьба в душе).
- Можно ли назвать Печорина обычным, заурядным человеком?
- Что поразило Максим Максимыча в словах «этого двадцатипятилетнего человека»?
- Почему здесь мы впервые узнаём о возрасте Печориан?
Фрагмент 7-в.
Сжатый пересказ уч-ся: охота Печорина и выстрел Казбича. Рана Бэлы. Её смерть.
«Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал….До слов: У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»
Вопросы к классу: - Что пугает Максим Максимыча в реакции Печорина?
- Почему смех Печорина показался ему страшен?
- Что на самом деле чувствует Печорин?
Сообщение уч-ся. Кратко содержание «Княжна Мэри» (встреча с Грушницким, встреча с княжной, влюблённость Грушницкого).
Фрагмент 8-а.
- Ты видел? – сказал он, крепко пожимая мне руку, - это просто ангел!
- Отчего? – спросил я с видом чистейшего простодушия.
………………………………………………………………………………
До слов: ..вряд ли, говорю, найдётся такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражён неприятно».
Вопросы для анализа образа главного героя:
- Искренен ли Печорин в разговоре с Грушницким?
- Почему?
- Что движет Печориным?
- Что заставляет его лгать?
Учитель кратко: Печорин решает добиться любви княжны Мэри, но не обычным способом.
Фрагмент 9.
«После обеда часов в 6 я пошёл на бульвар: там была толпа; княгиня с княжной сидели на скамье, окружённые молодёжью, которая любезничала наперерыв… ……………. До слов: …несколько раз её взгляд, упадая на меня, выражал досаду, стараясь выразить равнодушие…»
Вопросы для анализа образа главного героя:
- Зачем Печорин так ведёт себя?
- Чего он хочет в данный момент?
- Чего он хочет добиться в дальнейшем?
Фрагмент 10.
« В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись. Княжна меня решительно ненавидит………. До слов: Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический».
Вопросы для анализа образа главного героя:
- Зачем Печорин всё это делает?
- Искренен ли он?
- А как воспринимает его поведение княжна Мэри?
- Считает ли она поступки Печорина искренними?
Фрагмент 11.
«Я внутренне хохотал и даже два раза улыбнулся, но он, к счастию, этого не заметил. ……………..до слов:….я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, - и тут-то я буду наслаждаться…»
Проблемная ситуация:- Чем собирается насладиться Печорин?
- Зачем ему откровенность Грушницкого?
- Если так, воспринимает ли Печорин его всерьёз?
Работа над образом Веры. (Кратко: доктор Вернер рассказывает Печорину о встрече с Верой).
Фрагмент 12.
«………..родственница княгини по муже, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…Не встретили ль вы её у колодца?.......... до слов:..Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!»
Вопросы к классу: - Почему Печорин просит отозваться о нём дурно?
- Что он чувствует по уходе доктора?
- Искренен ли Печорин сейчас?
- Чего не может забыть Печорин? (любовь)
Любовь Демона.
Слово учителя: Я предлагаю вам снова вернуться к поэме Лермонтова «Демон». Посмотрим, каким становится Демон, вновь испытав чувство любви.
Фрагмент 13 + слайд.
Демон.
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
…………………………………….
…………………………………….
До слов: И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!
- Какие желания пробудились в ранее «бесплодной» груди Демона?
Фрагмент 14.
- Каким предстаёт Демон перед Тамарой?
- Можно ли сказать, что он прост, однолинеен?
Демон.
Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
…………………………………..
…………………………………..
До слов: Стараться всё возненавидеть
И всё на свете презирать!
- Какое чувство пробуждает в нём любовь?
- Зачем Демону нужна любовь?
Теперь посмотрим, как воспринимает его слова Тамара.
Тамара.
Кто б ни был ты, мой друг случайный, -
Покой навеки погубя,
Невольно я с отрадой тайной,
Страдалец, слушаю тебя.
………………………………………….
………………………………………….
До слов : Ужель ни клятв, ни обещаний
Ненарушимых больше нет?...
- Какое предчувствие терзает её?
Фрагмент 15 – поцелуй Демона + слайд.
11
И он слегка
Коснулся жаркими устами
Её трепещущим губам;
……………………………..
……………………………..
До слов: И безнадёжное прощанье –
Прощанье с жизнью молодой.
Вопросы к классу: - Какой оказалась любовь Демона для земной девушки?
- Понимал ли Демон, что губит её?
Любовь Печорина.
Фрагмент 16 – поцелуй Печорина.
«Я ехал возле княжны; возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд.Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп………… до слов:
- Хотите ли этого? – продолжала она, быстро обратясь ко мне…В решительности её взора и голоса было что-то страшное…
- Зачем? – ответил я, пожав плечами. »
Вопросы для обсуждения: - Подумайте, почему объяснение происходит в этом месте?
- Изменилось ли ваше мнение о герое?
- Если да, то что повлияло на это?
- Кто он для вас сейчас?
Фрагмент 17 – последнее объяснение Печорина с княжной.
«Я стоял против неё. Мы долго молчали; её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; её бледные губы напрасно старались улыбнуться……. До слов: -Я вас ненавижу, - сказала она ».
Вопросы для обсуждения: - За что княжна его ненавидит?
- Как бы вы оценили поступок героя?
- Кто же он на самом деле?
Фрагмент 18.
Проблемная ситуация: - Почему Печорин так поступает?
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!.............................до слов: Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности».
Самостоятельная работа: - Какие качества души Печорина роднят его с Демоном? Выделите в тексте.
Фрагмент 19 + кадр «Азраил» + М. И. Глинка. Фуга ми бемоль мажор + кадр «Серафим» + кадр «Демон сидящий»
Слово учителя: -Теперь посмотрим, каким предстаёт перед нами Демон в конце поэмы, после смерти любимой.
16
Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»
………………………………………..
………………………………………..
До слов: Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...
Вопросы для обсуждения: - Какие чувства испытывает Демон сейчас?
- Подумайте, нет ли чего-то общего в любви Демона и Печорина?
- Почему гибнет Бэла и находится практически на краю смерти княжна Мэри?
Фрагмент 20.
Самостоятельная работа: Сопоставьте этот фрагмент с тем, как оценивает последнее объяснение с Мэри Печорин.
« Я иногда себя презираю…не оттого ли я презираю и других?...Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?..Право, ровно ничего.
- Какие чувства владеют Печориным?
- Чего он ждёт от дальнейшей жизни?
Фрагмент 21.
Сообшение уч-ся: в утро дуэли с Грушницким Печорин в разговоре со своим секундантом доктор Вернером открывает ему часть своей души.
«Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй … второй?..
Вопросы для обсуждения:
- Удивило ли вас что-либо в реплике Печорина?
- Искренне ли он говорит сейчас?
- Обратите внимание на ключевые фразы (см. выделенное).
- Только ли свои поступки разбирает и судит Печорин?
- В таком случае, кем же были для него Грушницкий, княжна Мэри, даже Бэла?
4. Домашнее задание: тема урока – это тема для вашего эссе. Кто же такой Печорин? Кем вы его считаете?
5. Итоги, оценки.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока литературы в 7 классе. Былина «Садко»
Опубликовано: 3853 дня назад (5 июня 2014)
Просмотров: 5265
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Оксана Анатольевна Токмакова # 5 июня 2014 в 19:37 0
интересный получился урок! особо интересно использование исследовательской деятельности на уроке литературы. с помощью данного урока проходит углубленное изучение сразу двух произведений Лермонтова - в этом и есть ценность данной разработки!
Людмила Александровна Ерёмина # 6 июня 2014 в 09:08 0
Спасибо за поддержку и оценку данной разработки, Оксана Анатольевна! Поддержка и одобрение коллег-практиков важнее всех дипломов и наград. Успехов вам в нашей благородной, но очень непростой в настоящее время работе!
Екатерина Петровна Беликова # 13 июня 2014 в 17:57 0
Людмила Александровна! Насыщенный разнообразными методами и приемами урок: и слово учителя, и беседа, и работа с иллюстрациями (картинами),аудиозаписи, раздаточный материал, постановка проблемных вопросов, сравнение/сопоставление главных героев разных произведений одного автора, выборочный и подробный анализ текстов. Многогранная и кропотливая работа по изучаемой теме! Спасибо!
Климешина Галина # 15 июня 2014 в 17:38 0
Урок очень понравился.Сопоставительный анализ нескольких произведений становится сложен для учащихся, тем полезнее будет его провести. Интересно показана работа над раскрытием образа Печорина и образа Демона.