Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена

План-конспект урока литературы в 5 классе. Мир сказок великого Андерсена
Автор: учитель русского языка и литературы  МОУ Коляновская СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области Бяковой Анны Владимировны.

Цель урока:
обобщение и систематизация знаний по творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся со сказками Андерсена как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности,
Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение  выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, индивидуальный раздаточный материал, выставка детского рисунка.    

Литературные источники:
1. Г.Х.Андерсен «Оле-Лукойе»
2. Татьяна Керстен «Дюймовочка», «Оловянный солдатик»
3. Аполлон Коринфский  «Дания – моя Родина»                        
Ход урока
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Вдруг раздаётся стук в дверь.  - Кто это к нам пришёл на урок, ребята?
1. Появляется Оле-Лукойе (инсценированный монолог)
Информация для подготовки
Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, являюсь я. Подымаюсь тихонько по лестнице, потом осторожно приотворяю дверь, неслышно шагну в комнату и слегка прысну детям в глаза сладким молоком.     Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть меня, а я  подкрадываюсь к ним сзади и начинаю легонько дуть им в затылок. Подую - и головы у них сейчас отяжелеют. Это совсем не больно - у меня нет ведь злого умысла; я хочу только, чтобы дети угомонились. Под мышками у меня по зонтику: один с картинками - его я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его я раскрывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!

Вы узнали героя? Из какой сказки он пришёл к вам? Кто  автор?
Ребята отвечают.                                                              
Оле говорит: да, вы хорошие дети,  поэтому я раскрываю над вами цветной зонтик и дарю вам волшебный цветок. А в чём его волшебство, вы скоро узнаете! (показывает на доску - большой цветок, а каждый  ребёнок смотрит на цветок у себя на парте).

Этот цветок, ребята, откроет нам мир великого писателя. А теперь сами сформулируйте и запишите тему нашего сегодняшнего урока. Укажите, какого автора мы будем изучать
2. Мотивация к учебной деятельности
Я рада, что вы узнали Оле, а каких ещё героев сказок Андерсена вы помните?  Сейчас мы посмотрим. Назовите как можно больше героев.

Ребята работают в творческих группах, записывают, глядя на экран,  имена героев Андерсена, затем перечисляют их.

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
К.Г. Паустовский писал: «Андерсен научил меня светлой вере победы  солнца над тьмой и доброго человеческого сердца над злом».

А чему научил датский сказочник вас, ребята? Какие человеческие качества воспитывает он, рассказывая трогательные истории своих героев?
Выразительное чтение учителя или подготовленного учащегося:                                  

В цветущей Дании, где свет
увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни
мне певала,
Шептала сказки мне родимая
моя…
люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов
поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания – маленькая скандинавская страна. Именно там родился и творил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

4. Аналитическая работа  с научным текстом
1) индивидуальное сообщение учащегося (детство)
2) индивидуальное сообщение учащегося (учеба)

Слово учителя.                                                                
Андерсен писал: «Моя жизнь – это прекрасная сказка!» Хотя жизнь великого сказочника была полна невзгод и разочарований, его герои несут добро, свет, любовь к людям. Тот, кто хоть чуть-чуть знает биографию сказочника, в герое сказки «Гадкий утёнок» без труда узнает Андерсена. Давайте вспомним эту сказку и подумаем, чему она нас учит
Всё началось с детства. Андерсен был очень не красивым ребёнком. У него был длинный нос, а уши походили на маленькие крылышки. Гадкий утёнок тоже был не похож на остальных. Хотя у него доброе сердце и плавал он не хуже других, все животные двора презирали его. Много испытаний выпало на долю утёнка: страх, одиночество, голод и холод, долгая суровая зима. Только воспоминания о больших чудесных птицах, белых. как снег, с длинными гибкими шеями, согревали его сердце. И не очерствела душа утёнка. Внимательный читатель заметит - ни разу не нагрубил он своим обидчикам и сам себя считал виноватым: «Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня».
Пришла весна, и утёнок наяву увидел тех царственных птиц, образ которых помог пережить ему долгую зиму. Он увидел в зеркальной воде своё отражение и понял, что он тоже лебедь. Он был счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости.
Великая мудрость скрыта в словах сказочника: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца».
Обсуждение услышанного.

5. Закрепление полученных знаний
Посмотрите на наш волшебный цветок, ребята. Он представляет мир самого писателя. Как вы думаете, какие качества характера помогли Андерсену создавать его прекрасных героев?
                Мудрость                          Любовь к людям
                Душевная щедрость                 Доброта.
Ребята (по выбору) указывают эти качества на лепестках.

6. Динамическая пауза.                                              
7. Мини-исследование в творческой группе

Герой сказок Андерсена  Чему он нас учит?    
Высказывания ребят о любимых сказочных героях  чередуются с выразительным чтением лирических миниатюр.
1 группа – Дюймовочка
Крошечная девочка,
Я сошла с цветка.
Жизнь казалась дивною
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?
Мне б на небо синее
Хоть разок взглянуть.
Попрощаться с солнышком
И навек уснуть.
Слышу: в небе звонкая
Песенка твоя.
Ласточка родимая!
Ты нашла меня.
2 группа - Стойкий оловянный солдатик
Мужественный маленький солдатик
Он стоит, как акробатик,
На единственной ноге,
В оловянном сапоге.
Стойкий, Маленький, прямой.
Всё снесёт он, как герой.
От судьбы не убежит.
В жарком пламени сгорит.
      
3 группа -  Русалочка
Ребята рассказывают о памятнике Русалочке.  
4 группа – Оле-Лукойе
Словесное рисование (образ литературного героя)
5 группа – Герда.
Сравнительная характеристика героев (Герда и Кай)

Лепестки крепятся к большому цветку.

Хорошо, что мы вспомнили с вами сказку Снежная королева»  и её героев.  
Проверим ваши знания с помощью теста.  
8. Интерактивный тест.
9. Подведение итогов урока

    Прошло много лет, а люди до сих пор с удовольствием читают сказки Андерсена, любят его героев. На родине писателя ему установлен памятник с надписью «Воздвигнут датским народом», а 2 апреля – день его рождения – с 1967 года отмечается как международный день детской книги.
За выдающиеся заслуги детским писателям ежегодно вручается Международная премия Г.Х.Андерсена – золотая медаль с его профилем.
Среди награждённых – Астрид Лингрен  и Джанни Родари.
                                                                                      
Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - писал К.Г.Паустовский

10. Рефлексия.
               Доброта                   Отзывчивость
               Взаимопонимание          Уважительное отношение к близким
                        Сопричастность к чужим бедам.
      Запишите сои выводы на лепестках.

Бутоны – заветы великого сказочника.
               «Мир прекрасен!»
               «Радуйтесь жизни!»
               «Будьте терпеливы в достижении цели!»
Чего не хватает нашему цветку? Конечно, цвета, яркости красок. Раскрасьте цветок так, как вам подскажет сердце и послушайте замечательную песню (Звучит песня «Маленькая страна»)

11. Самооценка.
12. Запись домашнего задания
(по выбору учащегося):
1) сочинение-миниатюра «Моя любимая сказка Андерсена»
2) рисунок  «Мой любимый герой Андерсена»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Литературная викторина к 8 марта для 5 - 6 классов. Сценарий
Опубликовано: 3978 дней назад (2 января 2014)
Просмотров: 12429
+5
Голосов: 5
Маргарита Александровна Гришина # 3 января 2014 в 12:27 +1
Анна,очень хороший сценарий урока о сказках Андерсена.Проблемы затронутые в его произведениях,актуальны по сей день и будут актуальны всегда.Здесь и немного из биографии писателя и плавный переход от  его детства к его написанным сказками,все в игровой форме.Разборка сказок, их основных героев,обсуждение достоинст  по ступкам,чему учат образы этих героев и т.д.Такие уроки очень нужны и полезны для детей.Я за!
Анна Бякова # 12 января 2014 в 02:19 0
Спасибо за высокую оценку работы
Надежда Григорьевна Кириличева # 23 января 2014 в 14:07 0
Анна Владимировна, поздравляю. Замечательный урок. Эмоциональное и интригующее начало заставляет детей заинтересоваться с первых минут урока. Вы обращаетесь к цветку на протяжении всего урока, используете его для проведения рефлексии. Задания творческого характера очень эффективны. Спасибо за опыт.
Наталья Сергеевна Федотова # 15 февраля 2014 в 20:35 +1
Анна Владимировна, спасибо за прекрасную разработку урока. Всё методически грамотно продумано, интересно, познавательно. Очень интересная находка с цветком, возьму на заметку. Дальнейшего вам вдохновения и воплощения Ваших задумок!
Екатерина Петровна Беликова # 24 апреля 2014 в 14:38 0
Интересный материал, разнообразные виды деятельности: и слово учителя, и беседа, и элементы инсценирования, и индивидуальная работа и групповая. Мне очень понравилось. Беру на заметку. И голосую.
Мария Юрьевна Воркуева # 27 октября 2014 в 03:18 0
Анна Владимировна, спасибо за оригинальную идею осуществления системно-деятельностного подхода на уроке. Подобная структура может быть применима и на других уроках, стать традиционной. Тогда ребята поймут, как много их окружает "миров", как неповторим каждый из них и как много удивительного вокруг! "Мир басен в истории мировой литературы" или "Мир исторических песен". Такие уроки проходят ярко и оставляют в душах детей заметный след. Удачи!
Лидия Витальевна Максимова # 20 декабря 2014 в 23:34 0
Сказки Андерсена - особая страница в истории литературы: сколько в них трогательного и поучительного, искреннего и важного для развития детской души. Ваш урок построен необычно и интересно, в него включены различные формы деятельности, но при этом все время поддерживается интерес ребёнка к теме урока. Здорово!
Анна Бякова # 21 декабря 2014 в 11:27 0
Спасибо за Ваше мнение, я тоже очень люблю сказки Андерсена.
Мария Юрьевна Воркуева # 8 января 2015 в 23:38 0
Уважаемая Анна Владимировна! Прочитала Ваш урок и словно окунулась в детство! Завидую Вашим ученикам!Очень понравились слова Андерсена, что жизнь-это сказка! Желаю Вам всего самого доброго!
Анна Бякова # 14 февраля 2015 в 22:59 0
Уважаемая Мария Юрьевна!

Спасибо за теплые слова. Я познакомилась с Вашими разработками в блоге и убеждена, что Вы - творческий педагог, способный на своих уроках воспитать уважение к истории и желание изучать её.