Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Сказки А.С. Пушкина».
Демонстрационный материал: мультипроектор, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг «Сказки А.С.Пушкина».
Учитель:Пушкин!
Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Впервые мы слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Мир пушкинских стихов, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесёнке, обманутым ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был за это наказан, живёт с нами и позже, в школьные годы.
Сегодняшний урок, как вы уже догадались, будет посвящён сказкам А.С.Пушкина, знакомым вам с детства. Это не обычный урок, а театрализованный. Мы расширим представления о любимом поэте, услышим выразительное чтение отрывков из ваших любимых пушкинских сказок, рассмотрим особенности «пера» Александра Сергеевича, раскроем смысл эпиграфа: "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".
Итак, начинаем.
Звучит аудиозапись пролога к поэме "Руслан и Людмила".
Учитель:
- Почему так завораживают эти строки?
- В какой мир переносят нас пушкинские стихи?
- Вы… поверили им? Но это же сказка! Почему же вы поверили, «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского «Лукоморья»? В чем же мастерство поэта-сказочника?
Сказочный зачин в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные образы и сюжеты; «ученый кот» в роли сказочника. «Лукоморье» - мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борьбой добра и зла; присутствие самого поэта в сказочном мире; простодушие и лукавство автора.
Инсценировка отрывка. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Учитель:
- Узнали сказку? Правильно, молодцы!
- Как, по-вашему, автор относится к своим героям?
(Примерные ответы детей: Пушкин подсмеивается над Балдой, когда говорит: «Работает за семерых, ест за четверых, досветла все у него пляшет, лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, яичко испечет да сам и облупит». Поп же выглядит простодушным.)
Учитель:
- Легко ли пересказывать сказки Пушкина?
Конечно же, нет. Хочется читать дословно, стихами, которые имеют ритм – повторяемость однородных звуковых особенностей, ударных и безударных слогов. Рифма - звуковые совпадения в конце строк. Существуют такие виды рифмовки: перекрестная, когда чередуются 1 и 3, 2 и 4 строчки; парная, когда чередуются 1 и 2, 3 и 4 строчки; охватная (или кольцевая), когда чередуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Определите вид рифмовки в услышанном вами отрывке.
Инсценировка отрывка. «Сказка о царе Салтане…» »
Учитель:
Три девицы под окном…
- Наверное, из всех сказок Пушкина эта содержит больше всего волшебства. В чем оно проявляется? (Рос ребенок не по дням, а по часам; Лебедь-девица; 33 богатыря; белка, умеющая говорить и др.)
Инсценировка отрывка. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Учитель:
Выразительное чтение наизусть любимых отрывков из сказки.
- Как вы думаете, безжалостна или справедлива пушкинская рыбка?
- Что преобладает в сказке: повествование, описание, диалог? Почему?
- Почему в сказке то и дело слышится море? Найдите в тексте и зачитайте, пожалуйста, перемены, происходящие с морем. Почему оно все время меняется?
Игра "Буриме"
- А сейчас немного поиграем. На экране вы видите последние слова строчек пушкинских сказок. Вспомните и назовите начало каждой строчки, название сказки.
«Сказка о царе Салтане…»
……………………………………………………... ходит
………………………………………………………сводит
………………………………………………………вод
………………………………………………………плывет
………………………………………………………прекрасный
………………………………………………………ненастный
………………………………………………………чему
………………………………………………………ему
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
………………………………………………………неутешен
………………………………………………………грешен
………………………………………………………пустой
………………………………………………………другой
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
……………………………………………………...бесенок
………………………………………………………котенок
………………………………………………………мужичок
………………………………………………………оброк
………………………………………………………слыхали
………………………………………………………печали
Учитель:
Выпишите из поэмы «Руслан и Людмила» устаревшие слова. Подберите к ним современные синонимы.
1) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой… (берег)
2) Да вдруг раздался глас приятный… (голос)
3) В унынье, с пасмурным челом, (лицом)
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые…(молодые)
4) Невеста очи опустила… (глаза)
5) В пещере старец, ясный вид,
Спокойный взор, брада седая… (борода)
- С какой целью поэт использует устаревшие слова?
- К каким сказкам сделаны иллюстрации? Ответьте на этот вопрос строчками из произведений.
Учитель:
- Какую главную мысль проносит А.С.Пушкин через все свои сказки? (Работа с эпиграфом урока, параллель с баснями И.А.Крылова – сказки тоже содержат мораль).
- В чем же особенности «пера» А.С.Пушкина? (Стихотворная речь, ритм, рифма)
- Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты).
Учитель:
Молодцы, ребята! Задачи урока выполнены. Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в поэтический мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина. (Выставление оценок и их комментирование).
Домашнее задание: составить кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.
Рекомендуем посмотреть:
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»