Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль семьи при оказании логопедической помощи в системе реабилитационного процесса

Советы логопеда. Роль семьи при оказании логопедической помощи в системе реабилитационного процесса
Название: Роль семьи при оказании логопедической помощи в системе реабилитационного процесса.
Назначение материала: Рекомендации родителям для продолжения коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Для какого возраста: Игры для детей разных возрастных групп с учетом особенностей речевых нарушений.

Речевые расстройства широко распространены у детей различных возрастных групп.
Лучших результатов в работе с детьми с речевой патологией можно достигнуть только в тесном контакте с семьей ребенка.
Целью работы является обучить и показать родителям, как работать с ребенком в домашних условиях, дать ряд упражнений в качестве рекомендаций для продолжения коррекционной работы дома.
Для того чтобы включить семью в реабилитационный процесс, был подобран материал и написана программа: «Формирование речевой инициативы у детей с разной степенью умственной отсталости».
Руководствуясь программой («Формирование речевой инициативы у детей с разной степенью умственной отсталости»), в течение всего курса реабилитации родителям показывается специфика и система работы с данной категорией детей.
На занятиях формируются: пассивный словарь; активный словарь; развитие понимания речи; формирование речи в процессе обыгрывания игрушек; формирование коммуникативных функций.

Игра «Дорожка»
Цель: Учить детей простому конструированию: постройке дорожки из брусков (кирпичиков). Использовать дорожку для игры: водить по ней куклы, возить машину. Побуждать детей к произнесению слов и звукоподражаний: дай, на, ляля, топ-топ, би-би. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия: Одноцветные бруски (4-5 штук), маленькие игрушки, куклы и машины.
Ход занятия: Ребенок сидит за столом. Взрослый кладет на стол бруски и обращает на них внимание: «Вот какие красивые кирпичики! Я возьму кирпичик. Света, возьми кирпичик! Какой хороший кирпичик взяла Света! Положим кирпичики на стол, сделаем дорожку». Взрослый кладет на стол свой брусок и помогает ребенку сделать то же самое, плотно придвигая кирпичик ребенка к своему кирпичику, лежащему на столе. Так же прикладываются остальные бруски. Каждый раз взрослый и ребенок говорят: так.
Когда все бруски положены, взрослый восклицает: «Вот какую хорошую дорожку мы сделали! Света, покажи, где дорожка?» Ребенок показывает дорожку. Взрослый сажает на стол куклу и говорит: «Это ляля». Побуждает ребенка к повторению слова ляля. «Света, попроси лялю, скажи: дай». Ребенок повторяет и берет куклу. Взрослый берет себе другую куклу, ведет ее по дорожке, приговаривая: «Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ». Побуждает ребенка к повторению действия и звукоподражания.
Затем взрослый ставит на стол машину: «Это машина». Ставит машину на дорожку, катает ее, приговаривая: «Машина поехала, би-би». Предлагает ребенку покатать машину по дорожке и повторить звукоподражание. Дает ему куклу: «Посади лялю на машину и покатай по дорожке». Если ребенок затрудняется выполнить инструкцию, взрослый помогает ему. В конце занятия взрослый просит ребенка дать ему куклу и машину, а кубики сложить в коробку.

Игра «Покачай лялю»
Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Пособия. Небольшая кукла, кровать.
Ход занятия. Взрослый показывает ребенку куклу, называет ее: «Это ляля». Слово ляля повторяет несколько раз, побуждая ребенка произнести его. Взрослый говорит:
«Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю». Кладет куклу на руки ребенка и помогает ему качать куклу, напевая а-а-а, а-а-а... Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. Затем взрослый говорит: «Ляля спит, положим лялю на кроватку». Кладут куклу на кроватку.

Семья является первичной социальной группой, в которой происходит развитие ребёнка и формирование его личности, где формируются его собственное отношение к своему заболеванию и отношение к нему других членов семьи. Внутри семьи существуют сложные и многосторонние связи, обусловленные социально – культурными и психологическими факторами, что определяет необходимость включения в процесс реабилитации не только самого ребёнка, но и всей семьи в целом.

Участие родителей в развитии и коррекции речи у детей включает комплекс мероприятий в зависимости от возраста ребёнка (стимуляция развития ребёнка с использованием предметно – манипуляционных игр; формирование навыков общения; развитие игровой деятельности и др.).

Таким образом, используемая логопедом система занятий представляет собой цикл упражнений с поэтапной отработкой их родителями и ребенком дома, направленных на формирование речевых функций, развитие познавательных процессов, формирование целенаправленной деятельности.
Например:
1. Побуждать брать игрушку и удерживать её:
• Возьми игрушку;
• Достань колечко;
• Дотянись до игрушки;
• Возьми игрушку с другой стороны;
• Возьми две игрушки;
• Дай кубик, шарик, мячик.

2. Повторять действия с игрушкой в соответствии с её назначением по показу:
• Покатывать колёсные игрушки – автомобильчики, тележки;
• Катать, бросать шарик, мяч;
• Разбирать и собирать пирамиду с 3 – 4 одинаковыми кольцами;
• Собирать на стержень одинаковые по размеру детали круглой и квадратной формы;
• Собрать шарики на стержень;
• Ставить кубик на кубик, кирпичик на кирпичик.

3. Учить наблюдать за выполнением действий с игрушкой, заводной игрушкой, постройкой из деталей настольного, а затем напольного строительного материала.

4. Выполнять по подражанию простейшие манипуляции со строительным материалом.
• Дай такой же/кубик, кирпичик/;
• Возьми такой же/кубик, кирпичик/;
• Поставь как я: кубик на кубик, кирпичик на кирпичик, кирпичик на кубик, кирпичик на узкую сторону, на широкую сторону: крышу на кубик.

5. Выполнять по подражанию простейшие постройки:
• Узкая дорожка из 3-х кирпичиков, одноцветных;
• Узкая дорожка из 4-5 кирпичиков, разного цвета;
• Заборчик из кирпичиков;
• Загородка из кирпичиков;
• Башня из 3-х кубиков одинакового размера;
• Башня из 5-ти кубиков одинакового размера;
• Постройка стола, стула, диванчика, кроватки, скамейки, ворот, домика из двух элементов.

6. Выполнять постройки из деталей одного цвета/синяя дорога, желтая, зелёная, башня красная, синяя и т.д./

7. Познакомится с простейшими конструкторами: ЛЕГО, магнитный конструктор, пластмассовый, металлический.

8. Учить конструировать по подражанию простейшие игрушки: «Сделай как у меня: мебель, транспорт».

9. Учить называть сооружения, обыгрывать их, подражая взрослому.

10. Выполнять конструкции из деталей одного цвета /красный, желтый, синий/. По названию выбирать детали одного цвета.
• Находить части предметной картинки и составлять целое из двух частей /картинка разрезана по прямой.
• Рассматривать со взрослыми картинки о животных, птицах.
• Различать на картинках животных, птиц, раскладывать картинки в разные коробки по принадлежности.

Если полученный результат на подготовительном этапе закреплен в домашних условиях, то затем при повторной реабилитации через 3-6 месяцев предлагаются упражнения с постепенным усложнением действий ребенка с языковыми единицами и последующим повторением цикла на более высоком уровне. Это способствует формированию у детей языковых и двигательных стереотипов.

Разработанная система поэтапной коррекции речевой деятельности с участием семьи позволяет добиться положительной динамики.

Рекомендуем посмотреть:

Советы для родителей. Домашний логопед. Звук С Диагностика фонематического слуха у дошкольников Памятка для родителей детского сада. Артикуляционная гимнастика Рекомендации для родителей "В каком возрасте обращаться к логопеду"
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через сказку
Опубликовано: 1699 дней назад (29 марта 2020)
Просмотров: 631
0
Голосов: 0
Наталья # 29 марта 2020 в 13:56 +1
Здравствуйте! Понравились задания с кирпичиками. Вроде бы просто кирпичики, а сколько заданий можно с ними сделать и обыграть с игрушками. Отработать понятия: узкий-широкий, высокий-низкий; цвета и т.д.
Анастасия # 30 марта 2020 в 08:30 +1
Добрый день, очень интересные и несложные задания. Моему ребенку 2,5 года. Такие постройки для него будут очень интересны. Еще добавить немножко фантазии и построить разноцветные дорожки, домики и обыграть разные игровые ситуации с любимыми игрушками.
Ирина Викторовна # 30 марта 2020 в 13:52 +1
Здравствуйте! Раньше с ребенком просто играли, а сейчас больше внимания уделяем для развития понимания речи, повторения звукоподражаний, простых слов.