Приемы работы с разными видами словарей как средства формирования познавательных УУД
Описание работы: в ходе анализа комплекта учебников УМК «Школа России и УМК «Перспективная начальная школа» было отмечено, что в дидактическом материале учебников не хватает заданий, обращённых на формирование логических и знаково-символических действий. Это убедило в необходимости выявления и применения эффективных приемов по формированию познавательных УУД при работе со словарями. Данная методическая разработка может быть интересна педагогам начальной школы и учителям русского языка и литературы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал может использоваться как на уроках при изучении конкретной темы, так и при изучении других тем, при изучении нового материала и его закреплении, во внеклассной работе, на факультативах, занятиях по внеурочной деятельности и т.д.
Цель данной разработки состоит в том, чтобы учителя поняли, что работа со словарями на уроках русского языка открывает возможности для формирования познавательных УУД младших школьников, а именно логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Задачи: разработать приемы работы со словарями в начальных классов, которые способствуют формированию познавательных УУД.
***
1) Выпиши из Толкового словаря 10 слов по теме «Фрукты». Придумай и запиши распространённые приложения из двух любых слов.
__________________________________________________________________
2) Используя Словарь синонимов, напиши 3-4 предложения о домашнем животном.
__________________________________________________________________
3) Прочитайте слова. По какому признаку распределены слова в группы?
Ябл..ко
М..л..ко
Т..традь
Б..реза
…зык
За..ц
..нварь
Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.
_______________________________________________________________________
4) Определи значение выделенных слов по Толковому словарю. Сделай вывод: это разные слова или одно в разных значениях.
Волосы в косу с утра заплетём.
В поле косой косить мы пойдём.
Бежим босиком по прохладной росе -
К речке гулять по песчаной косе.
______________________________________________________________________
5) Определи значения слова звезда, воспользовавшись Толковым словарем. Запишите предложения в порядке подачи этих значений в словаре.
1. В_рхушку н_вогодней ели мы украсили кр_сивой зв_здой.
2. Вчера на представлении мы встретились со зв_здой Московского цирка.
3. В н_чном небе сияли тысячи звёзд.
_______________________________________________
6) Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его. По какому принципу отобраны слова?
1. _лф_вит, гор_д, ст_кан, р_бота;
2. с_р_ка, к_р_ва, п_суда, к_пуста;
3. п_нал, род_на, р_бята, м_тель.
Запиши слова, вставляя пропущенные буквы. Проверь себя по Орфографическому словарю.
____________________________________________________
7) Сравни два предмета по одному признаку, пользуясь Словарем антонимов.
По величине: Орел (какой?) большой, а воробей маленький.
По цвету: уголь (какой?)…….., а мел… ……………
По вкусу: перец (какой?) ……..., а сахар… ………
По ширине: река (какая?) …….., а ручей…………
По весу: камень (какой?) ………, а пушинка ……….
По смелости: заяц (какой?) ……….., а тигр ……….
___________________________________________________________________________________
Рекомендуем посмотреть:
Формирование УУД на уроках литературного чтения
Формирование и развитие УУД на уроках английского языка
Рекомендации по формированию познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе