Рекомендации по формированию познавательных УУД посредством организации работы со словарём на уроках русского языка для студентов и учителей начальных классов
Описание работы: Данные методические рекомендации разработаны на базе обобщения педагогического опыта по теме «Работа со словарем как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе» и могут быть интересны педагогам начальной школы и учителям русского языка и литературы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал может использоваться как на уроках при изучении конкретной темы, так и при изучении других тем, при изучении нового материала и его закреплении, во внеклассной работе, на факультативах, занятиях по внеурочной деятельности и т.д.
Цель рекомендаций состоит в том, чтобы учителя поняли, что проводимая из урока в урок работа со словарями способствует формированию познавательных УУД, даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.
Задачи: выделить рекомендации по работе со словарями в начальных классов, которые способствуют формированию познавательных УУД.
Рекомендации по формированию познавательных УУД посредством организации работы со словарём на уроках русского языка для студентов и учителей начальных классов
Важнейшей задачей современной начальной школы становится реализация требований ФГОС НОО, включающих личностное развитие младшего школьника и формирование универсальных учебных действий. Одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий, а именно познавательных, является работа со словарем. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 – 4 года, выпускнику начальной школы важно уметь работать с разными источниками информации, в том числе и со словарями разных видов, которые дают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая «умение учиться».
Наблюдения над деятельностью обучающихся со словарями, анализ методического опыта учителей по данной проблеме – всё это позволяет систематизировать методические рекомендации для учителей начальных классов и студентов по работе со словарём, которые способствуют развитию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка:
1. Начинать работу со словарями нужно в период обучения грамоте. При этом в период обучения грамоте познакомить обучающихся со словарём, как учебной книгой, без указания на тип словаря, а затем, на уроках русского языка уже рассматривать типы лингвистических словарей и их назначение.
2. Методы и приемы работы должны быть построены с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
3. Умело отбирать словарные статьи и определять места работы на уроке со словарём.
4. Проводить систематическую работу со словарями, с первого по четвёртый класс.
5. Необходимо иметь комплект словарей разного типа в классной библиотеке, доступной каждому ученику в любое время.
6. Нужно обязательно знакомить детей с разными видами словарей, раскрывать особенности их построения, черты отличия друг от друга, показывать приёмы работы с каждым видом словаря.
7. Использовать словарь в качестве справочного и учебного пособия
как на различных уроках, так и на разных этапах урока.
8. Выработать у обучающихся потребность обращаться к справочной литературе, научиться самостоятельно добывать новые знания.
9. Предлагать обучающимся такие приемы работы со словарями, которые несут поисковый, творческий характер.
Соблюдая данные рекомендации, учителя начальных классов и студенты, посредством организации работы со словарём на уроках русского языка могут улучшить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Художественный мир произведения. Содержание понятия
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС