Классный час «Дети войны» с презентацией для начальной школы, 3-4 класс
Конспект внеурочного занятия к 9 мая - День Победы с презентацией. Тема «Дети войны». Начальная школа
Автор: Царева Анжела Ивановна, студентка Новосибирского педагогического колледжа №2,специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Описание материала: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Данный сценарий внеурочного занятия позволяет познакомить обучающихся с детьми, преодолевавших трудности сурового военного времени.
Участники: обучающиеся 3-4 классов, их родители, педагоги. Форма проведения: классный час. Методы: словесный, наглядный, практический. Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся о роли детей в годы войны. Развивающие:
- Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру
- Развивать интерес и уважение обучающихся к героическим событиям прошлого. Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к детям войны– участников военных действий через рассказы об историческом прошлом Средства воспитания: Листы формата А4, цветная бумага, фломастеры, ручки, карандаши, конверты-треугольники для рефлексии, фонограмма сообщения «От Советского Информ Бюро»,видеоролик "Дети войны", фонограмма «День Победы», презентация м/м, ТСО: компьютер, интерактивная доска.
Ход внеурочного занятия:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? А настроение? Рады, наступлению самого теплого месяца весны? Обучающиеся: приветствуют учителя, отвечают на вопросы.
Знакомство с темой занятия.
Учитель: У каждой страны, у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какой праздник наступит совсем скоро.
Обучающиеся:[/b] 9 мая - День Победы. Учитель: Молодцы! Верно. Сегодня наше занятие посвящено этому великому дню! 9-му мая! Дню Победы! А именно, Детям Войны. (Слайд 1) Учитель: Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 73-х летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в поселке, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны когда тебя будят, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. И вдруг… (Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информ Бюро»). Это был день начала войны: 22 июня 1941года. (слайд 2) Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы? Учитель: Ребята, вы знаете что-нибудь о детях ВОВ? Обучающиеся: рассказывают ту информацию, которой владеют о детях Великой Отечественной войны. Учитель:Включает видеороликлик «Дети войны»
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях. (слайд 3) Учитель: Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену (слайд 4-5)
Знакомство с детьми, участвующими в войне.
Учитель: Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев должны все знать поименно. (слайд 6) Сегодня я предлагаю вам вспомнить их. Это Леня Голиков(слайд 7) Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в блокадный Ленинград. Валя Котик (слайд 8) С августа 1943 года действовал в партизанском отряде, был дважды ранен. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. Участвовал в подрыве 6 железнодорожных эшелонов и склада. Марат Казей(слайд 9) Разведчик в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, он сражался до последнего патрона, а когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. Боря Кулешин(слайд 10) Нёс службу на корабле. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2-х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины., Аркадий Каманин(слайд 11) Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. Валя Зенкина(слайд 12)Фашисты заставили Валю пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и места их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость. После эвакуации женщин и детей из осажденной крепости продолжила борьбу в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. Володя Дубинин(слайд 13) 13-летний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда. Командир группы юных разведчиков пионер В. Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. Уже после освобождения Керчи 4 января 1942 г. Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Володя Щебацевич(слайд 14) Освобождение военнопленных было для всех главной задачей для Минского подполья. Несколько раз Володя был ранен. Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военнопленными к партизанам. Их выдал свой. Володю арестовали полицаи. Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам. Зина Портнова(слайд 15) Работая в немецкой столовой по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года Зина - разведчик партизанского отряда.В декабре 1943 года по доносу предателя была арестована. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Валера Волков (слайд 16) Участник партизанского движения, действующего в Севастополе. Любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. Сам сочинял заметки и статьи в рукописную газету-листовку «Окопная правда». В июле 1942 года Валерий вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, отражая атаку противника и прикрывая отход воинских частей из Севастополя, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк Маркс Кротов, Альберт Купша, Коля Рыжов(слайд 17) Друзья активно помогали партизанскому движению в Ленинградской области. Собирали продовольствие, оружие и передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии. По заданию партизанского командира мальчики пробрались к гитлеровскому аэродрому и, подавая световые сигналы, вывели на цель наши бомбардировщики. Самолеты врага были уничтожены. Вася Коробко (слайд 18) Был разведчиком и связным, а впоследствии - подрывником. Партизаны поручили Васе серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Пустил под откос 16 эшелонов с гитлеровскими солдатами и военной техникой, вывел из строя 10 паровозов, уничтожил лично около 400 гитлеровцев. Юта Бондаровская(слайд 19)Вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как он охраняется, сколько пулеметов. Распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага. В конце одного исключительно тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. Этот бой стал последним для Юты. Саша Кондратьев(слайд 20) Вместе с мамой Саша укрывал бойцов, бежавших из плена, ухаживал за ранеными красноармейцами и все время рвался в настоящий бой. Он и дал врагу этот настоящий бой. Неподалеку от деревни был аэродром, с которого в небо взлетали немецкие самолеты. Укрывшись поблизости с ручным пулеметом в руках, Саша ждал... И когда «мессер-шмитт» поднялся в воздух, набирая высоту, Саша расстрелял его пулеметными очередями. Гитлеровцы выследили юного патриота и схватили. Лара Михеенко(слайд 21) В августе 1943 г. Лара наравне со взрослыми принимает участие в подрыве одного из мостов через реку Дрисса. В начале ноября 1943 года Лару арестовали. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась. Галя Комлева(слайд 22) Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Вместе с подругами Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала.
Изготовление плакатов в память о Великой Отечественной войне.
Учитель: С ужасом фашизма боролись дети, боролись взрослые. (фонограмма «День Победы») Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. (слайд 23) Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России, наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей и эти мечты сбылись. Мы улыбаемся и не голодаем, благодаря солдатам Великой Отечественной Войны, благодаря детям войны.
Давайте с вами сейчас сделаем плакаты в память о тех страшных днях, которые пришлось пережить детям и взрослым. Мы всегда будем помнить о том, что они сделали для нас и будем благодарны за наше счастливое детство.
Обучающиеся: изготавливают плакаты в память о Великой Отечественной войне.
Минута молчания.
(слайд 24) Учитель: Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли - 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые десять секунд – 1 ребенок. Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Прошу всех встать. Минута молчания.
Садитесь.
Рефлексия.
Учитель: В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома, в тылу, они стараются помочь фронту. Как нужны были эти весточки солдатам перед трудным боем. Давайте же сейчас на письмах – треугольниках напишем слова благодарности всем тем, благодаря которым мы сейчас живем в мире и спокойствие. А также напишите ваше мнение о сегодняшнем занятии. (слайд 25) Учитель: Занятие подошло к концу. Всем спасибо. До новых встреч!
Анжела Ивановна, добрый день! С интересом прочитала вашу публикацию и посмотрела презентацию "Дети войны". Материал актуальный, заслуживает внимания и положительной оценки. Замечательно, что вы знакомите обучающихся о роли детей в годы войны, воспитываете патриотические чувства, уважение к участникам военных действий. Молодое поколение обязано знать и помнить тех героев, которые отдали свои жизни, ради мира на земле. Спасибо, вам. С вашего позволения взяла презентацию в закладки. Голос. Удачи.
Уважаемая Анжела Ивановна, нина секунду не пожалела, что открыла Вашу публикацию. Конспект внеурочного занятия "Дети войны" составлен профессионально: грамотно сформулированы цель и задачи; Вы говорите с учениками о судьбах конкретных людей (таких же детях, как и ученики, к которым Вы обращаетесь), что усиливает воспитательный эффект; содержание несёт в себе мощный эмоциональный заряд и не может не откликнуться в душах детей! Презентация грамотно составлена: размер шрифта делает текст читаемым, редактируя печатную часть информации Вы грамотно расставили акценты на содержании, слайд не перегружен фотоматериалом! БРАВО студенту и мой ГОЛОС!!! +4
Уважаемая Анжела Ивановна, мне очень понравился Ваш материал. Сделан с учетом психологии современных детей,и одновременно выдержан в классических традициях. Очень грамотно сделана презентация, шрифт крупный, легко читается, не перегружена материалом. Спасио Вам большое за этот труд! Жаль, что это поколение уже практически ушло, остались немногие и из тех, чье детство пришлось на годы войны. Но - пока жива память, есть надежда, что это не повторится.
Голос. Удачи Вам и Вашей работе!
Добрый вечер, Анжела Ивановна! Ознакомилась с Вашим трогательно-актуальным материалом. Мы выросли на этих именах. Очень радует, что Вы передаете своим ученикам память о тех великих людях, живших в тяжелые годы войны и переносивших все ее тяготы. Прекрасная работа. Спасибо. Голосую.
Анжела Ивановна, прочитала Вашу работу и ощутила будто в детстве побывала. Вы воспитываете своих учеников в духе советского времени в хорошем смысле. Голосую за Вас. У меня тоже конкурсная работа, посмотрите. Мне интересен Ваш отзыв.