Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе детского сада на тему «Воздух-невидимка»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» в средней группе для детей с нарушением зрения по теме «Воздух-невидимка»
Автор: Клабукова Елена Валерьевна, воспитатель КОГОБУ ШОВЗ «Хрусталик» города Кирова.
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД в средней группе (4-5 лет) для детей с нарушением зрения по теме «Воздух-невидимка». Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ в средней группе, а именно, с детьми, имеющими нарушения зрения. Это конспект занятия, направленного на формирование представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одном из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Задачи:
Образовательно-воспитательные:
• Расширять представления детей о природной стихии – воздухе, его свойствах и роли в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.
• Развивать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями; собственный познавательный опыт.
• Формировать навыки проведения опытов.
• Активизировать в речи детей слова: бесцветный, прозрачный, невидимый.
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; аккуратность при экспериментировании.
Развивающие:
• Способствовать формированию мыслительных операций, сообразительности, развитию внимания и памяти.
Коррекционно-компенсаторные:
• Развивать зрительно-двигательную координацию, чувственное и зрительно-пространственное восприятие, сохранные анализаторы.
• Развивать умение ориентироваться на микроплоскости и в пространстве.
Материалы и оборудование: полиэтиленовый пакет; фонарик; емкость с водой; воздушные шарики; стаканчики с водой и цветными горошинками; бумажные веера; трубочки для коктейля; листы тонированной бумаги; трафареты; воздушные фломастеры; схемы, изображающие свойства воздуха; кукла – профессор Знайка; фартуки.
Предварительная работа: наблюдения за ветром на прогулке; разучивание пальчиковой игры «Воздушный шарик», зрительной гимнастики «Озорной шарик», упражнения «Солнышко-солнышко»; рассматривание иллюстраций; беседа об исследователях и их опытах; изготовление бумажного веера.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: (под музыкальное сопровождение) Дети, скажите, что может нас согреть и улучшить настроение? (солнышко)
Воспитатель: Представьте, что руки – это солнечные лучики. Коснитесь друг друга и подарите тепло своим друзьям. (Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, прикасаясь друг к другу, произносят:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!)
II. Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Дети, сегодня нас посетит профессор Знайка. (вносится кукла) Он предлагает вам совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Согласны?

Воспитатель: Тогда наденьте, пожалуйста, спецодежду и становитесь настоящими учеными. (надевают фартуки)
Уважаемые ученые, отгадайте загадку профессора Знайки, и вы узнаете, что будете исследовать:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет)

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух невидимый.)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (ответы детей) Тогда начинаем экспериментировать. (дети проходят к столу 1).

Опыт 1. «Поймай невидимку» (полиэтиленовый пакет)
Воспитатель: Возьму пакет. Что в нём? (Он пуст.)

Воспитатель: Смотрите, какой он тонкий, его можно сложить в несколько раз. Я поймаю воздух в пакет. Закручу его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Мы сумели поймать воздух, значит, он находится повсюду! (Выставляют схему: воздух есть везде)
Возьму фонарик и посвечу на пакет с воздухом. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет.)

Воспитатель: Почему свет проходит через пакет? (потому что воздух не имеет цвета) Мы определили, что воздух – прозрачный, бесцветный. (Выставляют схему прозрачности и бесцветности.) Если развязать пакет? Что произойдет? (воздух выйдет, а пакет опять станет тоненьким)

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Воспитатель: Как вы думаете, а внутри людей есть воздух? (ответы детей) Давайте проверим.
(Дети рассаживаются за индивидуальные столы.)

Воспитатель: Прежде чем начать опыт, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шарик»
Я надул упругий шарик, (кончики пальцев пр. и лев. руки соединены попарно,кисти рук образуют шар)
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда! (хлопок ладошками)
Новый шар надую я. (ладошки раздуваются, образуя шар)

Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан. Что происходит? (выходят пузырьки)

Воспитатель: Что это за пузырьки? (воздух) Откуда воздух попал в воду? (из вашего рта) Значит, воздух есть внутри нас. Вы дуете в трубочку, что происходит? (он выходит) А, чтобы подуть еще раз, что мы делаем? (сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем)
(Воспитатель кладет каждому ребенку в стаканчик несколько цветных горошин)

Воспитатель: Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Оживите горошины, как настоящие волшебники. (дуют в трубочки). Что происходит с горошинами? (они двигаются) Что помогло оживить их? Да, конечно же, воздух. А откуда взялся этот воздух? (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. (Выставляется схема: воздух внутри человека.)
Воспитатель: Скажите, человек сможет прожить без воздуха? (нет, мы дышим постоянно) Какие еще живые существа могут погибнуть без него? (животные, птицы, растения)
(Дети выбирают и выставляют на мольберт соответствующие картинки.)

Воспитатель: Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (ответы детей) Давайте проверим, что легче, воздух или вода.

Опыт 3. «Что легче: вода или воздух?»
(Подходят к столу 2. На нем емкость с водой и воздушный шарик.)
Воспитатель: Скажите, что внутри шарика? (воздух) Опустим шарик в воду и понаблюдаем. Что происходит? (шарик плавает на поверхности и не тонет) Значит, он легче воды. Может ваши шарики утонут? Проверьте! (каждый ребенок берет шарик и опускает в воду) Не тонут! (Схема: воздух легче воды)



Зрительная гимнастика «Озорной шарик»
Шарик, шарик озорной, (моргают глазами)
Поиграй-ка, ты со мной!
Ну-ка, шарик, повернись, (круговые движения глазами)
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу, (отводят взгляд влево)
Шарик там я свой найду.
Теперь вправо посмотрю, (переводят взгляд вправо)
Снова шарик я найду!

Воспитатель: Скажите, а можно воздух ощутить? (можно) Когда это можно? (если воздух движется; дует ветер) Давайте создадим ветер сами.

Опыт 4. «Почувствуй воздух»
(Дети закрывают глаза и обмахиваются веером, рассказывают о своих ощущениях.) Что помогло вам почувствовать воздух? (кожа лица) Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель:
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем -
Капельки раздуем!

Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
(Используя воздушные фломастеры, дети наносят рисунок на лист бумаги по трафарету. Тон бумаги и цвет фломастера выбираются в соответствии со зрительными диагнозами.)



Воспитатель: Посмотрите, какие рисунки у вас получились. Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали.
III. Рефлексия
Воспитатель: Уважаемые ученые, наши исследования подошли к завершению. Профессор Знайка очень доволен вашей работой и просит напомнить, что вы обнаружили в результате поисков?
- воздух есть везде;
- воздух прозрачный, бесцветный, поэтому невидим;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- воздух нужен всему живому на Земле.


Рекомендуем посмотреть:

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе летом Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Свойства предметов Познавательное занятие в детском саду в средней группе на тему «Свойства магнита»
Участник №80 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2020 года
Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему: Осень
Опубликовано: 654 дня назад (10 апреля 2020)
Просмотров: 992
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Лариса Шлыкова # 10 апреля 2020 в 14:37 0
мне понравилось, вы молодец!!
Елена Валерьевна Клабукова # 10 апреля 2020 в 17:02 0
Спасибо Лариса!Приятно видеть положительный отзыв.